Основания, их классификация и свойства. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Класс: 8.

УМК: О.С. Габриелян (базовый уровень).

Цель педагогическая: создать условия для повторения и осознания блока новой информации.

Задачи урока:

  • повторить знания об основаниях, полученные ранее;
  • познакомить учащихся с классификацией оснований;
  • физическими свойствами  оснований;
  • формировать знания о некоторых химических свойствах оснований;
  • совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лабораторным оборудованием;
  • продолжить обучение учащихся прогнозированию возможности протекания химических реакций.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся научатся:

  • отличать основания по составу от других неорганических веществ и классифицировать их по различным признакам;
  • отличать основания по их действию на индикаторы и прогнозировать возможность протекания химических реакций с участием оснований;
  • обращаться с растворами оснований при проведении химического эксперимента.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, лабораторное оборудование.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Целеполагание и мотивация.

Слово учителя. Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:

“Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Дым - лёгкий, а скала тверда
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем и где? 
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде
А мел не растворим.
…Открытий путь – не лёгкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.”

Продолжим движения вперёд и мы.

- Что является предметом изучения химии? (Вещества, их свойства, превращения)

- Какие методы мы используем для изучения веществ? (теоретические и практические)

- О каких же веществах пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Посмотрим, что написано на доске? Тема урока: «Основания их классификация и свойства». Слайд 1.

У вас есть знания по этой теме? Но если снова на доске записана эта тема значит, не все еще знаем.

2. Сформулируем цель и задачи урока. Слайды 2, 3

Цель урока: углубить знания об основаниях как о сложных веществах, имеющих определенный состав, обуславливающий их общие химические свойства.

План, по которому будем достигать поставленной цели. Слайд 4

Вспомним, что уже известно.

Задание №1. Узнать и выбрать формулы оснований. Слайд 5

На основании выполненного задания формулируется определение оснований, записывается общая формула и примеры. Слайд 6

Задание № 2. Дать название основаниям. Слайд 7

Повторить теорию. Затем назвать предложенные основания.

Задание №3. Составить формулы оснований. Слайд 8

Повторить теорию. Затем составить формулы.

- Что еще вам известно?  (Должны вспомнить отношение к воде).

По отношению к воде основания делятся на две группы:

  • растворимые – щелочи,
  • нерастворимые.

3. Классификация оснований. Слайд 9. Проговорить и кратко записать признаки.

Свойства веществ делятся на две группы:

  • физические
  • химические.

Познакомимся с физическими свойствами оснований. Обратимся к учебнику, страница 214, 215. Прочитайте и запишите в тетради физические свойства оснований. Слайд 10.

На столах учащихся образцы оснований в пробирках.

4. Химические свойства. Взаимодействие веществ друг с другом. С какими веществами могут взаимодействовать основания.

Учащиеся высказывают свои предположения. Используя, какие методы можно проверить свои предположения. Теоретические и практические.  Обратимся к учебнику страница 215, 216.

5. Обсуждается прочитанное. Слайд 11

Как можем проверить прочитанное. Проделать опыты.

6. Лабораторная работа в парах.

Перед выполнением лабораторной работы напомнить технику безопасности.

Опыт 1. Взаимодействие оснований с кислотами. Слайд 12

Обсудили результаты, записали уравнения реакций.

Опыт 2. Взаимодействие щелочей (обратить на это внимание) с оксидами неметаллов.

Этот опыт может показать учитель или с помощь виртуальной лаборатории. Обсудили результаты, записали уравнение реакции. Слайд 13

Опыт 3. Взаимодействие щелочей с солями. Слайд 14

Обсудили результаты, записали уравнение реакции.

Опыт 4. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются.

Этот опыт может показать учитель или с помощь виртуальной лаборатории. Обсудили результаты, записали уравнение реакции. Слайд 15

Запись уравнений проверяется с помощью презентации.

Вернемся к плану. Все пункты рассмотрели.

7. Давайте подведем итог (закрепление знаний).

  • Достигли поставленной цели?
  • Получили новые знания по теме?
  • Какие новые знания вы получили?
  • Что запомнили?
  • Чему научились?

III. Домашнее задание. Изучить § 39, к молекулярным уравнениям написать полные и краткие ионные уравнения.