Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.
Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании светским нормам морали. Исторически сложилось так, что мы живём в православном государстве. Православие - это культура и история нашей страны, поэтому необходимо чаще обращаться к религиозным заповедям и предписаниям, в которых собрана мудрость народа.
Христианские нормы поведения включают не только заповеди, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально-нравственных норм. Человек, порой, даже не осознавая и не замечая за собой, следует именно христианским нормам морали.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», и одним из уроков отвечающих этому запросу - «Защита Отечества».
Этот урок способствует формированию потребности в нравственном совершенствовании личности.
Технологическая карта урока
Тема: Защита Отечества. |
|||
Тип: Изучение нового материала |
|||
Цель урока: Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России. |
|||
Задачи: |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|
Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык |
|||
Ресурсы урока:
|
|||
Ход урока |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Мотивация к деятельности |
|||
Предлагает посмотреть видеоклип и подумать о чём он, что важного доносится до зрителя, к чему призывает. Слайд 1 | Осуществляют коллективный просмотр видеоклипа. | ||
Задаёт вопросы по просмотренному видеоклипу - Вы просмотрели видеоклип, как бы вы охарактеризовали, о чём он? Что иллюстрирует, к чему призывает? |
Высказывают предположения, делятся своими мнениями и эмоциями: это клип о России, её единстве и мощи, необходимости защищать богатства нашей Родины и т.д. |
||
- Какие слова тронули? - О чём говорят эти строки? Слайд 2 Делает акцент на некоторых словах данной фразы, чтобы облегчить её понимание (монолит, держава) |
О необходимости защищать Родину, быть едиными и сплочёнными перед врагом. | ||
Предлагает определить тему урока. Слайд 3 - Не раз жизнь Древней Руси и России нарушалась военными грозами. Почти половина времени из тысячелетней православной истории государства прошли в войнах! И всегда была необходимость в его защите. |
Формулируют тему урока «Защита (Родины) Отечества» | ||
Предлагает прочитать ещё одни строки и вспомнить из какого они произведения. Слайд 4 и индивидуальные карточки Приложение 1 |
Определяют название произведения - Гимн России. | ||
Ведёт диалог с классом. - Что эти строки рассказывают о величии России? - Могут ли некоторые кадры из просмотренного клипа проиллюстрировать их смысл? |
Высказывают мнение, размышляют. | ||
Предлагает найти и подчеркнуть слова, которые связаны с православной культурой. | Выполняют задание на индивидуальных карточках. Хранимая Богом родная земля. |
||
Выслушивает варианты ответов. - Как вы понимаете эти слова? |
Россия православное государство. Оберегаемая святыми, Богом и т.д. |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
Предлагает рассмотреть изображения и вспомнить личностей, изображённых на слайде (обращается к урокам литературного чтения). Слайд 5 |
Называют изображённых личностей. Дмитрий Донской и Илья Муромец. |
||
- Что их объединяет? Чем они прославились? Слайд 6 |
Под руководством учителя и наводящих вопросов вспоминают события их жизни. Это воины преданные и любящие своё Отечество, причислены к лику святых и т.д. |
||
- Можно ли сказать, что они были защитниками Отечества? В помощь учителю Приложение 2 Слушают учителя. - Среди святых почитаемых Русской Православной церковью многие славились именно воинским служением государству. Были его защитниками. Слайд 7 |
Илия Муромец - православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника. Дмитрий Донской - православные чтут его как защитника и помощника в делах. |
||
Настраивает на обсуждение этих слов. Любящий жертвует душой (жизнью) своей за друзей, за родную землю, как сделал это Иисус. Становится на защиту. |
Рассуждают и высказывают своё мнение. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
Предлагает коллективно-групповую работу по составлению «Портрета слова защитник». Слайд 8 Группы учащихся получают в помощь различные словари (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Словарь русских синонимов. Н. Абрамова, Словарь синонимов Академии наук СССР или др.) |
Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации. |
||
- Защита рубежей Родины часто связана военными действиями. А с чем связаны любые войны и военные действия? |
Рассуждают и высказывают мнения. Применение оружия, смерть, убийства жертвы. |
||
Предлагает обратиться к одной из заповедей Иисуса Христа. Слайд 9 |
Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации. | ||
Предлагает сформулировать учебную задачу урока. | Рассуждают и высказывают мнения. Применение оружия, смерть, убийства жертвы. |
||
Предлагает подумать и определить, какой самый доступный нам в данный момент источник информации для поиска ответа на вопрос. | Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях. |
||
Предлагает открыть учебник на странице 133 и прочитать первые четыре абзаца учебного текста и найти слова И.Х., которые помогут выполнить поставленную задачу урока. | Высказывают предположение, что это учебник. | ||
Слайд 10 Помогает понять смысл данных слов. Обращает внимание на значение слов «напрасно» «суд» |
Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова. |
||
- Значит, каким может быть гнев? Что значит уместный? Какой корень в этом слове? |
«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» | ||
Слайд 11 Предлагает вспомнить страницы истории нашего государства. - Какое историческое событие, трагедия, унёсшая за собой миллионы жизней, повлекло за собой уместный гнев нашего народа? Слайд 12 Предлагает вернуться к учебнику на стр.133 и прочитать о трагедии, которая произошла в настоящее мирное время. |
Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.
|
||
Слайд 13 - Как вы оцениваете геройский поступок Жени, с точки зрения христианской морали? |
Рассуждают и высказывают мнения. Применение оружия, смерть, убийства жертвы. |
||
Подводит к мыли, что все действия и нашего государства во время ВОВ, и современного мальчика Жени оправданы с христианской точки зрения. Предлагает еще раз вернуться к составленному портрету слова «защитник». |
Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос. | ||
Слайд 14 - Вернёмся к портрету слова «защитник». Одной из ассоциаций к этому слову было слово «оборона». - Как можно назвать войну и действия, направленные на защиту, оборону от врага? Какое однокоренное прилагательное подойдёт для характеристики таких действий? |
Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях. Высказывают предположение, что это учебник. |
||
Предлагает найти в учебнике на стр., 144 подтверждение данным предположениям | Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова. «Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду» |
||
Предлагает подвести промежуточные итоги урока и вспомнить поставленную задачу. | Должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях |
||
Предлагает подумать и высказать своё мнение, о том какие поступки воина-христианина недопустимы даже на справедливой войне. Записывает озвученные варианты на доске. |
Высказывают свои мнения. | ||
Предлагает в парах обратиться к стр.136 учебника, найти нужную информацию и сравнить со своими вариантами. Дополнить предложения на карточках. Предлагает по итогу работы сделать вывод. Слайд 15 |
Осуществляют самостоятельный поиск информации в парах и работу на карточках. | ||
Рефлексия деятельности |
|||
- Удалось ли нам решить поставленную задачу урока? Что нового вы для себя открыли? В завершение нашего урока предлагаю обратиться к народной мудрости и собрать пословицы о Родине и её защитниках. Подводит итог парной работы. Слайд 16 - Какая пословица очень созвучна теме сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ. |
Делают выводы, обобщают. Работают в парах на карточках, составляют пословицы. Представляют результаты работы. |
||
Предлагает побыть на месте учителя и задать свои вопросы, помогающие обобщить новую информацию по теме урока, классу, воспользовавшись памяткой «Толстые и тонкие вопросы» Слайд 17 | Желающие формулируют и задают свои вопросы классу | ||
- Только ли на войне применимы законы воина-христианина? - Одинаков ли надо реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит? |
Участвуют в обобщении новой информации. Высказывают своё мнение на основе нового материала. |
||
Домашнее задание на выбор: 1. В учебнике с 133-138 найти и прочитать о событиях и личностях, которые были не упомянуты на уроке. Подготовить сообщение для класса. Предлагает посмотреть клип, чтобы закончить урок на «высокой ноте» и почтить память всех погибших защитников нашего Отечества. Слайд 18 |
|
Список литературы
1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.
2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. — СПб.: Сатисъ, 2013.
3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни — православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. — СПб.: Сатисъ, 2011.