В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Общеизвестно, что родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, - все это закладывается в дошкольном детстве. Но далеко не каждая мать и каждый отец понимают важность этих задач.
Известно, что профилактика нарушений эмоционально-личностного развития у ребенка должна начинаться с его родителей. Положительным итогом такой работы становится улучшение взаимопонимание в семье, изживание негативных паттернов в общении с малышом, которые и являются причиной отклонений в его эмоциональных реакциях и поведении. Необходимо также, чтобы родители изменили взгляд на своего ребенка на более позитивный, начали полнее понимать и принимать его индивидуальность, осознавать вред и пользу своих воспитательных воздействий. Следует просвещать родителей в области профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, исправления конфликтных отношений с ребенком.
Одна из форм работы с родителями – игровые тренинги. На них проводятся коммуникативные и развивающие игры с использованием музыки, драматизации, творческой деятельности. В нашем дошкольном учреждении мы широко используем игровой тренинг для детей и родителей и включаем его в семейный клуб «Доверие». Встречи в семейном клубе нацелены на формирование конструктивного взаимодействия и укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком дошкольного возраста.
Основная цель – способствовать гармоничному развитию отношений родителей с детьми дошкольного возраста на основе психологических знаний и нового конструктивного опыта, полученного в результате работы группы.
Основными задачами являются:
- взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка
- выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком
- налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье
- расширение возможностей понимания родителями своих детей.
Предлагаю вашему вниманию одну из встреч в семейном клубе «Доверие» на тему: «Театрализованные игры»
Оборудование и материалы: презентация, мультимедийное оборудование, музыкальные записи, музыкальные инструменты, карточки со сказочными героями, иллюстрации сказок.
Задачи:
- Сближение группы.
- Развитие навыков согласованных действий.
- Внедрение способов эффективного общения, в том числе невербального.
- Развитие воображения, памяти, внимания, мышления, ловкости.
- Развитие нравственных качеств личности.
- Тактильное взаимодействие матери и ребёнка, развитие чувства ритма и координации движения.
- Развитие звукового восприятия, развитие эмоциональной сферы и умения передачи настроения музыки посредством пластики движений и мимики.
Предварительная работа:
- Чтение сказок: русских народных, авторских, зарубежных
- Побеседовать с детьми о театре, рассмотреть иллюстрации «В театре»
Ход занятия
Слайд №1.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!
Я рада приветствовать вас в Семейном клубе «Доверие». Давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, все!».
(с этого приветствия стартуют все занятия).
Слайд №2
Ведущий: Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Слайд №3
Значение театрализованной игры:
1.Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление).
2. Развивает любопытство и любознательность.
3. Формирует волевые черты характера.
4. Развивает выразительность речи.
5. Способствует творческому развитию личности.
6. Развивает коммуникативные навыки
7. Имеет терапевтическое значение.
Ведущий: Сегодня вы познакомитесь с театрализованными играми, которые можно проводить дома всей семьёй. В играх можно лучше понять ребёнка. Взаимодействие, совместная деятельность и общие игры очень важны для развития ребёнка!
Итак, начинаем с разминки!
Слайд №4
Игра «ШАЛТАЙ – БОЛТАЙ!»
Цель: сплочение группы, позволяет развивать навыки согласованных действий и эффективного общения, в том числе невербального.
Болтаем руками, ногами, вертим головой. Дети и родители выполняют движения в соответствии со словами стихотворения:
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
И вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая,
Не может Шалтая-Болтая собрать!
В конце все падают, а педагог делает вид, что не может их поднять.
Слайд №5
Игра «Передай по кругу»
Цель: способствует снятию психомышечного напряжения и развитию воображения.
Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в круг, сейчас мы будем передавать по кругу тяжёлый арбуз (воображаемый). Он очень тяжёлый! Руки напрягаем и передаём своему соседу!
Ой, посмотрите – у меня в руках непослушный маленький котёнок! Давайте его также аккуратно будем передавать друг другу. Он маленький, пушистый, нежный.
А теперь у меня в руках красивый букет цветов. Мы его тоже передадим друг другу Он большой и очень душистый.
Что это, ребята? (Изображает, будто у него в руках что-то очень неприятное). Ко мне в руки попало, что-то непонятное, похожее на глину. Передаём её по кругу. После этой глины руки у нас очень грязные. Но посмотрите! Перед нами водопад. Давайте помоем руки в этой чистой, прохладной воде. А теперь давайте немного побалуемся! Наберём в руки воду и побрызгаемся друг на друга! А теперь опять спокойно подержим руки под струёй водопада.
Игра «Угадай-ка!»
Цель: развитие у детей память, внимание; способствует развитию нравственных качеств личности.
Ведущий: Для того чтобы разыграть сказку надо вспомнить и выбрать самую интересную. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка!». На экране появится изображение картинки из сказки, а ваша задача – вспомнить её название. Угадываем по очереди, у каждой семьи будет своя картинка. Мама и ребенок вспоминают сказку и называют её. Если ребенок затрудняется ответить, то ему на помощь приходит мама. Все остальные участники говорят правильный ответ или нет.
Смотрим первую картинку…
Показ слайдов №6-№20.
Слайд №21
Ведущий: Переходим к очень важному разделу в театрализованной деятельности – ритмопластики.
Театрализованная ритмопластика — это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий.
В основу занятий входят известные и любимые детям русские народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б.Заходер, С.Маршак, В.Сутеев, Н.Носов, Г.Андерсен, Ш.Перро, К.Чуковский.
Это мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Это достижение во время занятий наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.
Игра «Изобрази сказочного героя» (в паре родитель-ребёнок)
Цель: совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Пары родитель-ребёнок берут карточку, на которой нарисованы герои, которых надо изобразить. Например: волк – заяц; Красная шапочка – волк; Золушка – принц и т.д. Они договариваются, кто кого и как будут изображать.
Слайд №22
Игра «Крокодил»
Цель: способствует снятию психомышечного напряжения, совершенствование выразительности движений, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц, развитие воображения.
Ведущий предлагает всем присутствующим разбиться на две команды и даёт задание одной команде изобразить сказку «Теремок» с помощью мимики и пантомимики, а другой команде изобразить сказку «Репка».
Команды по очереди отгадывают сказки, показанные друг другу.
Культура и техника речи
Слайд №23
Рассказываем стихотворение голосами разных героев.
Цель: Развивать выразительность речи, умение с помощью интонации и тембра голоса передавать характер сказочных героев.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам поработать со своим голосом. Сейчас мы будем рассказывать знакомый стишок голосами разных героев.
Затем на экране появляются пары героев, которые надо озвучить, рассказать любое небольшое стихотворение их голосом. Слайды 24-30.
Обязательно показать пример.
Слайд №31
Сказка для подражательных движений и музицирования
Сказка: «Как кот хозяйничал»
Цель: способствует снятию психомышечного напряжения, совершенствование выразительности движений, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц, развитие воображения.
Ведущий предлагает всем изобразить сказку с помощью подражательных движений, используя музыкальные инструменты и шумовые предметы, например, пакеты, щётки, камешки и т.д.
Совместный танец
Ведущий: Наша встреча подошла к концу! Понравилось вам? Какие игры вам запомнились и почему? Эти игры можно проводить дома всей семьёй. Они не занимают много времени.
Прощание
«До свидания, до свидания, с вами было хорошо. До свидания, до свидания, приходите к нам еще!» (этим прощанием заканчиваются все занятия, кроме последнего).
Спасибо за внимание!