Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Балет в нашей семье»
Вид проекта: семейный, краткосрочный
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий
Сроки проведения: 1 месяц
Количество участников проекта: 1 ребенок
Возраст детей: 5 лет
Форма проведения: индивидуальная.
Актуальность
Мы живем в современном мире, где большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и телевизором. Посещение концертов, театров и кино стало для нас чем-то недосягаемым. И лишь в немногих семьях дети имеют возможность ходить в театр, оказывающую благотворное влияние на духовное и психическое развитие ребенка, а также на развитие его общей и творческих способностей. Таким образом, с некоторых пор в нашем обществе связь с настоящим искусством утрачена.
Мы считаем, что восполнение утраченного является одной из важных проблем детского сада и семьи, так как от этого во многом зависит уровень культуры подрастающего поколения, а также культура будущего общества в целом. И, конечно, особая роль в решении данной проблемы принадлежит детскому саду, где целенаправленно, систематически и компетентно занимаются развитием общей творческой деятельности детей, накоплением у детей представлений о различных видах балета, о произведениях. Чтобы приобщить детей к настоящему искусству, вызвать интерес к нему, мной был разработан данный проект.
Тема проекта: «Балет в нашей семье» интересна и познавательна прежде всего потому что в настоящее время важнейшими задачами для ребенка организации в соответствии с ФГОС ДО являются: усвоение детьми общечеловеческих ценностей и норм поведения, расширение кругозора, раскрытие творческих способностей. Как показывает опыт работы, развитие данных качеств и использование работы с детьми. События, происходящие в балете, позволяет воспитывать этические и эстетические чувства.
Балет создан в творческой неповторимой манере. За детской наивностью и внешней простотой сюжетной линии скрыты философские и вполне взрослые темы, которые развивают мышление ребенка. В балете много заложено интересного и познавательного, о живописи, искусстве, творчестве.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что совместное изучение балета, способствует развитию познавательной активности, творческих способностей детей, стимулировать их речевое развитие, так как в ходе просмотра видеоролика, дети будут отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать различные ситуации, нести ответственность за общий продукт деятельности.
Цель педагогическая: Формировать представления ребенка о балете.
Цель детская: узнать, что такое балет.
Краткое содержание проекта: данный проект направлен на художественно-эстетическое воспитание ребенка, расширение кругозора.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение ребенка к мировой классической культуре, к одному из видов творческого искусства - балету.
- Познакомиться с балетом П.И. Чайковского «Лебединое озеро».
- Развитие познавательных интересов детей.
- Приобретет уверенность в собственных силах над работой.
- расширится и обогатится словарный запас ребенка.
- Разовьются творческие способности ребенка.
Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:
- беседы с детьми;
- наблюдение за детьми в ходе создания проекта, совместной, самостоятельной, музыкальной, художественно–творческой деятельности.
Продукт проекта: Рисунки на тему «Балет» в разных техниках.
Проблема, сформулированная детьми: узнать, что такое балет?
Задачи педагогические:
- Познакомить ребенка с балетом, как с одним из видов (жанров) музыкального искусства.
- Развивать фантазию ребенка в ходе художественно–творческой деятельности.
- Способствовать творческому самовыражению в процессе создания работ на тему «Балет».
- Познакомить ребенка с изобразительной техникой «коллаж».
- Формировать у ребенка чувство восхищения прекрасным.
Гипотеза: Если ребенок совместно со взрослым создаст рисунки в разных техниках на тему «балет», то у него расширится кругозор, будут развиваться творческие способности. В ходе работы над проектом он познакомится с балетом, как с одним из жанров музыкального искусства. Это будет способствовать желанию заниматься балетом в дальнейшем.
План действий:
1.Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о балете? | Что мы хотим узнать? |
Что нужно сделать, чтобы это узнать |
Балет можно посмотреть в театре. |
«Были ли вы когда-нибудь на балете?», «Знаете ли вы, при помощи чего артисты балета передают сюжет произведения?», «Без чего не может быть балета?», «Кто исполняет музыку для балета?» |
Можно узнать из книг, журналов. |
2. Планирование совместной деятельности, определение средств и способов реализации проекта.
3. Совместное выполнение проекта ребенком.
4. Обсуждение результатов.
5. Определение перспектив проектирования.
Перспективы развития проекта: Оформление персональной выставки рисунков в разных техниках на тему «балет».
Реализация проекта
На первом этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключается в том, что в ходе просмотра балета дома, ребенок задал вопрос: «Что такое балет и почему так красиво? «Проблемная ситуация заключалась в том, что ребенку очень понравился балет, но она не обладает достаточным количеством информации об искусстве балета.
Решить данную проблему ребенок не может, в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками. Одним из путей решения данной проблемы для удовлетворения интересов и потребностей ребенка является помощь в поиске информации по данной теме.
Для этого использовалась «модель трех вопросов»:
- Что мы знаем о балете?
- Что мы хотим узнать?
- Что нужно сделать, чтобы узнать?
Результат: совместно с ребенком был разработан план действий, намечен продукт деятельности, рисунки в разных техниках.
На втором этапе я познакомила ребенка с историей балета. Рассматривали фотографии о балете, проведена беседа с ребенком о балете, как об одном из видов (жанров) музыкального искусства, о его происхождении, об организации балета, артистах, костюмах; иллюстраций, видеоотрывок из балета «Щелкунчик», видеофильм «Создаем костюмы для балета своими руками», слушали музыку из балета Чайковского «Лебединое озеро» и т.д.
Результат: у ребенка сформировалось представление о том, что такое балет.
На третьем этапе посетили концерт детского балета в школе искусств города Похвистнево. Во время концерта рассмотрели костюмы балерин, занавес, в фойе рассмотрели фотографии с изображением сцен балета. После концерта, дома выполнили эскизы будущих рисунков на тему «Балет».
Результат: Ребенок воочию познакомился с балетом. Были выполнены эскизы рисунков.
На четвертом этапе приступили к созданию рисунков в разных изобразительных техниках: акварель, «коллаж». Был подобран материал для выполнения коллажа. Затем подобрали бумагу по цвету и оттенкам и приступили к выполнению работ.
Результат: Создана выставка рисунков по теме «Балет» в разных изобразительных техниках.
На пятом этапе в качестве итогового мероприятия стала выставка работ и его презентация всем членам семьи и детям группы «Солнышко». Я заметила, что в результате реализации проекта, у ребенка возник интерес к балету, расширились представления о балете.
Список используемой литературы
1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании» - М. : УЦ «Перспектива», 2013.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н «Проектная деятельность дошкольников» - М: Мозаика-Синтез, 2008.