Описание материала: Данная разработка будет полезна учителям информатики при проведении обобщающих уроков по теме «Массивы в Паскале». Урок предполагает работу в группах, способствует развитию толерантности, коммуникативных навыков, формированию ответственности каждого учащегося за свою работу и работу группы в целом.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о массивах в Паскале.
Планируемые результаты урока:
предметные:
- Проверить знания и умения в решении текстовых задач на массивы;
- владение навыками исследовательской деятельности, навыками работы с компьютером;
- обобщение и систематизация представлений учащихся о массивах и способах работы с элементами массива, знание операторов языка Паскаль;
- знакомство учащихся с командной работой над задачей;
- на основе системно-деятельностного подхода закрепить практические навыки работы в среде Pascal ABC
метапредметные:
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным критериям;
- умение вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);
- умение отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
- осуществлять совместную деятельность, направленную на сотрудничество;
- объективное оценивание своей деятельности на уроке.
личностные:
- овладеть умением хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
- умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
- получать удовольствие от уроков информатики.
Оборудование: Персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: Система программирования Pascal ABC, Текстовый процессор Microsoft Word, редактор презентаций PowerPoint.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, оценочный лист, цветные листочки для групп.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проводим урок-игру подведения итогов работы по теме «Массивы». Вы должны продемонстрировать свои знания полученные на уроках информатики при изучении данной темы и умения в написании программ к текстовым задачам по данной теме.
Вы должны убедить себя в том, что:
- Вы можете справиться задачами;
- Все выучить невозможно, а научиться рассуждать необходимо;
- Хорошая команда – залог успеха;
- Интеллектуальная собственность имеет большую ценность.
- Тема «Массивы» вами усвоена.
Класс разбивается на группы по три человека. Внутри группы должности (теоретик, практик, координатор) распределяются самими участниками .В классе выбираются «Гении»которые оказывают помощь группам и наделяются правам обращаться к учителю с вопросами. За выполнение всего задания группе дается 7 баллов. Набранная всей группой сумма баллов распределяется между участниками при заполнении оценочного листа.
Оценочный лист
Группа _____________
№ |
Фамилия, имя |
Собств. оценка |
Оценка |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После распределения по группам учащиеся занимают обозначенные табличками с номерами групп места и приступают к распределению ролей и коллективному решению задач.
II. Практическая работа в группах
Теоретикам предлагается для выполнения теоретических заданий, листы приложения №1
Задания для теоретиков
Задание 1 (1 балл за каждый правильный ответ).
1. Продолжи фразу: (На выбор вытянуть лист с вопросом) объявление массива …( через константу)
Или объявление массива ….. (целых чисел)
2. Расставьте пропущенные обозначения в записи (в форме отсутствует пояснение)
3. Как используется условный оператор? Подпишите, что происходит с массивом в результате выполнения данного условия? (На выбор вытянуть лист с вопросом)
- Найти количество четных элементов в массиве:
- Найти количество элементов в массиве не кратных 3:
- Найти количество двузначных элементов в массиве оканчивающихся на 5:
- Подсчет двухзначных чисел:
Задание 2 (1 балл за каждый правильный ответ).
Группы получают листы с заданиями в которых необходимо найти и заполнить таблицу соответствия между действием которое выполняется в результате работы программ и фрагмент написанный на языке Паскаль,
- Заполнение массива одними и теми же значениями:
- Заполнения массива случайными числами:
- Поместить в каждый элемент массива его индекс:
- Увеличить каждый элемент массива на единицу:
- Определить сумму элементов массива:
- Определить среднее арифметическое элементов массива:
- Присвоить все элементы одного массива другому массиву:
По окончании работы теоретиков учителем выставляется группам оценка за теоретические знания.
Задания для практиков
Текстовые задачи для разработки программ группами.
1. В массиве хранится информация о численности учеников в каждом из 22 классов школы. Выяснить, верно ли, что общее число учеников в школе есть трехзначное число.
2. В массиве хранятся сведения о стоимости 12 различных предметов.
Определить общую стоимость всех предметов
3. В массиве хранится информация о массе каждого из 30 предметов, загружаемых в грузовой автомобиль, грузоподъемность которого известна. Определить, не превышает ли общая масса всех предметов грузоподъемность автомобиля.
III. Проверка выполнения заданий
Программы выполненные на ученических компьютерах пересылаются по локальной сети и демонстрируются через мультимедийный проектор на большом экране. Учащиеся демонстрируют работу своих программ. Учителем выставляется оценка группе за программирование в оценочный лист.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
На ученическом компьютере №1 размещена программ «Голосование» (программа для организации быстрого голосования) http://kpolyakov.spb.ru/prog/vote.htm
Учащиеся выставляют оценки себе (как они оценивают свою работу на уроке)
Учитель объявляет результаты согласно диаграмме и итоговые оценки за урок каждому учащемуся.
Список используемых ресурсов
- http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/informatika/konspekt-uroka-informatiki-po-teme-reshenie-zadach-na-masivy-v-paskale.html
- http://www.stankin.ru/for-entrants/preparation-for-the-entrance/preparation-for-the-use/inf10/19-20Сборник%20задач%20по%20программированию_Златопольский%20Д.М_2011%20-304с.pdf
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor9/presentations/9-2-2.ppt