Предмет: литературное чтение.
Место урока в изучаемой теме: 3-й урок по теме «Оглянись вокруг. Рассказы»
Цель: выполнение проектного задания для знакомства с литературоведческим понятием «точка зрения героя», развитие литературного языка, подведение к пониманию отличия разговорной речи от литературной.
Задачи урока:
- Предметные: совершенствование поискового способа чтения, выявление отношения автора к событиям и персонажам, сопоставление с мнением читателя;
- Личностные: развивать способность к нравственной оценке поступков.
- Регулятивные: принимать и решать учебную задачу.
- Познавательные: ориентироваться в тексте, анализировать произведение для определения точки зрения персонажей.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», 4 класс. О.В. Кубасова, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация к уроку.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Продолжи- |
Оргмомент. |
Приветствие. |
Приветствие, настрой на урок. |
1 мин. |
Актуализация опорных знаний. |
- Над каким произведением мы начали работу вчера? |
- Как будто повествование ведется с конца. - Отбор материала для определения точки зрения героев рассказа и заполнения таблицы. Мы часто пользуемся разговорной речью, надо уметь говорить на литературном языке. |
5 мин. |
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Подведение к формулировке темы урока и постановке задач урока. |
- Давайте определимся, как мы будем работать сегодня. |
- Работать с текстом, давать героям рассказа характеристику, оценивать их поступки, сопоставлять мнения. |
2 мин. |
Открытии нового знания. |
- Презентация. Слайд 1.
- Какие книги писателя Вы читали? Какие рассказы читали? Могут ли они быть в этих книгах? |
- выборочное чтение: с. 41 – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился…
- таблица. Приложение 3. |
23 мин. |
Слайд 2.
- Почему дед оставил зайца у себя? |
- чтение по ролям разговора Вани и ветеринара (с. 32) |
||
Слайд №3
- Восстановим в памяти события: вопрос №5 из учебника.
- слушаем выступление Алины про зайцев.
- беседа: Что ветеринар говорит про зайца? Каким мы его представили? Как к нему автор относится? |
|||
ФИЗМИНУТКА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. |
Словно крыша над землею, Голубые небеса. А под крышей голубою – Реки, горы и леса. Вместе мы с тобой в ответе За чудесное жилье. Потому что на планете Все твое и все мое. И пушистые снежинки, И река, и облака, И тропинки, и травинки, И вода из родника. |
1 мин. | |
|
- У. – с. 34, вопрос 6. - обсуждение точки зрения дедушки Лариона, заполнение таблицы. - Слайд 6. выборочное чтение: с. 37, Карл Петрович играл на рояле… |
|
|
Проверка понимания учащимися нового материала, закрепление изученного. | - Зачем К.Паустовский рассказывает нам эту историю о зайце? - Какова главная мысль рассказа? |
- Чтобы вызвать желание бережно и заботливо относиться к животным. - Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Люди должны помогать друг другу и животным. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. |
10 мин. |
|
- Из чего это стало понятно? -Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю? Кто помогал лечить дедушкиного спасителя? (высказывание К.Г.Паустовского о том, как надо читать книги) |
- Мы выяснили точку зрения героев рассказа. Мы прочитали внимательно текст. |
|
Итог урока. Рефлексия. |
- В начале урока мы определили себе цель: учиться правильной речи. В чем у нас была проблема? - Трудно ли учиться правильной речи? |
- Нам трудно писать сочинения, трудно говорить литературным языком, часто используем в речи разговорные слова. | 3 мин. |
Домашнее задание. |
У. с. 39-42, дочитать рассказ до конца, используя материал таблицы «Точка зрения героев рассказа», ответить на вопрос «Как отнесся к зайчику каждый из персонажей рассказа?» |
|
|
Литература
- Методические рекомендации к учебнику для 4 класса «Литературное чтение», О.В.Кубасова.
- Проектная деятельность. Начальная школа. Пособие для учителя / авт.-сост. М.К. Господникова – Волгоград: Учитель, 2009.
- Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителя / под редакцией А.Б. Воронцова – М.:Просвещение, 2011.
- Литературное чтение: учим младших школьников понимать художественный текст. – М.: Эксмо, 2006.