Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).
Форма совместной деятельности: игровая.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Средства, наглядные: 5 страниц книги, пиктограммы эмоций (20 шт.)
Материалы и оборудование: кинетический песок, песочница, камни (морские), каштаны, желуди, камни, бумажные заготовки для рисования мандал (круг - 2 шт.), влажные салфетки (1 упаковка), мольберт, магнитофон, аудиозапись спокойной мелодии.
Цель: создать эмоциональное настроение, способствовать снижению агрессивности, снижению мышечных зажимов, развивать способность самостоятельно находить нужные способы поведения.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей отражать в речи свои ощущения, свое настроение; называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, легкий, плотный…);
- стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств;
- учить передавать разные эмоциональные состояния в играх.
Развивающие:
- развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов;
- способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы;
- способствовать развитию воображения и творческих проявлений дошкольников;
- формировать навыки рефлексии.
Воспитательные:
- воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью песочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в играх;
- воспитывать умение сплоченно работать в детском коллективе;
- совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
- воспитывать стремление выполнять заданное до конца.
Этапы совместной деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
1. Эмоциональный настрой. Цель: эмоциональный настрой на совместную деятельность |
- Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие. |
Создает приветливую, доброжелательную ситуацию |
Дети встают в круг и улыбаются друг другу, произнося хором последнее слово «Привет» |
Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность, доброжелательность |
2. Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне |
А сейчас, давайте приведем голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками). |
Создает мотивационную ситуацию для дальнейшей реализации поставленной цели |
Дети закрывают глаза, эмоционально настраиваются на тему |
Проявляет познавательный интерес к совместной деятельности, эмоционально настраивается на тему |
3. Поиск, решение задачи, проблемы. Цель: совместная деятельность для достижения результата |
- Первая страница волшебной книги-страница «Настроений». Упражнение 1.«Улыбка» |
Демонстрирует картинки с изображением эмоций, (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость) Беседует с детьми, задает вопросы. |
Дети называют эмоции, становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу, эмоционально настраиваются на совместную деятельность |
Приобретает навыки взаимодействия со сверстниками |
Упражнение 2. «Угадай эмоцию» Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство. |
Следит за правильностью выполнения различных эмоций | Дети показывают любое выбранное эмоциональное состояние, выполняя мимические упражнения с помощью выразительных средств. |
Демонстрирует умения высказывать собственные чувства, показывать пантомимикой, мимикой, жестами. Распознает эмоциональные состояния |
|
- Какие эмоции мы испытываем больше всего? Дети отвечают: конечно, радость! Давайте на странице приклеим пиктограмму с изображением радости. |
В игровой ситуации, побуждает интерес, нацеливает на работу | Дети приклеивают пиктограмму | Вступает в диалог и отвечает на поставленный вопрос | |
- Ребята, мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что это такое? (психолог показывает на стол). Ответы детей. |
Актуализирует знания детей с помощью вопросов | Дети подходят к столу, где лежит песок. Вступают в диалог, отвечают на вопросы |
Проявляет познавательный интерес к совместной деятельности, эмоционально настраивается | |
- Следующая страница нашей книги – «Волшебный песок» – это очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, мосты и пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке? | Дети высказывают свои предположения. | Проявляют речевую активность Умеет делать не сложные умозаключения и работать в паре |
||
- Проходите к песку, рассаживайтесь поудобнее. - А сейчас я предлагаю каждому из вас оставить следы на песке. |
Уточняет знание детей о свойствах песка | Оставляют следы на песке разными способами | Проявляет эмоции и чувства в процессе работы | |
|
- Какие эмоции вы сейчас испытываете? |
|
Дети приклеивают пиктограмму |
|
4. Планирование деятельности. Цель: совместная деятельность для достижения результата |
- Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может и найдете что то необычное (дети, играя, находят камешки). - А камешки, которые вы нашли непростые. Мы с вами уже рисовали волшебные рисунки. Как они называются? мандалы. А вы знаете, ребята, что рисунки выполнить можно не только карандашами, но и разным материалом |
Создает ситуацию, для включения у детей фантазии и условия для творческого воображения детей | Дети вступают в диалог с психологом и друг с другом | Проявляет любознательность в получении новой информации |
|
- Сегодня я вам предлагаю нарисовать мандалы, выбрав себе разный материал - камушки, каштаны, бусинки. |
|
Эмоционально откликаются на выполнение работы Радуются успеху. |
Сформировано умение работать в паре. Проявляет фантазию, творческую активность в процессе изобразительной деятельности |
4. Рефлексия. Цель: осознание детьми своей деятельности, учить работать с разным материалом, самооценка результатов своей деятельности |
- Ребята, Вам понравилось, как вы сегодня рисовали? |
Стимулирование к анализу, совместный анализ |
Демонстрируют свое отношение к занятию. Самооценка детьми своего вклада в достижение результата |
Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач. |
5. Открытость. Цель: переход детей из одной деятельности в другую |
- Ребята, сегодня вы научились изображать мандалы, используя различный материал. |
Обсуждение с детьми продолжения работы в совместной деятельности. |
Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. |
Ребенок проявляет самостоятельность, креативность в выборе дальнейшей деятельности |
Методическая литература
1. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.
2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003.
4. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2.
5. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.
6. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1.
7. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.