Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с именем числительным как частью речи.
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с грамматическими признаками имени числительного; способствовать введению определения имени числительного как части речи; содействовать наблюдению за изменением форм имён числительных.
Планируемые результаты: Предметные: овладевают первоначальными представлениями об имени числительном как части речи.
Метапредметные:
- познавательные:
- общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; производят сравнение и классификацию частей речи;
- коммуникативные: грамотно формулируют и строят понятные для партнёра высказывания; оформляют свою мысль в устной речи, высказывают свою точку зрения; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель своей дальнейшей работы; формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
- личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2–3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Рабочие тетради.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности |
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Тему его вы определите сами. |
Рассаживаются за парты.
Ответы учеников |
II. Подготовка к работе на основном этапе | 1. Работа в тетрадях - С чего обычно начинаем урок русского языка? Запись числа. Минутка чистописания |
(Познавательные, личностные, коммуникативные УУД) |
2. Актуализация знаний. Работа в группах Группам дается задание. 1. Поставьте в словах ударение. Подчеркнуть имена существительные. акварель, бассейн, биография, викторина, горизонт, двенадцать, изложение, изображение. 2. Разберите слова по составу: считать, девять, умножать,вычитать, летать, вязать Найдите лишнее слово. 3. Определите орфограмму, вставьте пропущенные буквы. Д..р..вянный, ч..твёртый, ш..рстяной, пр..мой, пч..линый. |
Работают в группах | |
Определите части речи. - Какие знания вам понадобятся, чтобы решить поставленную перед вами задачу? 1 группа: знание словарных слов, постановки ударения, о существительных 2 группа: знание состава слова, умение подбирать однокоренные слова. 3 группа: знание правила правописания безударных гласных в корнях слов, знание частей речи. Проверка выполненной работы: ученики по очереди объясняют то, как они выполняли задание. |
Устно объясняют орфограммы. Отвечают на вопросы учителя |
|
3. Определение темы и цели урока. |
Предполагают. |
|
III. Работа на основном этапе
|
1. Выведение правила. - Я предлагаю провести небольшое исследование. 1) Работа в паре. Каждой группе выдается группа слов. восемь, третий, десять, пятнадцатый, двадцать второй, восемнадцать, один, пятьдесят, сорок шестой, одиннадцать, сотый, тридцать три, шестьдесят восемь, тридцать девятый, пятнадцать, восьмидесятый, двадцать четвертый, восемьдесят восьмой |
Выполняют задание в парах. (Познавательные, личностные и коммуникативные УУД) |
Задание: разделите на группы. (могут разделить на простое и составное; порядковые и количественные) - Как разделили? 1 группа слов - На какой вопрос отвечают эти числительные? - Что они обозначают? Часть речи — Количество — Сколько. Это количественные числительные. 2 группа слов - Задайте вопрос к оставшимся числительным. - На какой вопрос отвечают эти числительные? - Что они обозначают? Порядок — Какой. Это порядковые числительные. |
Отвечают на вопросы. |
|
2) Работа с рубрикой «Тайны языка» с.84 – Прочитайте правило в учебнике на с. 84 |
Читают правило. Работают с определением имени числительного как части речи. | |
2. Упражнение в определении порядковых и количественных имён числительных. Неделя (три, четыре, пять, семь.) |
Определяют порядковые и количественные числительные. |
|
IV. Релаксация для глаз |
Работа с офтальмотренажёром Базарного. |
Дети выполняют упражнения. |
V. Работа в парах по определению порядковых и количественных имён числительных |
1)Выполнение упражнения 3 письменно (с. 86).
|
(Познавательные, личностные УУД) |
VI. Итог урока. Рефлексия |
– Что называется именем числительным? |
(Личностные УУД) |
Домашнее задание |
Поработать с рубрикой «Тайны языка» (учебник, с. 84). Подобрать ребусы с именами числительными. |
Записывают задание, задают вопросы |
Литература
- Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Программа «Русский язык» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013.)
- Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. М: Вентана-Граф, 2015.