Класс: 8.
УМК: О.С. Габриелян (базовый уровень).
Цель педагогическая: создать условия для повторения и осознания блока новой информации.
Задачи урока:
- повторить знания об основаниях, полученные ранее;
- познакомить учащихся с классификацией оснований;
- физическими свойствами оснований;
- формировать знания о некоторых химических свойствах оснований;
- совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лабораторным оборудованием;
- продолжить обучение учащихся прогнозированию возможности протекания химических реакций.
Планируемые результаты обучения.
Учащиеся научатся:
- отличать основания по составу от других неорганических веществ и классифицировать их по различным признакам;
- отличать основания по их действию на индикаторы и прогнозировать возможность протекания химических реакций с участием оснований;
- обращаться с растворами оснований при проведении химического эксперимента.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, лабораторное оборудование.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, в парах, индивидуальная.
Структура урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Целеполагание и мотивация.
Слово учителя. Начать сегодняшний урок я хочу с отрывка стихотворения Е.Ефимовского:
“Что? Почему? Зачем и где?
Живут в земле, в огне, в воде.
Вот в первый раз огонь добыт.
(а почему огонь горит?)
Дым - лёгкий, а скала тверда
Что значит “лёд”, а что “вода”?
Что? Почему? Зачем и где?
Мы все узнать хотим.
Соль растворяется в воде
А мел не растворим.
…Открытий путь – не лёгкий путь.
Но человеку не свернуть.
Что? Почему? За ним следят,
Чтоб шёл вперёд, а не назад.
Вот почему из года в год
Наука движется вперёд.”
Продолжим движения вперёд и мы.
- Что является предметом изучения химии? (Вещества, их свойства, превращения)
- Какие методы мы используем для изучения веществ? (теоретические и практические)
- О каких же веществах пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Посмотрим, что написано на доске? Тема урока: «Основания их классификация и свойства». Слайд 1.
У вас есть знания по этой теме? Но если снова на доске записана эта тема значит, не все еще знаем.
2. Сформулируем цель и задачи урока. Слайды 2, 3
Цель урока: углубить знания об основаниях как о сложных веществах, имеющих определенный состав, обуславливающий их общие химические свойства.
План, по которому будем достигать поставленной цели. Слайд 4
Вспомним, что уже известно.
Задание №1. Узнать и выбрать формулы оснований. Слайд 5
На основании выполненного задания формулируется определение оснований, записывается общая формула и примеры. Слайд 6
Задание № 2. Дать название основаниям. Слайд 7
Повторить теорию. Затем назвать предложенные основания.
Задание №3. Составить формулы оснований. Слайд 8
Повторить теорию. Затем составить формулы.
- Что еще вам известно? (Должны вспомнить отношение к воде).
По отношению к воде основания делятся на две группы:
- растворимые – щелочи,
- нерастворимые.
3. Классификация оснований. Слайд 9. Проговорить и кратко записать признаки.
Свойства веществ делятся на две группы:
- физические
- химические.
Познакомимся с физическими свойствами оснований. Обратимся к учебнику, страница 214, 215. Прочитайте и запишите в тетради физические свойства оснований. Слайд 10.
На столах учащихся образцы оснований в пробирках.
4. Химические свойства. Взаимодействие веществ друг с другом. С какими веществами могут взаимодействовать основания.
Учащиеся высказывают свои предположения. Используя, какие методы можно проверить свои предположения. Теоретические и практические. Обратимся к учебнику страница 215, 216.
5. Обсуждается прочитанное. Слайд 11
Как можем проверить прочитанное. Проделать опыты.
6. Лабораторная работа в парах.
Перед выполнением лабораторной работы напомнить технику безопасности.
Опыт 1. Взаимодействие оснований с кислотами. Слайд 12
Обсудили результаты, записали уравнения реакций.
Опыт 2. Взаимодействие щелочей (обратить на это внимание) с оксидами неметаллов.
Этот опыт может показать учитель или с помощь виртуальной лаборатории. Обсудили результаты, записали уравнение реакции. Слайд 13
Опыт 3. Взаимодействие щелочей с солями. Слайд 14
Обсудили результаты, записали уравнение реакции.
Опыт 4. Нерастворимые основания при нагревании разлагаются.
Этот опыт может показать учитель или с помощь виртуальной лаборатории. Обсудили результаты, записали уравнение реакции. Слайд 15
Запись уравнений проверяется с помощью презентации.
Вернемся к плану. Все пункты рассмотрели.
7. Давайте подведем итог (закрепление знаний).
- Достигли поставленной цели?
- Получили новые знания по теме?
- Какие новые знания вы получили?
- Что запомнили?
- Чему научились?
III. Домашнее задание. Изучить § 39, к молекулярным уравнениям написать полные и краткие ионные уравнения.