Цель урока: обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе.
Задачи урока:
- Образовательная: проверка уровня овладения программным материалом учащимися 5-х классов.
- Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку; развитие памяти, логического мышления; расширение кругозора.
- Воспитательная: воспитание любви к русскому языку; воспитание навыка работы в группе (команде).
Методы и приемы:
- слово учителя;
- выразительное чтение;
- задания исследовательского характера.
Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), карта страны Лингвистика, мультимедийный проектор, презентация для мультимедийного проектора (Приложение 2).
Примечание: в качестве ведущих и экспертов приглашаются 4 ученика 7 класса.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня нас ждёт урок-викторина. Мы совершим путешествие по всем областям страны под названием Лингвистика, а помогать нам будут специалисты из 7 класса, которые уже завершили освоение многих разделов языкознания. Они принесли нам карту страны Лингвистика, которую нарисовали, чтобы мы не сбились с пути.
Правила викторины: не шуметь, не выкрикивать с места (такие ответы не засчитываются), чтобы ответить на вопрос, нужно поднять руку. Право последнего слова остаётся за капитаном. Участники команды, одержавшей победу, получают за урок «5».
Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитана и придумывают название.
Ведущие и 2 помощника – ученики 7 класса. Ведущие совместно с учителем проводят викторину, помощники подсчитывают набранные командами баллы.
УЧИТЕЛЬ: чтобы определить, какая команда будет первой получать задания, ответим на вопрос: 145-летие со дня рождения какого русского писателя и путешественника мы отмечали 4 февраля 2018 года? (Ответ: Михаила Михайловича Пришвина)
II. Выполнение заданий викторины
1. Разминка.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Участникам викторины предлагаются загадки-шутки.
Ведущие по очереди задают вопросы каждой команде.
1) В каком слове срок гласных? (Ответ: сорока.)
2) В каком слове 100 раз повторяется «нет»? (Ответ: стонет)
3) За чем (зачем) во рту язык? (Ответ: за зубами)
4) За что ученика выгнали из класса? (Ответ: за дверь)
5) Может ли страус назвать себя птицей? (Ответ: нет, он не умеет говорить)
6) На каких полях трава не растет? (Ответ: на полях шляпы, тетради)
7) Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
8) В каких словах по сто согласных? (Ответ: стол, стог, стон, сток, стоп)
9) Кто ходит сидя? (Ответ: шахматист)
10) Что можно приготовить, а съесть нельзя? (Ответ: уроки)
11) Чем заканчивается лето и начинается осень? (Ответ: буквой «О»)
12) Чем оканчивается день и ночь? (Ответ: мягким знаком)
2. Фонетика.
УЧИТЕЛЬ: первая область, которую мы посетим сегодня, называется Фонетика. Вспомним, что изучает этот раздел языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Замени звук».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ведущие по очереди читают командам стихотворения-шутки и загадки. Нужно изменить в слове один звук, чтобы исправить ошибки.
1)
Неизвестно, как случилось,
Только звук-то заблудился:
Заскочил он в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
(по А. Шибаеву)
(Ответ: звери)
2)
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
(А. Шибаев)
(Ответ: крышу)
3)
С м меня ты надеваешь,
С л собаку называешь.
(Ответ: майка – лайка)
4)
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас я не таю –
В каждом классе в ряд стою.
(Ответ: карта – парта)
5)
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Ответ: уха – муха)
6)
С третьей буквой алфавита
Я больных лечу,
А с четвертой –
Весной я прилечу.
(Ответ: врач – грач)
7)
Когда я с д, меня сорвут,
Когда я с т, на мне плывут.
(Ответ: плод – плот)
8)
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.
(Ответ: колос – голос)
Задание 2. «Анаграммы и шарады».
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Команды записывают ответы на листках.
УЧИТЕЛЬ: теперь вас ждет непростое испытание – нужно разгадать анаграммы и шарады.
ВЕДУЩИЙ: анаграммами называют новые слова, которые получаются путём перестановки букв или слогов какого-нибудь слова. Шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на части, причем каждая из них составляет самостоятельное слово, подлежащее отгадыванию по указанному значению.
1)
Я – дерево. В родной стране
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Ответ: сосна – насос)
2)
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(Ответ: липа – пила)
3)
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы проживем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа.
(Ответ: за-дача)
4)
Мой первый слог – в линейных нотах,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(Ответ: до-рога)
5)
Три буквы облаками реют,
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Ответ: пар-ус)
6)
Первый слог – нота, второй – тоже,
А целое – на боб похоже.
(Ответ: фа-соль)
3. Орфоэпия.
УЧИТЕЛЬ: следующая остановка в области Орфоэпия. Что изучается в этом разделе лингвистики? (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Прочти, что здесь написано».
За безошибочно прочитанные слова – 4 балла (за каждую ошибку команда теряет 1 балл).
Команды получают от ведущего листок со словами, которые нужно прочесть вслух, соблюдая орфоэпические нормы.
Торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорожденный, откупорить; горчичный, скворечник.
(Ответы: торты, краны, кухонный, красивее, километр, звонит, позвонишь, алфавит, мельком, новорождённый, откупорить; горчи[шн]ый, скворе[шн]ник).
Шарфы, банты, средства, свекла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яичница, прачечная.
(Ответы: шарфы, банты, средства, свёкла, красивейший, начал, столяр, баловать, звонят, созвонимся, черпать; яи[шн]ица, праче[шн]ая).
4. Морфемика и словообразование.
УЧИТЕЛЬ: следующие области, которые мы посетим сегодня, называются Морфемика и Словообразование. Вспомним, что изучают эти разделы языкознания (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Собери слова».
За каждое правильно «собранное» слово – 1 балл.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: соберите слова, морфемы которых спрятались в других словах.
1) приставка – в слове подсказка, корень – в слове снежный, суффикс – в слове ученик, окончание – в слове утки (ответ: подснежники);
2) корень – в слове молодой, суффикс – в слове пальцы, окончание – в слове коты (ответ: молодцы);
3) приставка в слове переход, корень – в слове городок, суффикс – в слове учить, окончание – в слове копать (ответ: перегородить);
4) корень – в слове ельник, суффикс – в слове багровый, окончание – в слове красный (ответ: еловый).
Задание 2. «Где слова родные, однокоренные? Зачеркни лишнее слово».
За безошибочно выполненное задание – 2 балла.
Команды получают задание и записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: зачеркните «лишнее», не являющееся однокоренным, слово в каждой строчке.
Гора, горевать, горный, горец (ответ: горевать);
Вода, водный, водитель, водопровод (ответ: водитель);
Нос, переносица, носик, носить (ответ: носить);
Вдруг, друг, подружиться, друзья (ответ: вдруг);
Море, морковь, морской, приморский (ответ: морковь);
Белить, побелка, белка, белый (ответ: белка).
5. Лексика.
УЧИТЕЛЬ: A теперь наш путь лежит в обширную область Лексики. Что изучает этот раздел языкознания? Расскажите, что мы называем синонимами, антонимами? Какие слова называются омонимами? Что вы знаете о неполных омонимах? (за каждое правильное определение по 1 баллу).
Задание 1. «Синонимы».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: из данного текста выпишите синонимы.
На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала и, казалось, созерцала что-то. Она не замечала ни прохожих, которые с любопытством взирали на неё, ни дворников, которые лениво глазели у ворот. (Б.Лавренёв)
(Ответ: смотрела, созерцала, взирали, глазели).
Задание 2. «Антонимы»
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: подберите к словам антонимы.
Радость, начало, друг, зло, тьма, земля, начало, длинный, чистый, смелый, горький, горячий, узкий, больной, найти, говорить, любить, много, вверху.
(Ответы: радость – горе, начало – конец, друг – враг, зло – добро, тьма – свет, земля – небо, начало – конец, длинный – короткий, чистый – грязный, смелый – трусливый, горький – сладкий, горячий – холодный, узкий – широкий, больной – здоровый, найти – потерять, говорить – молчать, любить – ненавидеть, много – мало, вверху - внизу).
Задание 3. «Омонимы».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание открывается на мультимедийном проекторе.
Команды записывают ответы на листках.
ВЕДУЩИЙ: из стихотворений выпишите омонимы и определите, какой вид омонимии представлен в данных текстах.
1)
Сев в такси, спросила такса:
– За проезд какая такса?
А водитель: – Денег с такс
Не берём совсем, вот так-с.
(Я. Козловский)
(Ответ: такса/такса – омонимы, такс/такс-с – омофоны)
2)
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(Я. Козловский)
(Ответ: к рынку/крынку, впасть/в пасть – омофоны, напасть/напасть, осиной/осиной – омоформы)
3)
Заявил попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю! -
И ответил ему попугай:
- Попугай, попугай, попугай!
(В. Бахревский)
(Ответ: попугай/попугай, попугаю/попугаю – омоформы)
4)
Отца спросила дочка:
– Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и «атлАс».
Отец ответил:
– Дочка,
Уймись на полчасочка.
(А. Барто)
(Ответ: проволочка/проволочка, атлас/атлас – омографы)
5)
Снег сказал: «Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечёт, качая стаю
Отражённых голубей».
(Я. Козловский)
(Ответ: стаю/стаю, голубей/голубей – омоформы)
Задание 4. «Вспомни слова».
За 3 минуты нужно подобрать как можно больше слов.
Команда, вспомнившая большее количество слов, получает 3 балла.
Первая команда составляет слова с начальным слогом фра-, вторая – с начальным слогом фар-.
(Возможные ответы: фрагмент, фраза, фразеологизм, фразёр, фразировать, фрак, фракция, фрамуга, франк, франт, франтить, французский, французы, фрахт; фара, фараон, фарватер, фарерцы, фарисей, фармакология, фармацевт, фарс, фарт, фартук, фарфор, фарш, фаршировать).
6. Фразеология.
УЧИТЕЛЬ: следующая наша остановка – Фразеология. Что изучает этот раздел лингвистики? (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Вспомни фразеологизмы».
За каждый правильный ответ – 0,5 балла.
Команды получают задание на листках.
ВЕДУЩИЙ: допишите вторую часть фразеологизма.
1) Овчинка ... 2) Как две капли ... 3) Топтаться на ... 4) Чёрным ... 5) Зарубить себе ... 6) Дамоклов ... 7) Еле-еле душа ... 8) Крокодиловы ... 9) Ждать у ... 10) Принять за чистую ... 11) Проще пареной ... 12) Обвести вокруг ...
(Ответы: овчинка выделки не стоит, как две капли воды, топтаться на месте, чёрным по белому, зарубить себе на носу, дамоклов меч, шагом, еле-еле душа в теле, крокодиловы слёзы, ждать у моря погоды, принять за чистую монету, проще пареной репы, обвести вокруг пальца).
7. Графика
УЧИТЕЛЬ: нельзя пройти мимо Графики. Вспомним, что изучает этот раздел лингвистики. (за правильное определение 1 балл).
Задание 1. «Расшифруй слова»
Ведущий раздаёт карточки с зашифрованными словами, буквы которых обозначены цифрами по их месту в алфавите.
Кто быстрее определит, какие три слова зашифрованы, получает 2 балла.
ВЕДУЩИЙ: расшифруйте слова.
1, 9, 2, 21, 12, 1 (ответ: а, з, б, у, к, а);
17, 33, 20, 7, 18, 12, 1 (ответ: п, я, т, ё, р, к, а);
18, 16, 19, 19, 10, 33 (ответ: Р, о, с, с, и, я).
8. Синтаксис. Орфография.
УЧИТЕЛЬ: завершает наше путешествие битва капитанов, для которых предусмотрено 2 задания - из области синтаксиса и орфографии.
Задание 1. «Расставь знаки препинания».
За правильно выполненное задание – 2 балла.
Капитанам раздаются карточки с предложениями.
ВЕДУЩИЙ: расставьте знаки препинания там, где это необходимо.
Полая вода сошла и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес и перед нами вдруг открылась река.
(Ответы: Полая вода сошла, и река струилась узенькими ручейками. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. Поют жаворонки в ясной тишине и с неба трель льют. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река).
Задание 2. «Вставь пропущенные буквы».
За правильно выполненное задание – 2 балла.
Капитанам предлагаются карточки с одинаковыми словами.
ВЕДУЩИЙ: вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
Чудес__ный, мес__ность, чу__ствовать, уча__ствовать, тер__ас__а, пьес__а, драм__а, ал__юминий, метал__ический, гостин__ая, прекрас__ный, трос__ник, вкус__ный, ис__кус__ный, ис__кус__твенный, юн__ый.
(Ответы: чудесный, местность, чувствовать, участвовать, терраса, пьеса, драма, алюминий, металлический, гостиная, прекрасный, тростник, вкусный, искусный, искусственный, юный).
9. Вопросы на смекалку.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы задаются обеим командам. Участник, который знает правильный ответ, поднимает руку и отвечает.
УЧИТЕЛЬ: пока капитаны сражаются, команды зарабатывают дополнительные очки.
- Какой буквой можно превратить существительные ЖАР и ЕЛЬ в глаголы? (Ответ: буквой Ь)
- Когда руки бывают личными местоимениями? (Ответ: когда они вы-мы-ты)
- Какие два личных местоимения мешают водителям на дорогах? (Ответ: я-мы)
- Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (Ответ: он)
- Как большой дом превратить в маленький? (Ответ: добавить суффикс –ик)
- Как УГОЛ превратить в топливо? (Ответ: буквой Ь)
- В каком числе столько же цифр, сколько и букв в его наименовании? (Ответ: сто – 3 буквы, 100 – 3 цифры)
- В каком слове на конце пишется 3 буквы Е? (Ответ: длинношеее)
III. Подведение итогов
Победу одерживает команда, набравшая большее количество баллов. Все участники команды получают оценку «5», которая выставляется в журнал.