Урок русского языка по теме «Имя числительное» (УМК «Начальная школа XXӀ века»)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с именем числительным как частью речи.

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с грамматическими признаками имени числительного; способствовать введению определения имени числительного как части речи; содействовать наблюдению за изменением форм имён числительных.

Планируемые результаты: Предметные: овладевают первоначальными представлениями об имени числительном как части речи.

Метапредметные:

  • познавательные:
    • общеучебные – имеют сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; 
    • логические – осуществляют сравнение, устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; производят сравнение и классификацию частей речи;
  • коммуникативные: грамотно формулируют и строят понятные для партнёра высказывания; оформляют свою мысль в устной речи, высказывают свою точку зрения; проявляютинициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель своей дальнейшей работы; формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
  • личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2–3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  • Рабочие тетради.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Тему его вы определите сами.
Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте друг другу успехов в работе по теме урока.
Звучит песня «Улыбка» (1 куплет и припев). Слова М.Пляцковского. Музыка В.Шаинского.
Проверьте, все ли готовы к уроку?
Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке?
Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать?

Рассаживаются за парты.
Дети проверяют свою готовность к уроку.

 

 

Ответы учеников
(Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

II. Подготовка к работе на основном этапе 1. Работа в тетрадях
- С чего обычно начинаем урок русского языка?
Запись числа. Минутка чистописания
(Познавательные, личностные, коммуникативные УУД)
2. Актуализация знаний. Работа в группах
Группам дается задание.
1. Поставьте в словах ударение. Подчеркнуть имена существительные.
акварель, бассейн, биография, викторина, горизонт, двенадцать, изложение, изображение.
2. Разберите слова по составу:
считать, девять, умножать,вычитать, летать, вязать
Найдите лишнее слово.
3. Определите орфограмму, вставьте пропущенные буквы.
Д..р..вянный, ч..твёртый, ш..рстяной, пр..мой, пч..линый.
Работают в группах
Определите части речи.
- Какие знания вам понадобятся, чтобы решить поставленную перед вами задачу?
1 группа: знание словарных слов, постановки ударения, о существительных
2 группа: знание состава слова, умение подбирать однокоренные слова.
3 группа: знание правила правописания безударных гласных в корнях слов, знание частей речи.
Проверка выполненной работы: ученики по очереди объясняют то, как они выполняли задание.

 

Устно объясняют орфограммы.

Отвечают на вопросы учителя

3. Определение темы и цели урока.
- Какие слова в каждой из групп оказались лишними? Всё ли мы знаем об этой части речи? Предположите, какова тема сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться?

Предполагают.
Определяют тему и цель урока.

III. Работа на основном этапе

 

1. Выведение правила.
- Я предлагаю провести небольшое исследование.
1) Работа в паре.
Каждой группе выдается группа слов.
восемь, третий, десять, пятнадцатый, двадцать второй, восемнадцать, один, пятьдесят, сорок шестой, одиннадцать, сотый, тридцать три, шестьдесят восемь, тридцать девятый, пятнадцать, восьмидесятый, двадцать четвертый, восемьдесят восьмой
Выполняют задание в парах. (Познавательные, личностные и коммуникативные УУД)
Задание: разделите на группы.
(могут разделить на простое и составное; порядковые и количественные)
- Как разделили?
1 группа слов
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
Часть речи — Количество — Сколько.
Это количественные числительные.
2 группа слов
- Задайте вопрос к оставшимся числительным.
- На какой вопрос отвечают эти числительные?
- Что они обозначают?
Порядок — Какой.
Это порядковые числительные.

 

Отвечают на вопросы.

2) Работа с рубрикой «Тайны языка» с.84
– Прочитайте правило в учебнике на с. 84
Читают правило. Работают с определением имени числительного как части речи.

2. Упражнение в определении порядковых и количественных имён числительных.
1) Работа с учебником с. 85
- Мы выяснили, какая это часть речи.
Какой будет наш следующий шаг?
(Будем учиться находить имена числительные среди других частей речи)
- Прочитайте стихотворение в учебнике на с. 85 и выпишите в тетрадь все имена числительные, которые встретятся вам в нём.

Неделя
Вместе с другом захотели
Мы однажды посчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(В.Степанов)

(три, четыре, пять, семь.)
- Какие имена числительные вы выписали? (количественные)
- А теперь образуйте от этих слов
порядковые имена числительные-
(третий, четвёртый, пятый, седьмой.) Как называется третий день недели? Четвёртый? Пятый? Седьмой?
2) Работа с рубрикой «Из истории языка» с.85

 

Определяют порядковые и количественные числительные.

IV. Релаксация для глаз

Работа с офтальмотренажёром Базарного.

Дети выполняют упражнения.

V. Работа в парах по определению порядковых и количественных имён числительных

1)Выполнение упражнения 3 письменно (с. 86).

  1. 2)Выполнение упражнения 4 письменно (с. 86).

(Познавательные, личностные УУД)
Самостоятельные рассуж­дения учеников. Ответы на вопросы учителя
(Коммуникативные УУД)

VI. Итог урока. Рефлексия

– Что называется именем числительным?
– Какие выделяют имена числительные?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Что особенно понравилось?
- С каким настроением покидаете урок?
Если все получилось, покажите зелёный кружок, если были небольшие затруднения – желтый, было сложно – красный.

(Личностные УУД)
Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД)
Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Домашнее задание

Поработать с рубрикой «Тайны языка» (учебник, с. 84). Подобрать ребусы с именами числительными.
- Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание, задают вопросы

Литература

  1. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Программа «Русский язык» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (авторы. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2013.)
  3. Русский язык: 4 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. М: Вентана-Граф, 2015.