Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Сеяхинской школе-интернате»

Разделы: Школьная психологическая служба


Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,
но ребенок и еще должен быть подготовлен к жизни.

Д. Дьюи

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Целью психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе является осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ, коррекция имеющихся недостатков развития.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в школе осуществляют учитель-логопед, педагог-психолог, социальные педагоги, классные руководители, учителя-предметники, медицинский работник школы. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Ни один ребёнок, подлежащий обучению в специальных (коррекционных) классах не оставлен без внимания, все посещают коррекционные занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом.

В учебных планах 1-2 ступеней обучения отведены часы на коррекцию уровня развития познавательных процессов обучающихся.

Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:

  • Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
  • Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
  • Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей;
  • Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
  • Развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности;
  • Укрепление и охрана здоровья, физического развития ребенка;
  • Формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
  • Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений
  • Медицинское сопровождение ребёнка.

Основными принципами содержания и форм работы с детьми с ОВЗ являются:

  • индивидуальный подход к каждому ученику;
  • соблюдение интересов ребенка;
  • использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки;
  • проявление педагогического такта;
  • системность;
  • непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Направления работы

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. По результатам диагностики, формируются «группы развития» для проведения последующей коррекционно-развивающей работы.

В «группы развития» набираются дети с низкой успеваемостью, повышенной утомляемостью, плохо усваивающие школьную программу, с трудом овладевающие навыками чтения, письма, счета, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, страдающие психическими заболеваниями, учащиеся с низкой школьной мотивацией и дезадаптацией, имеющие нарушения и девиантные проявления в поведении.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

На базе начальной школы, по социальному заказу родителей, реализуется программа социальной адаптации ребенка - инвалида (индивидуальное обучение на дому). Приложение 1

Данная программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Задачи программы:

  • Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
  • Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
  • Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающегося;
  • Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детско-юношеской организации «Российское движение школьников», школьная газета «Тусовка»;
  • Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка. Компенсация дефекта в учебных условиях по русскому языку реализуется с помощью обучения письму в программе Word, по математике - на компьютерном тренажере.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т.к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы развития.

Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

С детьми с ОВЗ, посещающими школу, специалисты проводят групповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия, направленные на: развитие способностей, культурных ценностей, интересов, индивидуальных особенностей, поддержание физического, психического и социального благополучия через общение, игру, совместное творчество, совместную деятельность. Задания включают в себя упражнения на формирование поведенческой, интеллектуальной, эмоционально – волевой деятельности, саморегуляции и актуализацию творческого потенциала, на развитие предметной и игровой деятельности, развитие письменной, устной речи, активизацию и расширение словарного запаса.

В основу занятий педагог-психолог включает следующие методы работы с детьми:

  • психогимнастика (включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный»)
  • рисуночные методы (рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.)
  • техники и приемы саморегуляции (развитие навыков самоконтроля)
  • цветотерапия (восстановление эмоционального равновесия)
  • развивающие занятия, игры (развитие психических процессов)
  • сеансы релаксации (в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными).

 Обязательными на занятиях являются такие упражнения, как графический диктант, составление рисунков к сказке и рассказ по рисунку, подбор слов с противоположным значением, поиск аналогов, поиск предметов по заданным признакам, поиск определений, выделение лишнего из ряда общих понятий, нахождение понятий целое - часть, составление новых слов, решение ребусов, анаграмм, шифровок, упражнения на развитие мотивации учащихся, умения работать в парах, группах, игры на формирование соблюдения и выполнения школьных правил и др.

На базе школы-интерната функционирует логопедический пункт. Основной целью логопедической работы с обучающимися, подлежащими к обучению в специальных (коррекционных) классах, обучающихся в специальных (коррекционных) классах является своевременное предупреждение и преодоление, речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основе практических методик лежит комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможности каждого ребенка.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи.

Система фронтальных занятий направлена на коррекцию дисграфии.

Дисграфия – нарушение письма, обусловленное дефектами произношения (ребенок, как говорит, так и пишет); обусловленная несформированностью фонематического слуха, слухового восприятия.

Коррекционная работа на этих занятиях проводится по следующим направлениям:

  • Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • Формирование пространственных представлений;
  • Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
  • Коррекция нарушений моторного развития, ручной и артикуляторной моторики;
  • Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связи между словами);
  • Формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  • Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • Формирование анализа структуры предложений;
  • Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Учителя-предметники ведут учёт освоения детьми образовательных программ, на уроках используют следующие формы работы:

  • Создание благоприятных условий для коллективной работы. Проведение эвристических бесед, обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов;
  • Взаимоконтроль (учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей);
  • Самостоятельная работа с текстом (выделение главной мысли из основного текста);
  • Индивидуальная работа по карточкам;
  • Работа над развитием психических процессов – внимания, воображения, памяти, мышления;
  • Использование приёмов слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки;

Классные руководители

  •  регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают первые социальные навыки, порой оказывающие заметное влияние на их будущее. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: групповых, межличностных, деловых, избирательных и т.п. (организация внеклассных мероприятий);
  •  восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают дети с ОВЗ. За счет разнообразия организуемой в школе воспитательной деятельности (познавательные экскурсии, кружки, студии, секции, праздники) классный руководитель создаёт условия для расширения круга общения детей и развития их творческих и познавательных способностей.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Данное направление реализуется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), целью которого является создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения, обеспечивающей оптимальные условия для детей с проблемами в развитии, с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, исходя из реальных возможностей школы-интерната.

Также консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися:
  • Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

По данному направлению, работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, осуществляется с помощью следующих форм: родительские собрания, круглые столы, консультации, анкетирование, социальные педагоги оказывают помощь таким семьям в решении правовых вопросов, совместно со специалистом отдела социальной защиты проводят обследование жилищно-бытовых условий.

Работа, направленная на здоровьесбережение детей, основана на деятельности по здоровьесбережению и созданию механизма устойчивого сохранения и развития здоровья школьников в процессе обучения на основе: проведения плановых медицинских осмотров, в ходе которых выявляются дети с нарушениями, учёт детей с ОВЗ, проведения оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки и создания условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и учителей; использования эффективных методов обучения; равного доступа к занятиям физической культуры для детей с ослабленным здоровьем через функционирование специальных медицинских групп; организации мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся; улучшения организации питания; рационализации досуговой деятельности, организации каникулярного времени и летнего отдыха обучающихся (летний пришкольный лагерь, организация пребывания детей в санаториях); формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; повышения квалификации педагогов в направлении применения здоровьесберегающих и оздоровительно-тренировочных технологий. Также социальными педагогами, с детьми организуются занятия по здоровьесбережению: «Полезные навыки», «Полезные привычки».

В последние годы увеличивается количество детей с особенностями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания со стороны окружающих их взрослых (родителей, учителей, специалистов) и организации специальной помощи. Поэтому создание системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном учреждении стало необходимым условием. Мы педагоги делаем всё возможное для успешной реабилитации таких детей в социуме.