Урок литературного чтения 2 класс на тему "Д.Хармс "Игра"

Разделы: Начальная школа


Класс: 2.

Предмет: литературное чтение (по УМК «Школа России»).

Цель: познакомить с произведением Даниила Хармса «Игра».

Задачи:

  • познакомить обучающихся с журналами для детей 1920-1940 годов; рассказать о Д.Хармсе, его творчестве.
  • развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, устную и письменную речь, интерес к чтению, внимание к авторскому слову.
  • воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Материалы и оборудование: учебник, мультимедийный проектор, переносной экран, детские журналы, карточки с текстами-заданиями, презентация, портрет Д.Хармса.

вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный, практическая работа.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Функция учителя:  организатор сотрудничества, консультант управляющий поисковой работой.

Педагогические  технологии:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • объяснительно-иллюстративного обучения;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны уметь:

  • Прогнозировать содержание произведения;
  • Планировать работу на уроке;
  • Придумывать свои вопросы по содержанию;
  • Отличать журнал от книги;
  • Ориентироваться в журнале;
  • Находить  нужную информацию по заданной теме.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Улыбнитесь, 2 класс!
Урок чтения у нас.

Приветствует учащихся, настраивает их на работу.

Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.

2. Мобилизирующий этап.

Речевая разминка

Ваня, Ваня – простота,
Купил лошадь без хвоста
Сел задом наперед
И поехал в огород

- Какой это жанр?

(слайд 2)
Дает задание прочитать весёлое стихотворение с разной интонацией (весело, с удивлением и т.д.)

Обучающиеся читают с разной интонацией

3. Актуализация знаний

Где можно прочитать стихи, небылицы?

Это весёлое стихотворение я взяла на урок из журнала Мурзилка № 6, 2004.
- Давайте повторим, чем книга отличается от журнала?

Я тоже принесла детские журналы прошлых лет, давайте их рассмотрим

- Кто из вас принес журнал на урок?
- Расскажите о своем любимом журнале.
- Чем интересен этот журнал?

Организует  фронтальную работу по систематизации знаний детей.

 

(слайд 3)
Показывает журналы.
(Слайд 4)
Опора на имеющиеся знания у детей.

Ответы детей.
(книга, журнал и т.д)
Ответы детей   в журнале много различной информации, короткие рассказы и т.д., а в книге полное произведение или сборники произведений автора и т.д)
Представляют свои журналы, которые принесли из дома.

4. Постановка учебной задачи. Введение в тему урока

- Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки тоже читали журналы. Очень популярными журналами в 20-30 годы прошлого столетия были журналы «Чиж» и «Ёж» издавался в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург) в 1930-1940 гг. для дошкольников. А «Ёж» для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г. В редакции журнала работали такие авторы как С.Маршак, В.Бианки, Е.Чарушин, Б.Житков, А.Барто, А.Гайдар. Когда писатели работали, то в их отделе часто звучали шутки, пародии, весёлые стихи, что все смеялись и хохотали). Одним из авторов был молодой Даниил Хармс

(слайд 5)
Делает сообщение

 

 

Презентация Д.Хармс (слайд 6)

Слушают рассказ учителя

5. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это детский писатель Даниил Хармс.

Краткая биография.
Даниил Иванович Ювачёв – это настоящие имя и фамилия - родился в Петербурге в семье дворянина. Его мама заведовала приютом для бедных. Будущий поэт хорошо учился, свободно говорил по-немецки и по-английски. Получал образование в таком учебном заведении, где преподавание велось на иностранных языках.

ХАРМС - так впервые он в 1922 году (17 лет) подписался под шуточным стихотворением. И в англ. яз и нем. яз это слово обозначает «обаяние», «прелесть», по франц. обозначает «шарм».
После школы учился в электротехникуме, а вечерами становился актером: выразительно читал стихи, пел, играл на муз. инструментах, красиво рисовал. Любил шутки, розыгрыши, разные добрые проделки, небылицы. Он сочинял разные новые слова, считалки, бессмысленные стихи. И эти шуточные произведения  печатались в детских журналах тех лет.

Показывает презентацию
(слайд 7, 8)

Формулируют тему урока

6. Первичное закрепление - Что вы запомнили из моего рассказа?
- Каким вы его себе представляете?
- Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи?
- Какими они будут?
Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д.Хармса «ИГРА» Предположите, какое оно будет?
Корректирует ответы учащихся.
(слайд 9)
Отвечают на вопросы.

Физкульминутка

Упражнения в движении

(слайд 10)

Выполняют упражнения

7. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Первичное чтение.
- Прочитаем стихотворение  на с 160-164. Понравилось ли вам стихотворение. Почему?
(слайд 11)
Читает стихотворение.
Самостоятельно читают стихотворение.
Читают слова, объясняют значение
8. Выразительное чтение

А теперь сами попробуйте прочитать про себя или шепотом выразительно.

- Что значит «по панели»? (по тротуару).
- Какие слова вызвали затруднения при чтении? – Давайте поучимся их читать.
(«разойдитесь», «автомобиль», «сторонитесь», «панель» (нэ), «почтовый», «берегитесь», «советский».

Чтение вслух (цепочкой)

Организует  работу по выразительному чтению
(слайд 12)

Фронтальная работа по содержанию.
(слайд 13)

Читают стихотворение по цепочке.
9. Работа по содержанию текста.
а) работа по карточкам

(работа по карточкам)

1. Кто был участником игры?
2. Кого изображал Петька ?
Что крикнул Петька, когда прыгнул на скамейку?
3. Кого изображал Васька? Что крикнул Васька, когда прыгнул на скамейку?
4. Кого изображал Мишка? Что крикнул Мишка, когда прыгнул на скамейку?
- Кто шёл по дороге и мешал играть мальчикам?
- Почему стихотворение называется «Игра»?
(работа по карточкам)

Дает задание проблемного  характера по карточкам. После каждого выполненного задания, проверка Выполняют задание, затем проверка  выполнения работы и в правом столбике ставят себе + или -

Задание для детей с ОВЗ.

Проверка выполненного задания

Выбери правильный ответ:
1. Участниками игры были ……
(Маша, Петька, Васька, Мишка, Саша)
2. Петька изображал …….
(автомобиль, самолёт, пароход)
Петька, когда прыгнул на скамейку крикнул……
(- Я приехал!
- Стал на якорь!
- Сел на землю!)
3. Васька изображал …….
(автомобиль, самолёт, пароход)
Васька, когда прыгнул на скамейку крикнул……
(- Я приехал!
- Стал на якорь!
- Сел на землю!)
4. Мишка изображал …….
(автомобиль, самолёт, пароход)
Мишка, когда прыгнул на скамейку крикнул……
(- Я приехал!
- Стал на якорь!
- Сел на землю!)
5.Кто шёл по дороге и мешал играть мальчикам? (корова, человек, кошка)
6.Почему стихотворение называется «Игра»? (мальчики играли, мальчики бегали, мальчики кричали)
   

в) Выполнение творческого  задания. (для детей выполнивших предыдущее задание)

Сейчас мы тоже поиграем со словами, предложениями.
- А теперь представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в детский журнал. А может мы,  с вами сделаем небольшой сборник и отправим в Москву, в редакцию детского журнала.

Играем в Рифму. Дополните 2 строкой, придумываем со словами, которые даны в карточке.

Сочиняем свои  весёлые стишки.
(1. Почтальон принёс журнал
………………………………);
2. (Мне понравилась игра
……………………………)
3. (Все ребята любят шутки
………………………………)
4. (На уроке мы читали
………………………..);

 

 

 

 

 

 

 

Дети подбирают строки в рифму.

  _______________________
1. .............................на окошке
.................................по дорожке;
2. .............................лень
.................................день;
3. .............................темно
.................................окно;
4. ..............................год
..................................ждёт
________________________
- А теперь проверим. Зачитайте ваши весёлые стихи, которые вы сейчас сочинили.
Молодцы!!!
  Дети зачитывают свои стишки.
10. Рефлексия - А теперь на листочках выберите предложение и закончите его?
- Я узнал (а) сегодня на уроке ….
- Я похвалил (а) бы себя за ….
- У меня получилось…
- Поставьте себе оценку за работу.
Проверка ответов детей.
(слайд 14)
Продолжают выбранное предложение и зачитывают вслух.
Ставят себе оценку.
11. Итог урока - О творчестве какого писателя вы сегодня узнали?
- Что вы запомнили?
- С каким стихотворением познакомились?
(слайд  15)
Подводит итог урока.
Ответы учащихся

12. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению стихотворения с. 160-164.

Спасибо за урок.