Нарушения звукопроизношения - наиболее частый речевой недостаток у детей дошкольного возраста. Работа над формированием правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - это продолжительный и очень трудоёмкий процесс.
Одной из основных задач в коррекционной работе, которую приходится решать учителю-логопеду – это поиск нетрадиционных и эффективных методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Нетрадиционные технологии воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии помогают достижению максимальных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а именно игровую деятельность, необходимо создать все условия для побуждения и усиления интереса на коррекционных занятиях. Не стоит забывать о включение в работу различного многообразия дидактического материала.
Дидактические игры и пособия помогают выработать умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы.
К сoжалению, быстрая утомляемость, неустойчивость и кратковременность внимания, недостаток интереса к коррекционным занятиям, снижают их интерес. Это в свою очередь приводит к снижению эффективнocти в работе над формированием речи. Поэтому крайне важно создать условия для организации эмоциональной, динамичной, и разнообразной деятельности у детей с нарушением речи.
Создать такие условия можно благодаря игровым заданиям. Игровые задания помогают преодолеть страх и негативизм на коррекционных занятиях, поддерживают положительный эмоциональный настрой.
В данной статье мы представляем дидактическое пособие, разработанное в процессе логопедической работы с детьми, повышающее мотивацию по выполнению коррекционных заданий и способствующее формированию фонетических и фонематических процессов.
Очень часто на логопедических занятиях требуется показать ребенку или его родителю, как правильно держать язык, смыкать зубы, чтобы воспроизвести тот или иной звук.
Чтобы уйти от этой проблемы, мы разработали и создали муляж артикуляционного аппарата. Он помогает познакомить детей с артикуляционным аппаратом. Демонстрирует точное положение языка; развивает мелкую моторику рук, а главное является незаменимым помощником для логопеда. Данный муляж выполнен из материалов по цвету, приближенных к оригиналу Муляж изготовлен из пластика, самоклеющейся ленты и бархатной ткани. После наглядной демонстрации детям и их родителям, логопедические задания выполняются успешно.
Работая над формированием речи детей, на индивидуальных занятиях мы используем различные логопедические пособия – как покупные, так и самодельные, но эффективнее всех зарекомендовал себя муляж артикуляционного аппарата. При помощи данного пособия можно проводить как целые занятия, так и отдельные фрагменты. Чтобы у детей не пропал интерес, лучше использовать муляж в течении месяца, затем сделать перерыв.
Муляж артикуляционного аппарата приятный на ощупь, легкий, компактный - он делает занятия по коррекции звукопроизношения доступными даже для самых маленьких детей. Муляж позволяет демонстрировать степень раскрытия рта, положение языка внутри полости рта во время артикуляции различных групп звуков. В момент выполнения упражнений детям дается возможность рукой показать, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Таким образом, рука как бы превращается в язык и повторяет его движения.
На муляже хорошо видны зубы и детали верхнего неба. Размеры муляжа позволяют ребенку вставить руку в кармашек и имитировать движения языка. В момент выполнения упражнений детям дается возможность рукой показать, где и в каком месте находится язык, нижняя челюсть или губы. Это помогает правильно расположить язычок в ротовой полости, подключая к работе тактильный и двигательный анализаторы.
Мы разработали несколько рекомендаций в работе с артикуляционным муляжом.
- Учитывать индивидуальные особенности детей.
- Подключать руки ребенка только при полном понимании задания, для выполнения его без ошибок.
- Cледить за тем, чтобы руки ребенка не напрягались, движения были плавными и точными.
- Cледить за синхронностью действий артикуляционного аппарата и рук.
- Cоблюдать последовательность выполнения упражнений.
- Ускорять и усложнять темп работы.
- Использовать муляж в течении месяца, затем сделать перерыв.
Очень эффективным является использование муляжа артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики.
Таким образом, хотелось бы отметить плюсы артикуляционного муляжа:
- Прост в изготовлении и не требует больших финансовых затрат.
- При изготовлении муляжа используется нетоксичные материалы.
- Удобен в работе, мобильный, легкий, мягкий, приятный на ощупь.
- Не пугает детей и мотивирует их к выполнению заданий.
- Может использоваться в разных возрастных группах в период работы над коррекцией звукопроизношения.
Основная цель, ради которой мы создали муляж артикуляционного аппарата - познакомить детей с устройством органов речи и усвоить материал, направленный на совершенствование фонематической и произносительной сторон речи ребенка. Так же при использовании данного муляжа в коррекционной работе задействованы зрительный, тактильный и кинестетический анализаторы ребенка, что в комплексе повышает эффективность логопедической работы.
Список используемой литературы.
-
-
Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития/ редкол.:О.Н.Широков (и др.) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015-№4
- Логопедические упражнения/ Т.А.Ткаченко-Эксмо, 2017г.
- Парамонова Л.Г. Логопедия. – СПб.: Речь, 2004 г.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой- М., 2005 г.
- Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников./Сохин Ф.А.-М.:МПСИ, 2005г.
- Уроки логопеда для всей семьи: Е.С. Анищенкова, В.И. Мирясова — Москва, АСТ, Астрель, 2008 г.