Школа для детей с нарушением интеллекта воспитывает учеников способных ориентироваться в настоящем, знать прошедшее и представлять перспективы ближайшего будущего. Обучение истории занимает большое место в формировании временных представлений и понятий. Не приходится доказывать, что в школе, где обучаются дети 8 вида, вопросы формирования представлений и понятий исторического времени приобретает особую остроту. Учитель-дефектолог, несомненно, встретится с трудностями, вытекающими из особенностей интеллекта своего ученика. Однако ему необходимо разобраться, что следует отнести за счёт дефекта, интеллектуальной неполноценности и что нужно рассматривать как результат недостаточной работы самой школы.
Представления об историческом времени строятся на жизненном опыте и знаниях математических отношений единиц времени, полученных учащимися на протяжении обучения в школе, до начала изучения систематического курса истории России. К моменту изучения истории России ученики должны знать меры времени, конкретно представлять практические единицы времени, осмыслять события личной и общественной жизни во времени. Воздействуя на чувственно-двигательную сферу ребёнка, приучая рассматривать всю свою деятельность в каких-то временных связях и отношениях, вводя временные представления в круг интересов ребёнка, когда ориентация во времени становится необходимостью, школа подведёт ученика к представлениям исторического времени. Без канвы времени, без временной основы ни о каких знаниях, о нашем прошлом, ни о каких-либо представлениях, о будущем говорить невозможно.
Временная основа складывается из представлений последовательности событий, понимания временных отношений, знания длительности отрезков времени, и локализации событий во времени. Историческая временная последовательность выходит за пределы личной жизни и принимает форму хронологического ряда, длительность в историческом плане - это глубина прошлого и перспектива будущего, а локализация событий во времени - это наличие временной схемы, основанной на расположении прошлого по периодам (периодизации прошлого), на расширение понятия настоящего и будущего.
Преподавание истории, которое вводится с 6 класса, знакомство с литературными произведениями, с биографиями писателей и выдающихся общественных деятелей немыслимы без достаточной временной основы. Кроме того, полученные знания на уроках истории, чтения и математики сами способствуют формированию и упрочению временных представлений и понятий. В данной статье я остановлюсь на понимании временных отношений учащимися с нарушением интеллекта.
Осмысление времени невозможно без понимания временных отношений. Старость и молодость - это возрастные отношения. Расположение событий личной жизни в какой-то последовательности требует установления временных отношений между ними (что после чего). Понятия «во время», «до», «позже», «сначала», «потом», «в данное время», «через несколько лет», «современники» и др. - вся эта сложная и относительная терминология является необходимой предпосылкой для создания исторических представлений времени. Исходным моментом для изучения временных отношений может быть возрастное сопоставление как наиболее доступное. Понятия «старше», «моложе», «ровесник» надо ввести очень рано в лексикон ребёнка с нарушением интеллекта. Образное представление возрастной разницы при помощи графической иллюстрации даёт возможность усвоить эти понятия в сравнении. Не только ученики, обучающиеся по программе 8 вида, но и третьеклассники с нормальным интеллектом подчас отождествляют возраст с ростом, а старшинство понимают как главенство.
Более трудным является установление возрастных отношений, выходящих за пределы личной жизни, когда сравнение принимает характер ориентации по датам. Я предлагаю своим ученикам следующую задачу: «Сергей родился в 1901 г., Иван родился в 1898 г., Пётр родился в 1917 г. Кто из них самый старший, кто младший и кто средний?» Здесь возрастные отношения устанавливаются расположением в определённой последовательности дат рождения. Трудность решения этой задачи заключается в понимании обратной зависимости между величиной числа, обозначающего дату, и отдалённостью происшедшего события. Всякая дата тем меньше будет отдалена от нас во времени, чем больше то число, которым она обозначается. Отсюда: Пётр, родившийся в1917 г., - самый молодой, а Иван рождения 1898 года - самый старший, средний между ними - Сергей.
При решении этой задачи я встретилась с большими трудностями. Эти трудности двоякого рода. Либо дети не придерживаются обратной зависимости между числом, обозначающим дату, и отдалённостью даты во времени, либо возрастные отношения устанавливаются по формальному признаку: старше тот, кто назван первым в задаче.
При изучении истории и чтения часто приходится сравнивать даты, поэтому на уроках математики надо чётко отработать понимание временных отношений, основанных на математической зависимости между датами и отдалённостью событий. Но не только на уроках математики следует заниматься формированием представлений временных отношений; хорошим материалом для этого служат и уроки чтения.
Приведу выдержки из уроков чтения, которые я проводила, т.к. кроме истории я преподаю и чтение. Прорабатываю рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». По ходу урока задаю следующие вопросы. (Привожу свои вопросы и ответы учащихся.)
Учитель. В какие годы жил Л.Н.Толстой?
Ответ. Л.Н.Толстой жил с 1828 года до 1910.
Учитель. В каком веке он жил?
Ответ. В девятнадцатом веке.
Учитель. А кто скажет точнее?
Ответ. Л.Н.Толстой жил в 19 веке и в начале 20 века.
Учитель. Припомните, какие исторические события произошли при жизни Л.Н.Толстого.
Ответ. Война с Наполеоном.
Учитель. В каком году была война с Наполеоном?
Ответ. Война с французским императором Наполеоном была в 1812 году.
Учитель. Мог ли Л.Н.Толстой быть участником этой войны?
Ответ. Нет, не мог.
Учитель. Почему вы так думаете?
Ответ. «Вперёд» (раньше) была война с Наполеоном, Толстой родился после войны, когда войны уже не было, Толстой родился в 1828 году, а война была раньше - в 1812 году.
Учитель. Какие важные исторические события произошли при жизни Л.Н.Толстого?
Ответ. Отмена крепостного права, они (крестьяне) стали вольными.
Учитель. А какое событие произошло за несколько лет до смерти Л.Н.Толстого?
Ответ. Кровавое воскресенье. Толстой был старый уже, за 5 лет до его смерти.
В классе висят портреты Л.Н.Толстого и А.С.Пушкина с датами их рождения и смерти (1828-1910 и 1799-1837).
Учитель. Кто родился и жил раньше - Пушкин или Толстой? Можно ли сказать, что они были современниками?
Ответ. Раньше родился и жил Толстой.
Учитель. Посмотри внимательно на даты.
Ответ. Они не были современниками. Толстому было 9лет, когда убили Пушкина. Они очень мало жили вместе. Толстой был ещё маленький, когда Пушкин умер.
Приведённые выдержки из уроков литературного чтения показывают, как на таких занятиях устанавливаются временные отношения между разными событиями и как они способствуют лучшему осмыслению содержания прочитанного. Литературное произведение, автор становятся более реальными при таком анализе. Кроме того, конкретизируются исторические факты и события, закрепляются в памяти необходимые даты.
Всем известно, как трудно даётся механическое заучивание дат, как непрочно они запоминаются. Уроки чтения, решение на уроках математики задач с историческим содержанием оказали бы большую помощь в запоминании хронологии. Решение задач на вычисление длительности разных промежутков времени между событиями, которые в основном фигурируют в наших учебниках по математике, полностью не исчерпывает необходимых ученику ориентаций во времени. События располагаются в последовательном ряду лишь только тогда, когда они сравниваются, сопоставляются с другими событиями во времени, т.е. вступают во временные связи и отношения.
И не только для запоминания дат исторических событий и их последовательности необходимо обучать ребёнка с нарушением интеллекта устанавливать временные отношения; это требуется и для формирования представлений об отдалённости событий. Даже детям с нормальным интеллектом трудно перенестись во временную даль и представить себе отрезки времени, отдалённые от нас на сотни и тысячи лет. Для выявления представлений отдалённости исторических событий я давала учащимся таблицу, на которой были написаны даты рождения и кончины А.С.Пушкина и А.М.Горького, после чего задавала следующие вопросы:
1. Жила ли твоя мама, когда жил А.С.Пушкин?
2. Жила ли твоя бабушка, когда жил А.С.Пушкин?
3. Жила ли твоя мама, когда жил А.М.Горький? Вот какие ответы давали ученики.
1. М.Л. - 13лет.
- Не знаю; мама жила, когда жил Пушкин.
- Стало быть, твоя мама могла видеть А.С.Пушкина?
- Видеть не могла, писатели не ходят по городу. Бабушка тоже жила во времена Пушкина, а когда жил Горький, мама жила.
2. Л.А.- 15 лет.
- Думаю, что жила мама, когда жил Пушкин (неуверенно). Нет, давно было. А может и жила. А бабушка, я не помню, она давно умерла. Я помню дедушку.
- А дедушка мог жить во времена Пушкина?
- Он мог жить, ещё бы.
3. Е.Л.- 17 лет.
- Мама была, когда жил Пушкин, ей было 9 лет (пауза), нет, не было её на свете. Бабушке 70 лет, бабушка была. А во время жизни Горького мама была и я была.
Вот такие представления об отдалённости исторических событий складываются у детей с нарушением интеллекта.
Чтобы представить себе отдалённость какого-либо исторического события, скажем даты основания Петербурга (1703), мало знать, что эта было 310 лет назад, потому что разницу между датой текущего года и 1703 г. мы установили арифметическим путём, мало знать и то, что это было в начале 18 века. Необходимо рассмотреть это событие во временных отношениях с какими-то другими выдающимися событиями, уже известными учащимся. Петербург был основан в начале 18 века, т.е. почти за 100 лет до рождения Пушкина. От даты рождения Пушкина (1799) до наших дней прошло больше двух веков, поэтому наши дедушки и бабушки не могли быть современниками Пушкина, а тем более современниками Петра I, заложившего город Петербург. Лучше всего сравнить графически все эти даты: возраст дедушки, сколько лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина и основания Петербурга. Лишь после всех этих сравнений может создаться представление об отдалённости основания Петербурга.
Большую помощь в формировании этих представлений оказывает методически правильная работа по изучению хронологических дат-с применением специально изготовленных наглядных пособий. Считаю, что основные исторические события при обучении детей с нарушением интеллекта, обязательно должны подкрепляться датой.
Очень важно для понимания временных отношений между историческими событиями представление об одновременности, синхронности определённых исторических событий. Определение, какое событие произошло раньше, какое позже, - обязательная работа при повторении пройденных разделов программы. Очень полезны в школе для детей с нарушением интеллекта специальные пособия по изучению хронологии, как, например: «лента времени», хронологическое лото, хронологические таблицы.
Самым лучшим пособием, которое хорошо может помочь для представления отдалённости события, является «лента времени». Идея этого пособия заключается в изображении временной длительности через пространство. Можно допустить различные модификации этого пособия, скажем бумажные полоски, разноцветные нитки и др. Одно несомненно, что после применения этого пособия вряд ли ученики, даже с нарушением интеллекта, будут утверждать, что их бабушки жили во времена Пушкина.
Я, например: пользуюсь такой «лентой времени». Учащимся 7класса с первых дней обучения истории даю таблицу, представляющую лист бумаги, разделённый на графы. Самая нижняя графа помечена 9 веком, следующая -10 веком и т. д., включая 21 век, которым помечается самая верхняя графа. Каждая графа, соответствующая одному веку, отделяется от другой графы большой толстой чертой, маленькой чертой «век» делится на две половины; первая половина внизу, а вторая – наверху. По мере прохождения исторического материала даты заносились в эту таблицу, которой учащиеся пользовались на уроке. Таким образом, даты всегда были отнесены к определённому веку. Расположение дат в этой хронологической таблице (самые отдалённые внизу, а более близкие – наверху) создаёт зрительный пространственный образ, который постепенно фиксируется в памяти ученика, таким образом, века, заполненные датами, оживлённые фактами и событиями, становятся реальными и конкретными отрезками времени в сознании ученика с нарушением интеллекта.
Формирование правильных временных представлений и понятий у детей, обучающихся по программе 8 вида, корригирует их основной дефект – интеллектуальную неполноценность. Мой опыт работы показал, что временная основа не нарушена у детей с ограниченными возможностями здоровья, но временные представления и понятия формируются с большой задержкой и с рядом провалов в памяти. Особенно трудным для детей являются представления отдалённости исторических событий, и локализация их во времени. Эти исторические и временные понятия требуют достаточно развитого воображения и хорошей памяти – качеств, редко встречающихся у детей с нарушением интеллекта. Учителю-дефектологу приходится искать пути коррекции недостатков детей с ОВЗ. Такими путями являются максимальная конкретизация материала, создание наглядной и действенной ситуации. В этом направлении и следует продолжать свои методические поиски путей формирования временных представлений учителям истории.
Библиография.
1. Бабанский Ю.К. Процесс обучения. М.: Просвещение, 1978.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа-пресс, 1994.
3. Гончар А.Б. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1994.
4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981.
5. Еремеенко И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1972.
6. Крупин А. Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1995.