Проект по художественно-эстетическому развитию «Балет в нашей семье»

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта проекта

Полное название проекта: «Балет в нашей семье»

Вид проекта: семейный,  краткосрочный

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный, творческий

Сроки проведения: 1 месяц

Количество участников проекта: 1 ребенок

Возраст детей: 5 лет

Форма проведения: индивидуальная.

Актуальность

Мы живем в современном мире, где большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и телевизором. Посещение концертов, театров и кино стало для нас чем-то недосягаемым. И лишь в немногих семьях дети имеют возможность ходить в театр, оказывающую благотворное влияние на духовное и психическое развитие ребенка, а также на развитие его общей и творческих способностей. Таким образом, с некоторых пор в нашем обществе связь с настоящим искусством утрачена.

Мы считаем, что восполнение утраченного является одной из важных проблем детского сада и семьи, так как от этого во многом зависит уровень культуры подрастающего поколения, а также культура будущего общества в целом. И, конечно, особая роль в решении данной проблемы принадлежит детскому саду, где целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей творческой деятельности детей, накоплением у детей представлений о различных видах балета, о произведениях. Чтобы приобщить детей к настоящему искусству, вызвать интерес к нему, мной был разработан данный проект.

Тема проекта: «Балет в нашей семье» интересна и познавательна прежде всего потому что в настоящее время важнейшими задачами для ребенка организации в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей и норм поведения, расширение кругозора, раскрытие творческих способностей. Как показывает опыт работы, развитие данных качеств и использование работы с детьми. События, происходящие в балете, позволяет воспитывать этические и эстетические чувства.

Балет создан в творческой неповторимой манере. За детской наивностью и внешней простотой сюжетной линии скрыты философские и вполне взрослые темы, которые развивают мышление ребенка. В балете много заложено интересного и познавательного, о живописи, искусстве, творчестве.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное изучение балета, способствует развитию познавательной активности, творческих способностей детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе просмотра видеоролика, дети будут отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, нести ответственность за общий продукт деятельности.

Цель педагогическая: Формировать представления ребенка о балете.

Цель детская: узнать, что такое балет.

Краткое содержание проекта: данный проект направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, расширение кругозора.

Ожидаемые результаты:

  •  Приобщение ребенка к мировой классической культуре, к одному из видов творческого искусства - балету.
  •  Познакомиться  с балетом П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
  • Развитие познавательных интересов детей.
  • Приобретет уверенность в собственных силах над работой.
  • расширится и обогатится словарный запас ребенка.
  • Разовьются творческие способности ребенка.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за детьми в ходе создания проекта, совместной, самостоятельной, музыкальной, художественно–творческой деятельности.

Продукт проекта: Рисунки на тему «Балет» в разных техниках.

Проблема, сформулированная детьми: узнать, что такое балет?

Задачи педагогические:

  1. Познакомить ребенка с балетом, как с одним из видов (жанров) музыкального искусства.
  2. Развивать фантазию ребенка в ходе художественно–творческой деятельности.
  3. Способствовать творческому самовыражению в процессе создания работ на тему «Балет».
  4. Познакомить ребенка с изобразительной техникой «коллаж».
  5. Формировать у ребенка чувство восхищения прекрасным.

Гипотеза: Если ребенок совместно со взрослым создаст рисунки в разных техниках на тему «балет», то у него расширится кругозор, будут развиваться творческие способности. В ходе работы над проектом он познакомится с балетом, как с одним из  жанров музыкального искусства. Это  будет способствовать желанию заниматься балетом в дальнейшем.

План действий:

1.Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о балете?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать

Балет можно посмотреть в театре.
Балет, это когда только танцуют, но не поют и не говорят.

«Были ли вы когда-нибудь на балете?», «Знаете ли вы, при помощи чего артисты балета передают сюжет произведения?», «Без чего не может быть балета?», «Кто исполняет музыку для балета?»

Можно узнать из книг, журналов.
Попросить папу или маму, посмотреть в интернете. Сходить на экскурсию в школу искусств. 
Посмотреть по телевизору телепередачи.
Найти в Интернете.

2. Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта.

3. Совместное выполнение проекта ребенком.

4. Обсуждение результатов.

5. Определение перспектив проектирования.

Схема реализации проекта

Перспективы развития проекта: Оформление персональной выставки  рисунков в разных техниках на тему «балет».

Реализация проекта
 
На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключается в том, что в ходе просмотра балета дома, ребенок задал вопрос: «Что такое балет и почему так красиво? «Проблемная ситуация заключалась в том, что ребенку очень понравился балет, но она не обладает достаточным количеством информации об искусстве балета.

Решить данную проблему ребенок не может, в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками. Одним из путей решения данной проблемы для удовлетворения интересов и потребностей ребенка является помощь в поиске информации  по данной теме.

Для этого использовалась «модель трех вопросов»:

  • Что мы знаем о балете?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что нужно сделать, чтобы узнать?

Результат: совместно с ребенком был разработан план действий, намечен продукт деятельности, рисунки в разных техниках.

На втором этапе я познакомила ребенка с историей балета. Рассматривали фотографии о балете, проведена беседа с ребенком о балете, как об одном из видов (жанров) музыкального искусства, о его происхождении, об организации балета, артистах, костюмах; иллюстраций, видеоотрывок из балета «Щелкунчик», видеофильм  «Создаем костюмы для балета своими руками», слушали музыку из балета Чайковского «Лебединое озеро» и т.д.

Результат: у ребенка сформировалось представление о том, что такое балет.

На третьем этапе посетили концерт детского балета в школе искусств города Похвистнево. Во время концерта рассмотрели костюмы балерин, занавес, в фойе рассмотрели фотографии с изображением сцен балета. После концерта, дома выполнили эскизы будущих рисунков на тему «Балет».

Результат: Ребенок воочию познакомился с балетом. Были выполнены эскизы рисунков.

На четвертом этапе  приступили к созданию рисунков в разных изобразительных техниках: акварель, «коллаж». Был подобран материал для выполнения коллажа. Затем подобрали бумагу по цвету и оттенкам и приступили к выполнению работ.

Результат: Создана выставка рисунков по теме «Балет» в разных изобразительных техниках.

На пятом этапе в качестве итогового мероприятия стала выставка работ и его презентация всем членам семьи и детям группы «Солнышко». Я заметила, что в результате реализации проекта, у ребенка возник интерес к балету, расширились представления о балете.

Список используемой литературы

1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании» - М. : УЦ «Перспектива», 2013.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н «Проектная деятельность дошкольников» - М: Мозаика-Синтез, 2008.