Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Современный мир очень динамичен, что заставляет пересматривать роль исследовательского поведения в жизни человека. С началом XXI века становится более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь уже связана с научной работой, они необходимы каждому человеку.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения учебное исследование и проектирование из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов и основ самоподготовки.

Цель проектов – формирование интеллектуальных, обще трудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощённых в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

В приоритетном национальном проекте «Образование на особом месте стоят вопросы качества образования, одним из условий достижения которого, является использование в учебном процессе элементов современных образовательных технологий, в том числе проектно-исследовательской деятельности.

Реализация межпредметной интеграции – это одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками основными приемами познавательной деятельности, общими для всех наук. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителей.

Всем уже давно знакомы реферативные работы учащихся, широко применяемые в педагогической практике ещё с начальной школы. Работая в формате Miсrosoft Word, учащиеся (в зависимости от возраста, используя энциклопедии или иные способы наглядного представления: презентации, видеофильмы) рассказывают на уроках о самостоятельно изученной информации. Подобные работы позволяют интегрировать знания и полученные навыки таких уроков как информатика (создание презентаций в программе Miсrosoft PowerPoint изучается в 5​​​–6 классах) и изобразительное искусство.

Очень интересные работы получаются в 6 классах, когда учащимся предлагается выполнить сообщение по теме «Портрет в изобразительном искусстве XX века». Сообщение ограничено по времени 1 или 2 минуты, с условием отсутствия текста на слайдах. Ученик своими словами должен передать смысловое содержание презентации. Это позволяет освоить коммуникативные навыки общения с аудиторией, умение работать с информацией (выделять наиболее важное и интересное). А значит, мы можем рассматривать межпредметные проекты как средство и форму достижения метапредметных результатов.

В четвёртой четверти 5 класса в государственной программе по изобразительному искусству отводятся часы для самостоятельных творческих работ учащихся по декоративно прикладному творчеству. По итогам все учащиеся представляют продукт своей деятельности и мастер класс пошагового изготовления, оформленный в презентацию. Происходит интегрирование таких предметов как информатика, изобразительное искусство, технология.

На уроках литературы, изучая творчество писателя В.П. Астафьева и его произведение «Конь с розовой гривой» учениками 7 класса были предложены различные варианты изучения данного произведения. В качестве варианта представления результата работы было определено создание иллюстративного мультфильма по рассказу. Для создания мультфильма им понадобилось выполнить раскадровку и подготовить иллюстрации. А так, как на уроках изобразительного искусства есть тема «Иллюстрация литературного произведения», то эта задача легко решилась посредствам интегрированного изобразительного искусства и литературы. Впоследствии, данные иллюстрации и авторское чтение рассказа были оформлены в видеоформате (информатика).

На уроке технологии в разделе «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов в программе Paint учащиеся создают эскизы прихваток для последующего воплощения творческих задумок в жизнь. В 6 классе учащимся в рамках практико-​ориентированных домашних заданий предлагается выполнить мастер класс по изготовлению творога в домашних условиях. Использование современных гаджетов, а именно телефонов, с возможностью создания качественного видео приходит на помощь.

Задача современной школы - формирование выпускника нового типа, обладающего не просто предметными, а метапредметными знаниями, имеющего целостное представление об объектах и явлениях окружающего мира, способного не только хорошо ориентироваться в нем, но и принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. Невозможно всему этому обучить в рамках одного урока. Для этого требуется не только межпредметные связи, т.е. интеграция предметных курсов общего, но и дополнительного образования, а так же чередование урочной и внеурочной деятельности. Приобщение учителей и учащихся к внеурочной деятельности имеет следующую цель: - развитие навыков и умения самостоятельно и творчески мыслить, использование полученных знаний на практике. Данная цель решает задачи:

  • повышение уровня социальной адаптации учащихся (так как происходит развитие одного из главных её компонентов – способности к рефлексии собственной деятельности, формируется познавательная самостоятельность и активность); создаются условия для личностного и профессионального самоопределения учителей, (учащиеся определяют значимость и ценность данного вида деятельности для себя, и возможность её дальнейшего использования);
  • формирование умений и навыков планирования, организации и контроля собственной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой; обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчёта и доклада о результатах научно-исследовательских работ.

Надпредметные практико-ориентированные проекты в нашей школе имеют достаточно широкую практику. Выступая в роли классного руководителя, мне не один раз приходилось организовывать работу по проведению общешкольных мероприятий: празднование нового года, праздник, посвящённый 23 февраля и др. В процессе работы над проектом происходит распределение обязанностей между участниками рабочей группы (подбор музыкального сопровождение, написание сценария, изготовление костюмов и т.п.). Работы по оформлению к различным праздникам и мероприятиям, изготовлению наглядных стендов также происходит при активном участии учащихся школы.

Творческие работы учащихся в рамках внеурочной деятельности представлены в видеоформатах с обучающими мастер классами и информационными видеофильмами. Как пример работа учеников 8 класса проект по технологии с мастер классом по изготовлению медных колец в проекте «Медный век». А также пример работы учащейся 9 класса по теме «Третьяковская галерея в видео формате». В этой работе представлен мастер класс по работе в программе по созданию видео и непосредственно сам фильм о Третьяковской галереи.

Создавая и планируя работу, помните одно простое правило: даже скромные свершения куда важнее, чем самые грандиозные планы.
Так и повседневные успехи наших детей приведут их в дальнейшем к успехам во взрослой жизни.

Классификация проектов по типам

По количеству участни-ков

По продолжительности

По характеру контактов между участниками

По характеру результата

По количеству предметов (комплекс-ности)

личностные

мини-проекты

внутриклассными

творческие

монопроект

парные

краткосрочные

внутришкольными

исследовательские

межпредметный

групповые

средней продолжительности

практико-ориентированные

практико-ориентированные

 

 

долгосрочные

межрегиональными

ролевые

 

 

недельные

международными

информационные

 

 

 

 

учебные

 

 

 

 

игровые

 

 

 

 

социальные

 

Все разнообразие исследовательских работ можно условно объединить в три группы: фантастические ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений), эмпирические (тесно связаны с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированные на изучение фактов и материалов, содержащихся в разных источниках)