Сценарий родительского собрания "Как воспитать доброту в сердцах наших детей?"

Разделы: Работа с родителями


Цель: Создание благоприятного, доброжелательного климата в родительском коллективе в условиях инклюзивного образования.

Задачи:

  1. Формирование представлений о доброте и жестокости в детском возрасте.
  2. Поиск путей взаимодействия родителей с детьми.
  3. Создание и развитие позитивного взаимодействия в родительском коллективе.

План проведения

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Анализ презентации по материалам анкетирования.
  3. Работа с Памяткой для родителей.
  4. Эстафета «Слова сочувствия».
  5. Динамическая пауза.
  6. Мозговой штурм.
  7. Острое блюдо.
  8. Пословицы и высказывания о доброте.
  9. Сюрпризный момент.
  10. Рефлексия.
  11. Заключительное слово ведущего.

Форма проведения: родительское собрание.

Количество участников: 14 человек.

Время проведения: 45 минут.

Подготовка: Анкетирование  родителей и детей.

Вопросы для родителей:

  1. Что зависит от родителей в воспитании у детей отношения доброты друг к другу?
  2. Как Вы добиваетесь доброго отношения детей друг к другу?
  3. Предотвратить жестокость детей – это значит….
  4. Какие способы преодоления жестокости детей Вы используете в повседневной практике?
  5. Какое отношение у Вас к детям: строгое, требовательное или ласковое, доброе?

Вопросы для детей:

  1. Кто в вашей группе самый добрый? Почему?
  2. Смеешься ли ты над неудачами товарищей?
  3. Любишь ли ты ябедничать? Хорошо это или плохо? Почему?
  4. Есть ли у кого то из вашей группы  клички, обидные имена?
  5. Если бы ты вдруг стал педагогом, как бы ты относился к детям? Почему? Ты был бы добрым педагогом? Что значит быть добрым педагогом?

Презентация по материалам анкетирования родителей и детей.

Раздаточный материал:

  1. Анкеты для родителей.
  2. Анкеты для детей.
  3. Памятки для каждого родителя «Воспитать доброту в детских душах - это значит...».
  4.  Вопросы острого блюда.

Оформить выставку икэбаны и букетов.

Подобрать музыку и песни о доброте.

Оборудование: карточки с высказываниями великих людей и пословицы о доброте, музыка и песни о доброте, стулья для каждого участника, рабочие места, ручки, карандаши, техническое оборудование для презентации, бейджики для каждого участника, эстафетная палочка, угощения для чаепития.

Приглашения «Если Вы хотите воспитать в детских душах доброту, щедрость, сострадание, если Ваше сердце в поисках путей по устранению жестокости в отношениях детей – примите наше приглашение на родительское собрание «Как воспитать доброту в сердцах наших детей», которое будет проходить за круглым столом  (дата)».

Высказывания великих людей, пословицы о доброте

  1. Воспитывая ласкай, а не таскай.
  2. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н.Толстой)
  3. Не спеши карать, спеши миловать.
  4. Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями. (Я.Корчак)
  5. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж.Руссо)
  6. Все воспитание – в примере нашей жизни, которой всегда подражает ребенок. (Л.Н.Толстой)
  7. Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его. (Л.Н.Толстой)
  8. Трудно привести к добру нравоучениями – легко примером. (Сенека)
  9. Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, добры, не уставайте делать добро. (А.П.Чехов)
  10. Ум без сердечности, знание без нравственности говорит о бездуховности и бедности. (В.А.Сухомлинский)

Памятка для родителей

  1. Ласково называть ребенка.
  2. Учить с ребенком стихи о доброте.
  3. Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у ребенка.
  4. Не унижать ребенка.
  5. После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что Вы ему сочувствуете.
  6. Радоваться проявлению внимания и чуткости ребенка.
  7. Читать стихи, сказки о доброте, учить пословицы.
  8. Рассказывать другим взрослым о добрых поступках ребенка.
  9. Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

Вопросы острого блюда

  1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру». Ваши действия?
  2. «Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок». Согласны ли Вы с этим мнением?
  3. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Ваши действия.
  4. На детской площадке ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей не замечает его слез. Ваши слова и действия.

Ситуация: У детей проходил праздник. Все рассказали свои стихи по сценарию, а Вова не смог - растерялся. После праздника мама отругала ребенка. Дети обступили мальчика и также стали говорить ему обидные слова. Вова заплакал.

Ход собрания

1. Вступительное слово ведущего:

- Как помочь детям стать чуткими, добрыми, щедрыми, милосердными? И как предотвратить проявление злобы, жестокости? Как писал известный педагог В.А.Сухомлинский «Если ребенка учат добру в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать.»

Как этого добиться? Во-первых, надо любить ребенка. Только любовь стимулирует его взросление и доброе отношение к окружающему. Любовь не терпит грубости, давления, ущемление достоинства.

Во-вторых, нужно очеловечить среду, в которой живет ребенок для обеспечения душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию и начнет делать зло другим.

2. Анализ презентации по материалам анкетирования.

- Давайте посмотрим как отвечали Ваши дети на вопросы анкеты и обсудим их высказывания. (Демонстрация презентации, обсуждение)

3. Работа с Памяткой для родителей.

- Прочитайте Памятку для родителей.

- Какие советы для Вас самые главные и помогают воспитании доброты?

- Если Вы использовали совет, и он дал положительный результат, поставьте знак «+». Если совет не доводилось использовать, знак «-».  Над советом, который вызвал удивление поставьте «!»

4. Эстафета «Слова сочувствия»

- В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте. Лечить словом – это значит вовремя найти нужные слова, утешить, подбодрить словом в нужную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Предлагаю сейчас сказать друг другу сказать добрые слова. Учимся выражать сочувствие. (Под тихую музыку родители говорят друг другу слова сочувствия и передают эстафетную палочку).

5. Динамическая пауза

6. Мозговой штурм

- Найдите выход из  предложенных ситуаций.

«На детской площадке Андрей нечаянно сломал чужую игрушку. Остальные дети побежали жаловаться. Как Вы поступите?».

«Вова и Катя держатся за велосипед, каждый тянет его к себе. Назревает ссора. Что делать?»

7. Острое блюдо

- Прочитайте ситуации “Острого блюда”:

- Не обсуждая эти ситуации, на минутку задумайтесь. Отчего картина жизни сегодняшних детей не такая радостная как хотелось бы? Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновений, взгляда. .Вспомните, были ли у Вас слова, фразы, необдуманно  брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больнее, чем кнут? Только не надо успокаивать себя мыслью, что в тот момент и самим было не сладко: плохое настроение, усталость. Это ведь только для Вашего самоуспокоения, а дело все в том, что слово, обращенное к ребенку, Вы не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место.

8. Работа с пословицами и высказываниями великих людей.

- На столах у Вас карточки со словами  пословиц и высказываниями великих людей о доброте. Прочитайте их и передайте дальше по кругу. (Звучит музыка).

- Какие из высказываний или пословиц Вам больше по душе. Почему?

9. Сюрпризный момент.

Входит Старичок-лесовичок:

- Здравствуйте, дорогие родители! Я – Старичок-лесовичок, пришел к вам из леса, чтобы поделиться с вами, дорогие родители, частицами своего волшебства, которые помогут вам превратить ваших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Я знаю, что вы все мечтаете, чтобы ваши дети были именно такими, а для воплощения ваших ожиданий, я вас угощу волшебными напитками и сладостями. Выпив мой напиток вы уже никогда не сможете громко ругать своих детей, осуждать их поступки в присутствии других, а будете замечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять детишек.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете их ругать. А если попробуете мое волшебное печенье, то у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, а конфеты обладают необыкновенным свойством вызывать ежедневно проводить с детьми побольше времени. Мой волшебный мармелад поможет вам свершить с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

10. Рефлексия. Чувства и мысли родителей по обсуждаемой теме.

11. Заключительное слово ведущего.

Используемая литература.

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников. - Начальная школа, 2005. - №11
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Метенова Н.М. Педсовет “Нравственное воспитание”. - Ярославль: ЯрПК, 1999.
  4. Черноусова Э.Г. Эта разноцветная игра. - М.: ОПОРА, 2009