В данном материале представлен опыт по речевому развитию дошкольников в сфере экологического воспитания.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы.
- дать понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой, охранять природу и по мере возможности восстанавливать ее богатство.
- обогащать чувственный опыт детей, способствовать накоплению конкретных сведений о растениях.
Воспитательные задачи:
- продолжать развивать (отрабатывать) разные формы речевой деятельности детей: беседа, монолог, диалог.
- учить формировать выводы, делать обобщения.
- воспитывать экологическое сознание; вырабатывать правильные формы взаимодействия с окружающим миром (живой и неживой природы)
Предварительная работа:
- наблюдения в природе за лекарственными растениями;
- сбор гербариев лекарственных растений;
- беседы о заготовке и использовании лекарственных растений при некоторых заболеваниях;
- чтение художественной литературы: К.И. Чуковский, В. Бианки, М. Пришвин, Паустовский.
- работа с родителями по сбору и заготовке лекарственных растений совместно с детьми в летний период.
Ход занятия
Воспитатель - К нам сегодня придет сказочный герой, а кто, вы сейчас узнаете сами. Послушайте, пожалуйста, отрывок из художественного произведения К.И. Чуковского («Доктор Айболит» в прозе)
Входит Айболит с чемоданчиком.
Айболит - Ребята, здравствуйте! У меня закончились все обычные лекарства (показывает пустые пузырьки, флакончики). Нет мазей и микстур, а звери все идут и идут ко мне лечиться. Что же мне делать (проблемная ситуация, предложенная детям). Чем можно еще лечиться, подскажите!
Дети - можно лечиться лекарственными растениями, травами.
Воспитатель - Доктор Айболит, приглашай своих больных. Мы поможем их вылечить.
Входит лиса, с порезанной лапой.
- Чем можно залечить рану и остановить кровь?
Лиса
- Доктор, доктор, помогите,
Лиске лапку излечите.
Доктор - Что случилось, говорите!
Лиса - Кровь бежит - остановите!
Воспитатель - Ребята, какое растение останавливает кровь и залечивает ранку?
Ответы детей: подорожник (на экране появляется изображение подорожника)
Воспитатель - Дети, кто расскажет об этом растении?
Ульяна - Это растение называется подорожник, оно растет вдоль дорог, у него большие темно-зеленые листья. Нужно сорвать листок, помыть, приложить к ранке и забинтовать. Кровь остановится и ранка заживет.
Дает доктору подорожник.
Доктор благодарит детей, уводит лису за медицинскую ширму, лечит.
Входит медведица, у нее кашель.
Медведь
- Доктор, доктор, помогите,
И мой кашель полечите!
Доктор
- Дети, может, есть трава такая,
Та, что кашель убирает?
Дети предлагают лекарственное растение - мать-и-мачеху, рассказывают о нем (на экране изображение мать и мачехи)
Глеб - Это растение можно найти около речки, пруда. У него большие, округлой формы листья. Одна сторона листа гладкая и холодная, другая - ворсистая и теплая на ощупь. Это растение нужно заваривать и пить и кашель пройдет. Очень вкусно и полезно с медом.
Дает коробочку с засушенными листьями доктору.
Приходит зайка:
Заяц
- Ой, как горлышко болит, и хрипит оно, саднит.
Доктор, доктор, помогите,
Горлышко мне полечите!
Доктор - Дети, посоветуйте, как помочь зайчишке! В вашей «Зеленой аптеке» есть лечебная травка?
Дети предлагают ромашку.
Рассказ о ромашке.
Приходит белка.
Белка
- Я по веточкам скакала, шапочку не надевала.
Заболела, простудилась,
Мама-белка рассердилась!
Доктор, доктор, помогите
И простуду полечите!
Доктор - Ребята, есть ли в вашей лесной аптеке растение, которое может помочь белочке?
Женя - Можно заварить чай из цветков липы и листьев малины и белке сразу станет лучше. И скажите, белочке, что надо много пить этого отвара (дает коробочку с засушенными травами).
Воспитатель - Дети, а что нужно делать, чтобы не болеть?
Правильно, нужно делать зарядку!
Физкультминутка «Птичья зарядка»
Вопросы детям:
- как правильно заваривать чай из лечебных трав;
- как нужно хранить травы;
- как правильно назвать чаи: (из липы - липовый, из малины -малиновый, из смородины – смородиновый).
Доктор выходит из-за ширмы со зверятами.
- Ребята, ваши волшебные травки вылечили всех зверят, спасибо вам большое.
Воспитатель - А сейчас, уважаемые гости, предлагаем вам отведать наши чаи и отгадать, из какого лечебного растения они приготовлены по вкусу и запаху.
Дегустация лечебного чая.
Воспитатель говорит, что есть чаи укрепляющие иммунитет, и мы всех приглашаем его отведать.
Дети поют песню «Русский чай».
Угощение чаем (с баранками, печеньем, вареньем из полезных ягод).