В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 №3266-1) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Принципы совместной работы ДОУ с семьями:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:
- Коллективные (массовые) формы, которые подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
- Индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
- Наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными.
А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Рассмотрим коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОУ.
Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
- Педагогический совет с участием родителей.
Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
- Родительская конференция.
Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.
- Тематические консультации.
Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.
- Педагогический консилиум.
Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
- Групповые собрания родителей.
Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
- «Круглый стол».
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.
- Родительский совет или родительский комитет группы.
Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвовуют в организации и проведении совместных мероприятий.
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
- «Дни открытых дверей».
Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т.к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
- Презентация или сайт дошкольного учреждения.
Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
- Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
- Устный педагогический журнал.
Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
- Вечера вопросов и ответов.
Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
- «Родительский университет».
Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
- Мини-собрания.
Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3 - 4 семей.
- Исследовательские - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
- Тренинги.
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
- Попечительский совет.
Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
- Дни добрых дел.
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Рассмотрим индивидуальные формы:
- Педагогические беседы с родителями.
Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
- Посещение семьи.
Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
- Индивидуальные консультации.
Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.
К данным формам можно также отнести:
- Индивидуальные блокноты.
- «Школа молодой семьи».
- Выполнение индивидуальных поручений.
- Телефон Доверия.
- Почта Доверия.
- Копилка Добрых дел.
- Гость группы.
- Доброволец.
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
- Праздники, утренники, концерты, соревнования и др.
Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
- Совместные походы и экскурсии.
Основная цель таких мероприятий - это укрепление детско-родительских отношений.
- Благотворительный акции.
Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.
К данным формам также можно отнести:
- Кружки и секции
- Клубы отцов, бабушек, дедушек.
- Клуб выходного дня.
- Выпуск стенгазеты.
- Домашние гостиные.
- Работа театральной труппы: дети – родители (совместная постановка спектаклей).
- Семейные встречи.
- Веломарафон.
- Музыкальные и литературные салоны.
- Коллекционирование и др.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями:
Главная задача - познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.
- Уголок для родителей.
- Выставки, вернисажи детских работ.
- Информационные листы.
- Памятки для родителей.
- Папки–передвижки.
- Родительская газета.
- Видеофильмы.
- Совместное создание предметно – развивающей среды.
- Семейный и групповые альбомы.
- Фотовыставки.
- Эмоциональный уголок.
Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями:
- Анкетирование.
Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями:
Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).
- Брошюры.
- Пособия.
- Бюллетень.
- Еженедельные записки.
- Неформальные записки.
- Личные блокноты.
- Доска объявлений.
- Ящик для предложений.
- Отчеты.