Основные направления использования дистанционных технологий для обучения одаренных детей

Разделы: Иностранные языки


Глобальная информатизация общества, широкое использование постоянного развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий ведет к росту значимости информатизации всей системы образования.

Исследованию различных аспектов обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей. С точки зрения Е.И.Машбиц, Б.С.Гершунский, М.Демакова использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации учителей и учащихся, позволяет по-новому организовать взаимодействие учеников и педагогов, способствует развитию познавательной самостоятельности школьников.

В общеобразовательной школе существует категория учащихся, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности является наиболее эффективным способом получения образования с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей этих одаренных школьников. Повышенный интерес к проблемам одаренности диктуется социальным заказом общества и способствует интенсивному росту исследований в этой области.

Следует отметить, что для жизни и работы в информационном обществе, будущий исследователь – одаренный школьник, должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, в том числе и на иностранном языке. Именно поэтому внимание методистов должно быть обращено, главным образом, на вопросы формирования иноязычной, в частности, английской культуры школьника с использованием информационно-коммуникационных технологий. В программах обучения иностранным языкам для средней школы не представлена концепция комплексной работы в этом направлении, что, в свою очередь, не ориентирует учителей на использование всего потенциала обучающих средств для иноязычного образования. Образовательная политика нашего государства в настоящее время направлена на развитие технической базы образовательных учреждений для создания условий в предметной области «иностранный язык» по использованию информационно-коммуникационных технологий. Однако фактически до сих пор отсутствует теория использования ИКТ как средства обучения иностранному языку. Существует достаточно большое количество сайтов, электронных учебников, виртуальных школ, предлагающие изучить основы иностранного языка (Например, сайт Международного языкового центра Language Link http://www.lessons.ru). Но при этом многие исследователи (Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.В.Хуторской и др.) отмечают, что недостаточно хорошо зарекомендовавших себя и проверенных на практике методик организации дистанционного обучения одаренных школьников иноязычной культуре и языку. Ведь одаренные дети с одной стороны хотят получить более углубленные знания и устойчивые речевые умения с одной стороны, а с другой однообразный тренинг их быстро утомляет и снижает мотивацию к данному виду деятельности. Необходим комплексный подход к решению проблемы отсутствия целостной концепции построения методической системы дистанционного обучения английскому языку одаренных школьников в общеобразовательной школе.

Высокий уровень мотивации в обучении и развитая образовательная база позволяют преподавателю при работе с одаренными детьми не только использовать материал повышенного уровня сложности, но и организовывать самостоятельный поиск ребенком учебного материала.
Однако распространенной ошибкой в работе с одаренными детьми может стать ориентация на максимальную самостоятельность обучающегося. В действительности, дети, отличающиеся высоким интеллектуальным потенциалом, также нуждаются в повышенном внимании преподавателя, в целенаправленной, последовательной корректировке индивидуальной образовательной траектории.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей - они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью;
  • развитие творческих способностей на уроках - первым помощником является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, материалы;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей - добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.

Для поддержания творческого потенциала ребенка, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать ребенка процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно. Поэтому использование дистанционных технологий обучения, направленных на каждого ученика, можно рассматривать как одну из возможных форм работы с одаренными детьми. А средства ИКТ и Интернета не только обеспечат доступ детей к информационным ресурсам, но и создадут предпосылки для их успешного обучения.

Обучение одаренных детей английскому языку с использованием дистанционных технологий может быть существенно улучшено, за счет того, что будут обеспечены:

  • вербальная коммуникация на естественном языке, реализуемая в форме диалогового взаимодействия учащегося с компьютером, а также носителями языка;
  • создание аутентичных, коммуникативно ориентированных ситуаций общения и обучения языку;
  • обеспечение инструмента информационной поддержки (получение, переработка, хранение и передача информации) деятельности учащегося;
  • формирование прочных грамматических навыков на этапах введения, тренировки и применения учебного материала;
  • осуществление управления обучением и оказание корригирующего воздействия.

Таким образом, в программе дистанционного обучения английскому языку должны присутствовать несколько функций, которые обеспечивают ее интерактивность:

  • уроки-чаты с преподавателем и другими учащимися школы;
  • форум, где можно обсудить различные актуальные темы, в том числе и носителями языка;
  • переписка по электронной почте с учителем, одноклассниками и носителями языка;
  • наличие разнообразных творческих заданий, требующих не только углубленных знаний по предмету, но и творческих способностей учащихся;
  • систематическая организация различных конкурсов и олимпиад;
  • проверка письменных и устных заданий учителем в режиме on-line.

С 2010 года мною используется такой вид дистанционного обучения как работа с аутентичным материалом в режиме on-line. Для этого я использую свой персональный сайт, который помогает обучающимся в поисках необходимых ресурсов в сети Интернет. Для обучающихся разных классов созданы отдельные страницы с заданиями для самостоятельной работы дома. Сайт дает возможность использовать возможности обратной связи (блог, вопросы учителю на сайте). Для одаренных обучающихся создана страница, с помощью которой можно подготовиться к олимпиадам по английскому языку разного уровня, а также страница, на которой размещены задания для подготовки к ГИА и ЕГЭ по английскому языку.

Кроме этого, мною разработаны программа дистанционной подготовки к олимпиадам, которая построена на технологии web-quest, и предполагает самостоятельную, но контролируемую учителем, подготовку одаренных обучающихся к олимпиадам разного уровня. Еще одна программа, которая используется мною для подготовки обучающихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, также разработана с использованием технологии web-quest. Приложение 1.

Специальная страница персонального сайта помогает организовать самостоятельную работу обучающихся, которые участвуют в работе школьного Клуба любителей английского языка. Приложение 2.

Программа «Клуба любителей английского языка» для 9-11 классов, основана на расширении культурологических знаний с помощью переписки со сверстниками из разных стран на английском языке с помощью электронной почты. Программа основана на работе международной организации «Люди-людям» (People to People International * PTPI*). Классы из разных стран объединяются в партнерства для совместной работы над e-mail проектами, расширяющими кругозор и взаимопонимание между культурами. Еще одна программа элективного курса способствует активизации творческих способностей гимназистов, развивает их интерес, так как в основе занятий – деятельностный подход. Итог творческой работы - участие в международных телекоммуникационных проектах c использованием Web 2.0. Так в течение 8 лет обучающиеся имели возможность вести переписку со сверстниками из средних школ разных штатов США и участвовать в проекте Национального Географического Общества США ‘The Way We Are’.

При творческом подходе, используя мультимедийные возможности компьютера и телекоммуникационные сервисы, обеспечивался достаточно большой спектр эффективных приемов и методов в формировании коммуникативно-речевой компетенции обучающихся.

Была разработана также серия уроков с использованием чат-технологии по теме «About Myself» подтеме: «Me & My Spare Time».
Преимущества дистанционного обучения неоспоримы:

  • обучение проводится с использованием нескольких средств общения одновременно, что позволяет ученику не только хорошо осваивать учебный материал, но и знакомиться в процессе обучения с новейшими достижениями в соответствующих областях знаний;
  • учащиеся могут своевременно связаться с преподавателем в процессе обучения, задать вопрос, получить консультацию по непонятому разделу;
  • дистанционное обучение позволяет осуществлять постоянный контакт ученика не только с преподавателем, но и с другими ребятами, а значит, могут быть реализованы групповые работы, например, проекты. Это, в свою очередь, помогает развитию социально-значимых компетентностей у учащихся;
  • помимо теоретических занятий, дистанционное обучение включает в себя практические занятия по выполнению упражнений, контрольные работы, консультации, проводимые на основе сетевых технологий (электронная почта, чат, видеоконференция) и самостоятельную работу учащихся с информационными базами данных;
  • ребенок самостоятельно выбирает темп изучения учебного материала, планирует собственные образовательные процессы, сам определяет оценку приобретенным знаниям;
  • дистанционное обучение дает возможность привлекать массу заинтересованных школьников к участию в предметных конкурсах и олимпиадах, а также к представлению своих научно-исследовательских и проектных разработок для обсуждения на специальных ученических интернет-форумах;
  • дистанционное обучение ориентировано на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом.

Деятельность становится увлекательной, если она приносит положительные эмоции. Яркая эмоциональная окраска процесса обучения - это достижение высоких результатов участия в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. И эти результаты есть.

Использование дистанционных форм взаимодействия при обучении английскому языку повышает мотивацию учащихся, эффективность обучения английского языка, развивает самостоятельность, умение использовать возможности компьютера и интернета, позволяет учитывать индивидуальный подход в обучении. Все это позволило мне сделать вывод о том, что следует продолжать применять и развивать формы дистанционного обучения при обучении английскому языку.

Список литературы

  1. Л.Л. Босова, Н.В. Дмитриева. Способы использования наборов ЦОР в учебном процессе http://www.openclass.ru/projects/digital_resources/bosova_dmitrieva.
  2. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, № 3, 1994 г.
  3. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО //Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 124-128.
  4. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. - СПб.: Астерион, 2008.
  5. Можаева Г.В. Дистанционное обучение в довузовской подготовке // Открытое и дистанционное образование. 2000. № 2. С. 15-18.
  6. Никитин А.Б., Синегал В.С., Сороцкий В.А., Цикин И.А. Интерактивные информационные технологии на основе Web-серверов и систем компьютерной видеоконференцсвязи. \\ ДО. -№1, - 1998.
  7. Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004, с 13.
  8. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm.
  9. Полат Е.С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образования. http://distant.ioso.ru/library/publication/concept.htm.
  10. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. http://distant.ioso.ru/library/publication/6.htm.
  11. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – №2.
  12. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 1.
  13. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2009.
  14. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции. //Дистанционное обучение 1997. №2. С. 69.
  15. Хуторский А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000.
  16. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36.
  17. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.
  18. http://www.openclass.ru/node/111909#isp.
  19. http://www.yanglish.ru/art/distant2.htm.
  20. http://filolingvia.com/publ/268-1-0-1393.