Вечные Жизненные ценности (разговор по письмам Д.С.Лихачева)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Профессия — педагог

Классы: 8, 9, 10, 11


Цели классного часа:

  • сформировать мировоззрение, нравственность старшеклассников;
  • повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам;
  • знакомство с биографией и взглядами академика Д.С.Лихачева;
  • знакомство учащихся с книгой Д.С.Лихачева “Письма о добром”;
  • воспитание толерантного отношения к окружающим;

Задачи классного часа:

  • выяснить отношение учащихся к таким понятиям как «долг, совесть,  честь, верность, умение прощать, воспитанный, интеллигентный человек»;
    узнать их цель в жизни;
  • организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; продолжить работу над развитием умений коллективно анализировать проблему;
    подвести к необходимым выводам;
  • учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения;
  • заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики;
  • продолжить работу по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников;
  • приобщить учащихся  к духовной культуре;
  • помочь учащимся привыкнуть к публичным выступлениям.

Подготовительная работа:

Провести анкетирование учащихся с целью определения их основных жизненных позиций  (Приложение 1);

  • подобрать литературу по теме;
  • высказывания великих людей;
  • предварительно обсудить тему «круглого стола» с учащимися;
  • дать рекомендации по подготовке выступлений;
  • подобрать изречения великих людей по теме;
  • составить презентацию к мероприятию;
  • подготовить письма Лихачёва в конвертах на столе (Приложение 2);
  • подобрать видеосюжеты.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: Мультимедиа, презентация.

Оформление: плакаты с девизами:

  • «Самая большая ценность-жизнь».
  • «По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке» Д.С.Лихачёв
  • «Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие. Лучше послушай, что он говорит о других» О.Хайям.

Ход разговора за круглым столом

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, ребята, коллеги сегодня мы собрались за этим круглым столом для беседы. Прежде, чем озвучить тему нашей беседы посмотрите, пожалуйста, маленький фрагмент из сказки «Василиса Прекрасная» (фрагмент из фильма «Василиса прекрасная»)

Ведущий: Как вы думаете, ребята, на какую тему мы сегодня будем беседовать?

Ребята: о жизни…

Презентация

Видеофрагмент

1 слайд Ведущий: Правильно, о жизни, о её ценностях, а девизом к нашей беседе, являются слова «САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ». Что же самое главное в жизни? Главное может быть у каждого свое собственное, неповторимое. Но все, же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

Главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Как мало в повседневной жизни мы говорим о доброте, духовно-нравственных аспектах, о моральных нормах, а ведь человек должен всегда оставаться человеком.

2 слайд (2 щелчка). Ведущий: Сегодня мы хотим познакомить вас с  «Письмами о добром и прекрасном» академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В  письмах, адресованных молодому поколению, Д.С.Лихачев рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании молодежи.

 Ведущий: Ребята, знаете ли вы кто такой Дмитрий Сергеевич Лихачёв?

3 слайд (3 щелчка). Ученик: Дмитрий Сергеевич Лихачёв советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, член Академии наук СССР родился в 1906 году в Санкт Петербурге. За свою научную и общественную деятельность был удостоен многих правительственных наград, ему была дважды присуждена Государственная премия СССР.

4 слайд (4 щелчка). Дмитрий Сергеевич учился в гимназии Императорского Человеколюбивого общества, позже в реальном училище, затем  — в Советской единой трудовой школе. Поступил в Ленинградский государственный университет на факультет общественных наук, где обучался одновременно в  романо-германской и славяно-русской секции отделения языкознания и литературы.

5 слайд (3 щелчка с паузой). В 1928 года арестован и осуждён на 5 лет за контрреволюционную деятельность. Был политзаключенным в Соловецком лагере особого назначения, затем переведён в исправительно-трудовой лагерь, где работал счетоводом и железнодорожным диспетчером на строительстве Беломорско-Балтийского канала.

6 слайд (2 щелчка). Он был досрочно освобождён в 1932 году и вернулся в Ленинград. Во время войны находился с семьёй в блокадном Ленинграде, где защитил диссертацию на степень кандидата филологических наук.

7 слайд (4 щелчка). За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете на историческом факультете сначала в должности доцента, а затем – профессора.

8 слайд Лихачев был почетным доктором Университета имени Николая Коперника в Торуне, Оксфорда, Эдинбургского университета, Университета Бордо, Цюрихского университета.

9 слайд Герой Социалистического Труда, награждён Орденом Святого апостола Андрея Первозванного, Орденом  «За заслуги перед Отечеством» II степени, Орденом Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, Орденом Георгия Димитрова, двумя орденами «Кирилла и Мефодия», медалями,  «За доблестный труд в Великой Отечественной войне  и многими другими наградами.

10 слайд Академику Лихачеву была присуждена Государственная премия Российской Федерации. В 2000 году Дмитрию Лихачеву посмертно была присуждена Государственная премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала "Культура".

Ведущий: Ребята, вы молоды, у вас сейчас начинается самая прекрасная пора жизни, перед вами открыты все дороги… Давайте послушаем и обсудим первое письмо, которое так и называется «Молодость-вся жизнь». Арлан, прочти это письмо.

(Письма в конвертах с названиями лежат на столе, вокруг которого сидят ребята).

11 слайд Письмо «Молодость-вся жизнь» (Приложение 2)

Ребята читают (звучит письмо, затем ученики высказывают своё мнение об этом  письме с чем они согласны, а с чем нет).

Ведущий: Почему молодым легче сблизиться?

Над чем задумались, слушая текст?

– Как вы понимаете слова «берегите молодость до глубокой старости»?

Ребята: Необходимо сохранить молодость души и чистоту помыслов, сохранить ту открытость, которая присуща молодости, наивность и доверчивость, непосредственность.

- Иногда молодого человека и молодым-то не назовешь. Он пассивный, инертный, а новое время требует людей энергичных, деловых, решительных, готовых взять ответственность за свои поступки и высказывания. 

Ведущий: По-моему, очень важно научиться в молодости трудиться. Кем   бы вы ни были дворником или профессором, вы должны научиться любить свою работу, своё дело. Я всегда ставлю на первое место работу, потому, что для мужчины это главное в жизни: знать, что ты профессионал своего дела ….

Ребята, как вы понимаете слова «Береги честь смолоду»?

Ребята:

- Я считаю, что необходимо  с юности дорожить своей честью, добрым именем так же, как и одежду сберечь снову, т.е. пока она новая. Говорятся эти слова в качестве напутствия молодому человеку в начале его жизненного пути.

- Беречь честь смолоду - значит делать и поступать только так, что б потом за твои дела и поступки плохого не мог сказать никто: ни друзья, ни сослуживцы, ни соседи, ни  родные. Что всегда тебе было от них уважение.

Эти слова Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке", рассказывая историю молодого человека Петра Гринёва. О смысле, по-моему, догадаться не так уж трудно. Если за новой одеждой не ухаживать, она быстро превратиться в тряпьё. Если в юности ты не понимаешь, что такое честь и позволяешь унижать себя или унижаешь других, т. е. поступаешь бесчестно, то вряд ли это можно будет исправить в будущем. Честь, она либо есть у человека, либо нет.

Ведущий: Как точно подмечено, что в памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

12 слайд Ведущий: спать не даёт нам наша совесть, она гложет нас за содеянные поступки, которые нам неприятны, не сочетаются с честью и достоинством человека.
В словаре В.И.Даля, честь определяется как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть»,
А как вы понимаете, что означает понятие честь?

Ребята: Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям.

- Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения.
Ведущий: Все ответы принимаются. Я бы хотела вас направить на то, что честь и совесть – мерила чистоты помыслов и действий.

Ведущий: архимандрит Платон считал, что: «Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения». Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство.

13 слайд Ведущий: честь и достоинство всегда стоят рядом.

А что такое достоинство как раскрыть это понятие? Что вы понимаете под этим словом?

Ребята: Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности, как морально-нравственная категория.

«Достоинство это неотъемлемое  свойство  человека, принадлежащее ему независимо  от того,  как он  сам и  окружающие люди воспринимают  и оценивают его личность».

Отрывок из письма, в котором говорится о достоинстве, прочтет Максим, оно называется «В чем смысл жизни» (Приложение 3)

Ведущий: что значит вести себя достойно?

Ребята: не совершать предательства, быть верным другом.

Поддерживать правое дело, не влезать в долги…

- Достойное поведение Человека - это  сочетание нравственного отношения Человека к окружающим его людям, природе и своему здоровью;

- Когда не позоришь своих родителей, тех, кто тебя воспитал.

- А мне кажется, что достойный, это честный.

Ведущий: Можете ли вы привести пример поведения человека, который вам запомнился тем, как достойно он  вёл себя в какой-то ситуации?

Ребята рассказывают о своих родителях. Один ученик привел в качестве примера свою маму, которая работает врачом и на своей работе с утра и до вечера лечит людей, больных диабетом, помогая им не только лекарствами, но и добрым словом, советом,  человеческим сочувствием.

Ведущий: Итак, мы понимаем, что, как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом». Вы говорили о том, что надо быть верным. Верным другом, быть верным своей любви, делу  именно об этом написано в письме, которое называется  САМОЕ БОЛЬШОЕ.

Данил, прочти, пожалуйста.

14 слайд Письмо третье  САМОЕ БОЛЬШОЕ (о верности) (Приложение 4)

Ребята: Я понимаю верность должна проявляться по отношению к членам семьи, одноклассникам, учителям.

Мы помогаем родителям по дому, заботимся о младших сестрёнках и братишках, помогаем в учёбе товарищам, откликаемся на просьбы учителей, ухаживаем за домашними животными.

Ребята: «можно выразить связь между первыми тремя письмами одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости».

Ведущий:  Ребята, а как вы считаете верность это выбор или качество характера? (Звучат разные мнения)

Ребята: это свойство характера, так же, как и доброта…

1) - Я считаю, что это выбор каждого, верными не рождаются, быть верным или нет - решает каждый сам для себя в зависимости от морального уровня и воспитания.

2) - Качество характера. Если человек не склонен к изменам, то он не склонен и ему не приходится делать выбор. Для такого человека изменить – то же самое, что перешагнуть через себя.

3) - Верность не случайно дружит с непоколебимостью, твердостью и неизменностью. Несмотря на изменяющиеся обстоятельства, она, как стрелка компаса, всегда показывает свой полюс, как его не вращай. В жизни все меняется. Со временем, жизненным опытом и обстоятельствами  претерпевают определенную коррекцию и убеждения человека. Жизнь заставляет каждого сдавать экзамен на верность. Человек с таким проявленным качеством личности как верность  может пересмотреть свои взгляды и принципы, но единожды выбранный им объект настолько прочно и незыблемо сидит в его сердце, что никакие силы Вселенной не способны раскачать лодку его верности.

4) Верность означает ты с объектом верности, за него, всегда, везде и при всяких обстоятельствах. Вероломство, предательство, неверность, коварство, измена – глубоко ей чужды и антагонистичны, никакими «коврижками», посулами и чинами ее не купишь.

Ведущий: Все ответы приняты, хочу подвести небольшой итог: Нельзя быть верным на четверть или наполовину, верным можно быть только на все сто.

15 слайд Ведущий: А вот правда, ребята, трудно остаться верным другу, который обижает тебя?

Ведущий: Мы проводили анкету, в которой вы ответили на вопросы: «на что ты можешь обидеться? Кто или что обижает тебя сильнее всего?» Следующим образом:

- Неуважение, упрёки и т.д.

- Не имею привычки обижаться, я просто делаю выводы о людях.

- На самом деле я обидчивый человек и могу обидеться на всё.

- Безразличие.

Ведущий: Кирилл, прочти нам письмо про обиду.

Ребята: читают письмо, обсуждают. (Приложение 5)

КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?

16 слайд Ведущий: Что такое обида? Каков ее механизм?

Обида — это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне.

А почему одни люди более обидчивы, а другие — менее? С чем это связано? 

Но, все же, одних обидеть проще, а других — сложнее. Разве это не так?

А как объяснить, что одним людям проще признавать собственную неправоту, а другим — нож острый? 

И как с этим справиться?

Ребята: Самый мучительный компонент любой обиды, когда, что называется, зацепило — это когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. И чем сильнее этот компонент — тем сильнее и обида. Грубо говоря, обижают не нас, обижаем мы себя сами. Обижаем тем, что бессознательно соглашаемся с каким-то условно-нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес.

Ведущий: Как лучше выйти из состояния обиженного человека? Послушайте стихотворение Эдуарда Осадова (Приложение 6)

Ведущий: Ребята а вы умеете прощать? Все ли можно простить?

17 слайд «Слабые мстят, сильные прощают, счастливые забывают» (Хаям)

Ребята: Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.

18 слайд Ведущий: Прощение нужно только обидчику или оно необходимо обиженному?

Какие чувства мешают простить?

Как же выйти из этого состояния? Надо ли ждать, когда у вас попросят прощения?

Ребята: Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

19 слайд Ведущий: Часто мы обижаемся на замечания по поводу несделанной работы, не выполненных обещаний. Нам говорят: «Ты должен!».

Тимур, прочти, пожалуйста, отрывок из письма «Большое в малом». (Приложение 7)

Ребята: читают письмо и обсуждают.

Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности, требования к нему.  

Ведущий: Какие у Вас обязанности в этой жизни на данном жизненном отрезке? 

Ребята: Цель жизни — самовыражение. Высший долг — это долг перед самим собой. (Оскар Уайльд)
Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь. (Иоган Гете)

Ведущий: Ребята, как вы понимаете свой долг?

Ребята: Думаю, что мы должны учиться. Затем - жить по определенным правилам колледжа. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенный долг.

- Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

- Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

- Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

- Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

Ведущий: А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Ребята:

- Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

- Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо.

- Долг перед самим собой - да, мы не редко об этом задумываемся. Самое главное - это гармония с самим собой, со своей душою. Есть такое выражение "найти самого себя", т.е. знать точно кто ты, какой ты человек, кем ты хочешь быть, с кем ты хочешь быть и пр. в этой жизни.

Сохранять здоровье, выучиться, принести пользу в жизни, оставить след.

Ведущий: - «Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга»: Лихачев.

20 слайд Ведущий: Ваш основной долг это хорошо учиться, быть воспитанным, интеллигентным человеком.

Ведущий: Антон, прочти, пожалуйста, нам письмо «О воспитанности». (Приложение 8)

Ребята: По мнению Д.С. Лихачева, « воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, кто воспитывает в себе бережное отношение к миру, к обществу, природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь». Как говорил Платон: « Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными, поэтому мы должны быть воспитанными, чтобы стать полноценными членами общества».

Ведущий: Аслан, как ты понимаешь слова «воспитанный человек»?

Ребята: Мне кажется, это человек, который умеет вести себя тактично и сдержанно.

Ведущий: Давайте прочтем письмо об интеллигентности. А как вы понимаете слова «интеллигентный человек»? Айдын, читай письмо. (Приложение 9)

Ведущий: В анкетах на вопрос «в чём состоит подлинная интеллигентность?»

Вы написали  интеллигентный человек- это человек, который ведёт себя достойно, который уважает старших, с которым интересно вести диалог, грамотный, культурный

21 слайд Ребята: Интеллигентность – это умение самостоятельно мыслить, выносить суждения о делах людей и проявлениях мироздания.

  • Интеллигентность – это сочетание правдивости сердца, благородства души и трудоспособности ума человека.
  • Интеллигентность – это легкость интеллекта, терпимость характера, надежность слов и благородство поступков.
  • Интеллигентность – это совокупность интереса к истории, искусству, литературе, уважения к культуре и нравственной цельности человека.

22 слайд Ведущий: Проявления интеллигентности в повседневной жизни:

  • Образование. Чем более образован человек – тем более явно проявляется его интеллигентность.
  • Общение. Богатая речь, отсутствие грубых или плоских выражений, использование уместных цитат, крылатых выражений и афоризмов; чувство юмора – признаки интеллигентного человека.
  • Хорошие манеры. Человек, демонстрирующий хорошие манеры без жеманства, внутреннего напряжения и самолюбования – проявляет интеллигентность.
  • Отказ от осуждения. Человек, не спешащий осуждать окружающих, но старающийся понять мотивы их поступков – проявляет интеллигентность.

Ведущий: Как достичь интеллигентности?

  • Чтение. Основной источник, «подпитывающий» интеллигентность – чтение хорошей классической литературы.
  • Образование. Не всякий образованный человек интеллигентен, но каждый интеллигентный человек непременно хорошо образован.
  • Семейное воспитание. Воспитывая в детях уважение к окружающим, умение слушать, слышать и воспринимать разные точки зрения – родители закладывают основы интеллигентности.
  • Благотворительность и просветительская деятельность. Участвуя в благотворительных акциях, или читая благотворительные лекции – человек воспитывает в себе и проявляет интеллигентность.
  • Неразделимость слов и поступков. Тщательно отслеживая соответствие своих слов своим же поступкам, человек учится интеллигентности.

Ведущий: А какими вы хотите видеть себя в будущем?

В анкетах вы отвечали на вопрос «Какая у тебя цель?» многие ребята сказали:

  • Саморазвитие и самореализация.
  • Получить образование, создание семьи, помощь родителям.
  • Прожить жизнь достойно.

Эти слова, ребята, говорят о вас очень многое…

23 слайд. Ведущий: Влад, прочти нам, пожалуйста, письмо о цели.

Ребята: читают письмо «Цель и самооценка» (Приложение 10)

Ведущий: Скажи, Влад, а у тебя какая  цель в жизни? А как ты понимаешь слова «Цель оправдывает средства»?

Влад: я планирую получить высшее образование, заниматься спортом…

Ребята: Постановка жизненных Целей — это первый и самый важный шаг к управлению собственной Судьбой! 

«Хочешь изменить жизнь — поставь новые Цели!»

Ведущий: Все жизненные цели можно разделить на 3 категории: 

  • Высшие цели (Развитие Личности и Служение Обществу),
  • Основные цели (Самореализация и Взаимоотношения) и
  • Обеспечивающие цели (Деньги, Быт, Отдых).

Ведущий: Что же самое главное в жизни? Давайте прочитаем письмо с одноименным названием. (Приложение 11)

Ребята: Основные Цели Жизни:

1 Развитие Личности — духовное, энергетическое и физическое развитие, постоянный качественный рост во всём. По сути, развитие личности предполагает и нацелено на: 

1. Полное раскрытие потенциала человека (его души): всех его лучших качеств, талантов и способностей 

2. Устранение всего, что человека угнетает, делает слабым и несчастным: негативные качества и эмоции (обида, лень, гордыня, заниженная самооценка, др.), слабости и пороки (зависимости, вредные привычки, всё, что человека разрушает). 

3. Работа — профессиональная самореализация, как правило, занимает от 1/3 до 2/3 времени всей жизни человека.

Правильный выбор самореализации в обществе (выбор профессии) определяет — полезность человека для общества и людей, его материальное благополучие и социальное положение

4. Взаимоотношения — создание семьи (любовь), воспитание детей, друзья и ближайшее окружение человека. 

Взаимоотношения — могут дать человеку крылья, бесконечное состояние счастья.

24 слайд Ведущий: Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию.

Сегодня ключевой мыслью нашего разговора было умение творить добро людям «Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким» А какие добрые поступки вы совершаете каждый день?

Ребята: Помогаем родителям, ухаживаем за младшими и бабушкой.

- Выполняем просьбы и поручения учителей.

- Ухаживаем за животными, растениями.

25 слайд Ведущий: Говорят, что в век скоростей и новых технологий не принято говорить о нравственности и культуре, но академик Д.С.Лихачев считал, что этот век будет веком гуманитарных наук и просвещения, и он в этом совершенно прав. Мы обращаемся сегодня к наследию этого человека для того, чтобы разбудить свою совесть, припасть к истокам родной культуры, задуматься о себе.

26 слайд. Ведущий: Сегодня мы использовали письма из книги Д.С.Лихачева, изданной в 1985 году и являющейся библиографической редкостью. Уникальность ее в том, что она обращена к тем, кому предстоит жить, идти ее сложными путями. Это сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, который хочет помочь молодым. Все, сказанное Д.С.Лихачевым, актуально и будет востребовано всегда.

Закончить беседу можно просмотром фильма из Интернета для  релаксации.

(«Величайшая ценность» Великий колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес адресует это прощальное письмо - один из последних даров миру прекрасного человека и подлинного мастера...

https://www.youtube.com/watch?v=p7-3dUahEPA)

Список литературы

  1. Словарь Даля в 2 томах в современной орфографии, Москва «Олма-пресс», 2002.
  2. «Письма о добром и прекрасном». Д. Лихачев, сост., общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Дет. лит., 1985.
  3. Эдуард Асадов «Избранное», Москва «Эксмо», 2017.