Цель: Создание благоприятного, доброжелательного климата в родительском коллективе в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
- Формирование представлений о доброте и жестокости в детском возрасте.
- Поиск путей взаимодействия родителей с детьми.
- Создание и развитие позитивного взаимодействия в родительском коллективе.
План проведения
- Вступительное слово ведущего.
- Анализ презентации по материалам анкетирования.
- Работа с Памяткой для родителей.
- Эстафета «Слова сочувствия».
- Динамическая пауза.
- Мозговой штурм.
- Острое блюдо.
- Пословицы и высказывания о доброте.
- Сюрпризный момент.
- Рефлексия.
- Заключительное слово ведущего.
Форма проведения: родительское собрание.
Количество участников: 14 человек.
Время проведения: 45 минут.
Подготовка: Анкетирование родителей и детей.
Вопросы для родителей:
- Что зависит от родителей в воспитании у детей отношения доброты друг к другу?
- Как Вы добиваетесь доброго отношения детей друг к другу?
- Предотвратить жестокость детей – это значит….
- Какие способы преодоления жестокости детей Вы используете в повседневной практике?
- Какое отношение у Вас к детям: строгое, требовательное или ласковое, доброе?
Вопросы для детей:
- Кто в вашей группе самый добрый? Почему?
- Смеешься ли ты над неудачами товарищей?
- Любишь ли ты ябедничать? Хорошо это или плохо? Почему?
- Есть ли у кого то из вашей группы клички, обидные имена?
- Если бы ты вдруг стал педагогом, как бы ты относился к детям? Почему? Ты был бы добрым педагогом? Что значит быть добрым педагогом?
Презентация по материалам анкетирования родителей и детей.
Раздаточный материал:
- Анкеты для родителей.
- Анкеты для детей.
- Памятки для каждого родителя «Воспитать доброту в детских душах - это значит...».
- Вопросы острого блюда.
Оформить выставку икэбаны и букетов.
Подобрать музыку и песни о доброте.
Оборудование: карточки с высказываниями великих людей и пословицы о доброте, музыка и песни о доброте, стулья для каждого участника, рабочие места, ручки, карандаши, техническое оборудование для презентации, бейджики для каждого участника, эстафетная палочка, угощения для чаепития.
Приглашения «Если Вы хотите воспитать в детских душах доброту, щедрость, сострадание, если Ваше сердце в поисках путей по устранению жестокости в отношениях детей – примите наше приглашение на родительское собрание «Как воспитать доброту в сердцах наших детей», которое будет проходить за круглым столом (дата)».
Высказывания великих людей, пословицы о доброте
- Воспитывая ласкай, а не таскай.
- Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)
- Не спеши карать, спеши миловать.
- Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями. (Я.Корчак)
- Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж.Руссо)
- Все воспитание – в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребенок. (Л.Н.Толстой)
- Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его. (Л.Н.Толстой)
- Трудно привести к добру нравоучениями – легко примером. (Сенека)
- Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро. (А.П.Чехов)
- Ум без сердечности, знание без нравственности говорит о бездуховности и бедности. (В.А.Сухомлинский)
Памятка для родителей
- Ласково называть ребенка.
- Учить с ребенком стихи о доброте.
- Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у ребенка.
- Не унижать ребенка.
- После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что Вы ему сочувствуете.
- Радоваться проявлению внимания и чуткости ребенка.
- Читать стихи, сказки о доброте, учить пословицы.
- Рассказывать другим взрослым о добрых поступках ребенка.
- Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
Вопросы острого блюда
- Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
- «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок». Согласны ли Вы с этим мнением?
- Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Ваши действия.
- На детской площадке ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей не замечает его слез. Ваши слова и действия.
Ситуация: У детей проходил праздник. Все рассказали свои стихи по сценарию, а Вова не смог - растерялся. После праздника мама отругала ребенка. Дети обступили мальчика и также стали говорить ему обидные слова. Вова заплакал.
Ход собрания
1. Вступительное слово ведущего:
- Как помочь детям стать чуткими, добрыми, щедрыми, милосердными? И как предотвратить проявление злобы, жестокости? Как писал известный педагог В.А.Сухомлинский «Если ребенка учат добру в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать.»
Как этого добиться? Во-первых, надо любить ребенка. Только любовь стимулирует его взросление и доброе отношение к окружающему. Любовь не терпит грубости, давления, ущемление достоинства.
Во-вторых, нужно очеловечить среду, в которой живет ребенок для обеспечения душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию и начнет делать зло другим.
2. Анализ презентации по материалам анкетирования.
- Давайте посмотрим как отвечали Ваши дети на вопросы анкеты и обсудим их высказывания. (Демонстрация презентации, обсуждение)
3. Работа с Памяткой для родителей.
- Прочитайте Памятку для родителей.
- Какие советы для Вас самые главные и помогают воспитании доброты?
- Если Вы использовали совет, и он дал положительный результат, поставьте знак «+». Если совет не доводилось использовать, знак «-». Над советом, который вызвал удивление поставьте «!»
4. Эстафета «Слова сочувствия»
- В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в нужную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?
Предлагаю сейчас сказать друг другу сказать добрые слова. Учимся выражать сочувствие. (Под тихую музыку родители говорят друг другу слова сочувствия и передают эстафетную палочку).
5. Динамическая пауза
6. Мозговой штурм
- Найдите выход из предложенных ситуаций.
«На детской площадке Андрей нечаянно сломал чужую игрушку. Остальные дети побежали жаловаться. Как Вы поступите?».
«Вова и Катя держатся за велосипед, каждый тянет его к себе. Назревает ссора. Что делать?»
7. Острое блюдо
- Прочитайте ситуации “Острого блюда”:
- Не обсуждая эти ситуации, на минутку задумайтесь. Отчего картина жизни сегодняшних детей не такая радостная как хотелось бы? Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновений, взгляда. .Вспомните, были ли у Вас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больнее, чем кнут? Только не надо успокаивать себя мыслью, что в тот момент и самим было не сладко: плохое настроение, усталость. Это ведь только для Вашего самоуспокоения, а дело все в том, что слово, обращенное к ребенку, Вы не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место.
8. Работа с пословицами и высказываниями великих людей.
- На столах у Вас карточки со словами пословиц и высказываниями великих людей о доброте. Прочитайте их и передайте дальше по кругу. (Звучит музыка).
- Какие из высказываний или пословиц Вам больше по душе. Почему?
9. Сюрпризный момент.
Входит Старичок-лесовичок:
- Здравствуйте, дорогие родители! Я – Старичок-лесовичок, пришел к вам из леса, чтобы поделиться с вами, дорогие родители, частицами своего волшебства, которые помогут вам превратить ваших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Я знаю, что вы все мечтаете, чтобы ваши дети были именно такими, а для воплощения ваших ожиданий, я вас угощу волшебными напитками и сладостями. Выпив мой напиток вы уже никогда не сможете громко ругать своих детей, осуждать их поступки в присутствии других, а будете замечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять детишек.
Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете их ругать. А если попробуете мое волшебное печенье, то у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, а конфеты обладают необыкновенным свойством вызывать ежедневно проводить с детьми побольше времени. Мой волшебный мармелад поможет вам свершить с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.
10. Рефлексия. Чувства и мысли родителей по обсуждаемой теме.
11. Заключительное слово ведущего.
Используемая литература.
- Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников. - Начальная школа, 2005. - №11
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Метенова Н.М. Педсовет “Нравственное воспитание”. - Ярославль: ЯрПК, 1999.
- Черноусова Э.Г. Эта разноцветная игра. - М.: ОПОРА, 2009