Задачи:
- Расширить и уточнить знания детей о рябине в разное время года.
- Развивать любознательность, интерес к природе.
- Упражнять в рисовании гуашью, тычками
- Воспитывать умение видеть красоту природы, усидчивость.
- Развивать речь, воображение.
Образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, ХЭР.
Материал: проектор, презентация, магнитофон, специальные тычки, гуашь.
Ход занятия
Воспитатель:
По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.
Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!
Здравствуй осень! Здравствуй лес!
Мы попали в край чудес!
Послушайте как тихо в лесу, только листочки чуть шелестят на деревьях.
Фонограмма шелест листьев леса
Дети повторяют за воспитателем, как листочки шелестят: «Ш-ш-ш».
Воспитатель дает установку на дыхание.
Воспитатель: «А как вы думаете, какое время года в нашем лесу?
Дети: осень
Воспитатель: да, сейчас в лесу хозяйка волшебница Осень. А вот и она сама.
(воспитатель быстро переодевается в Осень)
Осень:
Здравствуйте, ребята!
Поля засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен, я – Осень!
Осень: Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как красиво я украсила деревья.
Дети: очень красиво.
Осень: А теперь дети в круг ко мне вы становитесь, но за руки не беритесь. Послушайте загадку и скажите мне отгадку.
Загадка:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется.
Как это время года зовется?
Дети: Осень.
Осень: да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.
Осень: Какие изменения произошли в природе?
Дети: дождь, холодно, пасмурно
Осень: Люди как одеты?
Дети: тепло.
Осень: Какая сегодня погода?
Дети: Облачная.
Осень: - Что случилось с деревьями?
Дети: листьев больше нет, деревья стали голыми.
Осень: куда делись листья?
Дети: листья опали.
Осень: куда улетели птицы?
Дети: в теплые края, на юг.
Осень: почему?
Дети: потому что у нас наступают холода, и птицам нечего будет есть.
Осень: Назовите мне осенние месяцы?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Осень: Какие вы молодцы!
А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»
На столе разложены осенние листья с деревьев.
Осень: посмотрите, листья какие?
Дети: разноцветные, красные, желтые, коричневые, осенние.
Осень: посмотрите у меня здесь стоят деревья, какие?
Дети: дуб, береза, клен.
Осень: вы сейчас должны найти листья, и положить его около своего дерева. Будьте внимательны!
Осень: С какого дерева какой лист?
Дети:
- с дуба – дубовый
- с клена – кленовый
- с березы – березовый
Осень: Молодцы, дети. Вы справились заданием.
Осень: Дети, а в лесу только деревья растут?
Дети: нет, кусты растут, грибы, ягоды и животные живут.
Осень: правильно, в лесу живут дикие животные и птицы.
Осень: Каких диких животных ты знаешь, Арина?
Арина: Лиса, заяц.
Осень: правильно, Варя еще?
Варя: Волк.
Осень: правильно, Дима?
Дима: Медведь.
Осень: Молодцы. Что-то стало прохладно…
Предлагаю нам согреться.
Слушайте и выполняйте:
Мы зашли в осенний лес. (Ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (Повороты)
Береза в золоте стоит, (Посмотреть на березку)
Ель зеленая глядит. (Посмотреть на елку)
Вот и зайка проскакал. (Прыжки)
От лисы он убежал. (Бег на месте)
А волчище рыщет, (дети изображают крадущего волка)
Он добычу ищет. Все мы спрячемся сейчас, (приседание)
Не найдет тогда он нас. В лесу такая красота! (Потягивание)
Осень: Дети что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете?
Дети: все птицы улетели в теплые края.
Осень: правильно уже поздно и все перелетные птицы улетели.
Осень: А какие птицы остались у нас?
Дети: Зимующие.
Осень: верно, зимующие птицы.
Осень: Назовите их?
Дети: Дятел, клест, снегирь, воробьи, голуби ….
Осень: да, правильно.
А как вы думаете, чем птицы питаются зимой?
Дети: ягодками, не знаем.
Осень: Дети, оказывается наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды.
А синицу и воробья мы с вами уже знаем, потому что они прилетают к нам на участок, и мы кормим их. Зимой мы делаем с вами кормушки и туда кладем для птиц что?
Дети: крошки хлеба, зернышки, семечки.
Осень: значит дети, осенью у животных и птиц много забот.
Послушайте внимательно сказку
Сказка
Жила-была рябина. Весной она оделась новыми листочками, зацвела красивыми белыми цветами. Когда отцвели цветы, появились ягодки. Все лето-рябина пила водичку, грелась на солнышке, и ягодки созревали, становились все больше и краснее. Наконец ягодки созрели. Позвала рябина птичек: «Птички, летите есть мои ягодки, они уже созрели», но птички сказали: «Ещё не время. Рано». Наступила осень. Листья у рябины пожелтели, покраснели и наконец опали. Опечалилась рябина - никто её ягодки не ест. Снова рябина птичек к себе позвала, а они опять говорят, что рано. Наступила зима. Спрятались все насекомые, мухи, муравьи, жучки. Всю землю покрыл снежок, засыпало снегом все семена. Тут и прилетели птички клевать рябиновые ягодки. «Настало время! Больше нам нечего кушать. Спасибо тебе рябинка, что сохранила для нас свои ягодки. Поблагодарили птички рябину за ягодки.
(иллюстрируем слайдами, рябина в разное время года, под спокойную музыку)
Осень: прочитали мы сказку, а рябина все равно стоит грустная, как вы думаете почему?
Дети: потому что она одна, потому что ягод может не хватить.
Рябинка: (голос из-за кулис) Моих ягод не хватит для всех птиц, что же делать? Как спасти птиц от голода?
Осень: дети, а как мы поможем рябинке?
Дети: ответы детей.
Осень: а я предлагаю вам нарисовать рябину, чтобы всем птицам хватило ягод на всю зиму.
Дети садятся за столы
Осень: Я для вас принесла ветку рябины. Посмотрите внимательно, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет. Ягод много.
Посмотрите, грозди направлены вниз, как наши пальчики. (Давайте покажем)
Осень: Скажите, какого цвета ягоды?
Дети: красного.
Осень: А формы?
Дети: круглой.
Осень: мы будем рисовать ягоды не кисточкой, а специальной печаткой. Вы, когда-нибудь рисовали печатками?
Дети: нет.
Осень: смотрите, я беру печатку сверху тремя пальцами, обмакиваю ее в красную краску, не всю, а только кончик, чтобы ягодки получились красивые и аккуратные, прикладываю к веточке и убираю, затем ещё, ещё, много ягод рисую, получилась кисть или как ещё можно сказать гроздь.
Давайте потренируемся с вами. Возьмите печатку сверху тремя пальцами, краску пока не набираем и приложите к веточке на ваших рисунках и убираем, ещё приложим и убираем.
А теперь начнем работу.
Ягодок рисуйте побольше, чтобы всем птицам хватало, одна ягодка возле другой. Не забудьте, что ягоды рябины собраны в грозди.
Посмотрите на мой рисунок внимательно: мы что – то пропустили?
У рябинок есть внизу черное пятнышко. Давайте и мы с вами нарисуем черное маленькое пятнышко внизу на каждой ягоде. А теперь рисовать мы будем ватными палочками. Брать нужно ватные палочки так же, как карандаши тремя пальцами, посмотрите, как это делать, набираем краску какого цвета?
Дети: черного.
Осень: Я набираю краску, тоже немного и прикладываю кончик ватной палочки с краской к ягодке внизу. Такие черные пятнышки (точки) нужно нарисовать у каждой ягодки. Какие красивые ягодки на рябине у вас и сколько их много. Посмотрите, как много ягод получилось, всем птичкам хватит.
Осень раскладывает на дереве работы детей. Общий просмотр.
Осень: дети, а вы знаете стихи о рябине?
Дети: да.
Осень: Давайте послушаем!
Стихи о рябине
Я - красавица рябина!
Летом ягоды ращу!
А когда зима настанет,
Я всех птичек накормлю!«Рябина»
Красненькую ягоду
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.
То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
(Ирина Токмакова)Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных Гроздьями висят,
Их красив наряд. Собери на нитку ягод для души,
Из рябины бусы очень хороши.
Осень: но ягоды рябины любят не только птицы, но и люди.
Дети, знаете ли вы, что делают из ягод рябины?
Дети: из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.
Осень: как называется варенье?
Дети: рябиновое.
Осень: Ягоды рябины сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Из свежих ягод рябины отжимаю сок, очень полезный при простуде.
Осень: как вы думаете, как называется сок?
Дети: рябиновый.
Осень: Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором, очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
Осень: Дети, вам понравилось наше занятие?
Дети: да.
Осень: а что мы сегодня делали?
Дети: слушали сказку, смотрели какая рябина бывает разная и рисовали.
Осень: Какие ягоды рисовали?
Дети: ягоды рябины красные и круглые.
Осень: чем рисовали?
Дети: специальной печаткой и ватной палочкой.
Осень: как этот способ называется?
Дети: тычками.
Осень: посмотрите, как рады снегири ягодкам. Молодцы, дети, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.
Ну а теперь пора в детский сад возвращаться.
Список литературы
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2002.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005.