Урок литературного чтения по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: урок-проект, учиться правильной речи, точка зрения героев произведения


Предмет: литературное чтение.

Место урока в изучаемой теме: 3-й урок по теме «Оглянись вокруг. Рассказы»

Цель: выполнение проектного задания для знакомства с литературоведческим понятием «точка зрения героя», развитие литературного языка, подведение к пониманию отличия разговорной речи от литературной.

Задачи урока:

  • Предметные: совершенствование поискового способа чтения, выявление отношения автора к событиям и персонажам, сопоставление с мнением читателя;
  • Личностные: развивать способность к нравственной оценке поступков.
  • Регулятивные: принимать и решать учебную задачу.
  • Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать произведение для определения точки зрения персонажей.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс. О.В. Кубасова, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжи-
тельность этапа

Оргмомент.

Приветствие.

Приветствие, настрой на урок.

1 мин.

Актуализация опорных знаний.

- Над каким произведением мы начали работу вчера?
- О чем это произведение?
- Какую особенность в построении текста обнаружили?
- С кем из героев рассказа уже встретились?
- Какую работу мы начали выполнять? Зачем?

 

 

- Как будто повествование ведется с конца.

- Отбор материала для определения точки зрения героев рассказа и заполнения таблицы. Мы часто пользуемся разговорной речью, надо уметь говорить на литературном языке.
- Мы будем учиться правильной речи.

5 мин.

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Подведение к формулировке темы урока и постановке задач урока.

- Давайте определимся, как мы будем работать сегодня.
- В нашем проектном задании есть вопросы. Что мы должны делать, чтобы найти на них ответы?
(работа с таблицей)

Приложение 1.

 

- Работать с текстом, давать героям рассказа характеристику, оценивать их поступки, сопоставлять мнения.

2 мин.

Открытии нового знания.

- Презентация. Слайд 1.

- Какие книги писателя Вы читали? Какие рассказы читали? Могут ли они быть в этих книгах?

 

 

- выборочное чтение: с. 41 – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился…

 

- таблица. Приложение 3.

23 мин.

Слайд 2.

- Почему дед оставил зайца у себя?

 

- Приложение 2.

- чтение по ролям разговора Вани и ветеринара (с. 32)

Слайд №3

- Восстановим в памяти события: вопрос №5 из учебника.
- Как Ваня помогал спасать зайца? Какая у него точка зрения?
Слайд 4.

- слушаем выступление Алины про зайцев.
Слайд 5. (Назовите героев рассказа)

- беседа: Что ветеринар говорит про зайца? Каким мы его представили? Как к нему автор относится?
Как относимся мы?
- работаем с текстом и таблицей.

Приложение 3.

ФИЗМИНУТКА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье.
Потому что на планете
Все твое и все мое.
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.
  1 мин.

 

- У. – с. 34, вопрос 6.
- Кто встретился Ване? Как она отнеслась к Ване и к зайчику? (обсудить, заполнить следующую строку таблицы)

- обсуждение точки зрения дедушки Лариона, заполнение таблицы.

- Слайд 6.

выборочное чтение: с. 37, Карл Петрович играл на рояле…
- заполнение таблицы.

 

 

Проверка понимания учащимися нового материала, закрепление изученного. - Зачем К.Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце?
- Какова главная мысль рассказа?

- Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным.

- Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку.

10 мин.

 

- Из чего это стало понятно?

-Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю? Кто помогал лечить дедушкиного спасителя?
- Слайд 7.

(высказывание К.Г.Паустовского о том, как надо читать книги)

- Мы выяснили точку зрения героев рассказа. Мы прочитали внимательно текст.

 

Итог урока.
Рефлексия.

- В начале урока мы определили себе цель: учиться правильной речи. В чем у нас была проблема?

- Трудно ли учиться правильной речи?

- Нам трудно писать сочинения, трудно говорить литературным языком, часто используем в речи разговорные слова. 3 мин.

Домашнее задание.

У. с. 39-42, дочитать рассказ до конца, используя материал таблицы «Точка зрения героев рассказа», ответить на вопрос «Как отнесся к зайчику каждый из персонажей рассказа?»

 

 

Литература

  1. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса «Литературное чтение», О.В.Кубасова.
  2. Проектная деятельность. Начальная школа. Пособие для учителя / авт.-сост. М.К. Господникова – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителя / под редакцией А.Б. Воронцова – М.:Просвещение, 2011.
  4. Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст. – М.: Эксмо, 2006.