Цели урока: дать характеристику личности Екатерины II и ее роли в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России, продолжить отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории.
Задачи:
- Образовательная: охарактеризовать личность императрицы Екатерины II, выяснить обстоятельства восшествия ее на престол, обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме; сформировать представление об эпохе Екатерины II в истории России.
- Развивающая: способствовать формированию исторического сознания, составления характеристики исторического деятеля (работа по памятке), продолжить формирование умений анализировать исторические источники, использовать содержащуюся в них информацию для аргументации своей точки зрения, делать собственные выводы.
- Воспитательная: сформировать личностное отношение учащихся к изучаемым событиям, умение давать ценностную оценку событиям, создать условия для воспитания чувства коллективизма, патриотизма, совершенствование работы в группах.
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы, используемые на уроке: беседа, анализ, сравнение исторических источников, технология сотрудничества.
Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные.
Оборудование: учебник по истории «История России в XVII-XIX вв», презентация, атласы, тексты с заданиями.
Понятия: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, «золотой век дворянства», сословия, секуляризация.
План урока:
1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)
2. Создание проблемной ситуации:
- Формулирование проблемы урока.
- Версии, гипотезы по решению проблемы.
3. Актуализация знаний, планирование деятельности:
- алгоритм характеристики и оценки исторической личности.
4. Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников).
5. Подведение итогов. «Черный ящик».
1. Историческая пятиминутка (проверка изученного ранее)
- Ребята, какую эпоху мы с вами рассматривали на предыдущих уроках? (дворцовые перевороты)
- Давайте проверим ваши знания по этому периоду. (Учащиеся делятся на 4 (или в парах) варианта, каждому варианту задание, потом осуществляется проверка, на парты раздается раздаточный материал)
1 группа: Восстановите хронологию событий по датам, кто правил?
1725-1727… (царствование Екатерины I) | 1727-1730… (…Петра II) |
1730-1740… (…Анны Иоанновны) |
1740-1741… (Ивана VI Антоновича) |
1741-1761… (… Елизаветы Петровны) |
1761-1762… (… Петра III) |
2 группа: Восстановите даты правлений
Екатерина I ( 1725-1727) | Петр II (1727-1730) |
Анна Иоанновна (1730-1740) |
Анна Леопольдовна (1740-1741) |
Елизавета Петровна (1741-1761) |
Петр III (1761-1762) |
3 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:
- Верховный Тайный Совет, бироновщина, восстановление Сената.
4 группа: Определите, с чьим именем связаны следующие понятия:
- Расцвет фаворитизма, Малолетний царь - (1740-1741), манифест о вольности дворянству.
Погружение в тему
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Не обычный потому, что мы будем говорить о правлении императрицы, который в истории назван «золотым веком Российской империи». Будем говорить об эпохе, связанной со значительными преобразованиями, расцвета русской культуры. Когда императрице присвоили звание Великой, она сказала: «Великая ли я, решать будет потомство». Вы, наверное, догадались, о ком пойдет речь? (эпоха Екатерины II)
И тема урока: «Екатерина II: эпоха и личность». Запишите тему в тетрадь.
2. Создание проблемной ситуации : на экране приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II:
1. Политика Екатерины II была непоследовательной, ее замыслы и деяния нередко расходились между собой.
2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Формулирование проблемы:
- Сравните две точки зрения о Екатерине II.,какой была политика Екатерины II?
- Какое у вас возникает противоречие? Какой вопрос?
Проблемный вопрос: как оценить эпоху правления Екатерины II?
Итак, это проблема нашего урока.
- Версии, гипотезы по решению проблемы.
- Какие у вас есть предположения, версии по решению этой проблемы? (надо создать образное представление о Великой императрице России, составить ее исторический портрет, дать оценку ее деятельности)
Актуализация знаний, планирование деятельности:
Да, вы правы. Для того, чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит составить ее исторический портрет. Составление исторической характеристики является очень важной работой, так как при сдаче ЕГЭ по истории есть задание 25 (бывшее С6) «Историческое сочинение». В нем необходимо написать об одном из периодов истории России.
На экране приведено задание 25 ЕГЭ по истории, вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1425—1505 гг.;
2) 1762—1796 гг.;
3) 1941—1943 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
- По составлению характеристики исторической личности можно использовать простой план – это план описание и сложный (развернутый план) с обязательным оцениванием.
Простой план
1. Годы жизни (правление).
2. Описание внешности, характер.
3.Основная деятельность.
4. Итоги деятельности.
- Мы будем работать по сложному (развернутому) плану, используя памятку:
Алгоритм характеристики и оценки исторической личности:
1. Время деятельности исторической личности (примерные хронологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность).
2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:
а) историческая обстановка;
б) ближайшее окружение;
в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды.
3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека.
Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Оцените средства, (способы) использованные данным деятелем для достижения поставленных целей.
5. Основные направления деятельности.
6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.
7. Определите, каких результатов данная историческая личность достигла в своей деятельности.
8. Выразите свое отношение к нему.
Составление исторической характеристики (работа по памятке, с текстами исторических источников)
- Рассмотрим 1 вопрос плана. (на экран выводится задание из ЕГЭ К1.)
К I.Указание времени жизни исторического деятеля:
Задание 1. Выберите правильный(е) ответ(ы) по К I.:
- Время жизни - вторая половина XVIII в.
- Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг.
- Екатерина II правила с 1765 по 1798 гг.
- Время жизни Екатерины II: 30-е годы - конец XVIII в.
- Приведите аргументы своего выбора. (Екатерина II правила с 1762 по 1796 гг., в целом 34 года. Опираясь на гвардию, свергла с престола 28 июня 1762 года своего мужа императора Петра III)
- Переходим ко второму вопросу плана .
2. Изложите основные сведения о происхождении, жизненном пути деятеля. Определите исторические условия, в которых формировались его взгляды, характер:
а) историческая обстановка;
Далее организуется работа с высказываниями: «Екатерину II долгое время недооценивали все. Ее муж Петр III в итоге поплатился за эту ошибку жизнью».
- Как вы объясните смысл этой фразы? Приведете аргументы. (Да, ее изначально никто не рассматривал как претендентку на престол. Но она была наделена решительным характером, умом, который активно развивала при помощи самообразования, а кроме того – имела перед глазами пример Елизаветы Петровны.)
- Каким было отношение императрицы к «принцессе Фике»? (прохладным, даже презрительным. Были моменты, когда Екатерина отвечала ей взаимностью, но с другой стороны она восхищалась ею).
- Хорошо, что вы упомянули о второй стороне», сказали «и восхищалась ею». О чем говорит это факт? (Екатерина не могла не знать подробностей прихода Елизаветы к власти, и также не могла не восхищаться этим и не желать подобной судьбы для себя. Переворот удался Екатерине, как и Елизавете. 28 июня 1762 года гвардия – ее опора, присягнула Екатерине.)
б) ближайшее окружение .Вокруг Екатерины сложился кружок преданных ей людей.
Задание: Назовите представителей, вошедших в ближайшее окружение Екатерины, чем они прославились? (на экран выводятся портреты выдающихся деятелей, полководцев): Панин Н. И., Безбородко А. А., Братья Орловы, А.и Г., Потемкин Г.А., Суворов А.В., Ушаков Ф.Ф, Румянцев П. А., Дашкова Е.Р.
- Какой вывод можно сделать по окружению Екатерины II?
в) путь формирования личности: основные черты характера, общественно-политические взгляды
Задание: Учащимся даются суждения о характере Екатерины II. Организуется работа по группам. Каждая группа должна привести аргументы, доказывающие данное высказывание.
1 группа: «Екатерина выросла с мыслью, что ей самой надобно прокладывать себе дорогу».
2 группа: «С детства Екатерине толковали, что она некрасива, и это рано заставило ее учиться искусству нравиться».
3 группа:«У нее было две страсти, с летами превратившиеся в привычки - читать и писать».
4 группа: «Для Екатерины жить – смолоду значило работать».
3. Раскройте жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения человека:
Определите, какие качества личности (интеллектуальные, нравственные, волевые) помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
- Спасибо за ответы. Итак, давайте подведем итоги и перечислим качества личности, которые помогали Екатерине II идти к цели: (целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, самообладание, собранность)
Вывод: Природная расчетливость, волевой характер, заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой – императрицей, Екатерина в 1754 году родила сына, будущего императора Павла 1, постоянно опасаясь, что е вышлют из России.
- Ребята, представьте себе, что вы оказались в России в XVIII веке и вы Екатерина II, работая с документом, назовите главные проблемы, которые стояли перед Россией в данный период, что, на ваш взгляд необходимо было сделать?
Работа с документом. Проблемы в России:
«Страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовавшая Екатерина II, на ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собирали 15 млн. рублей в год. Но первая, же ревизия выявила, что на деле собирается 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета, таким образом, разворовывалась.
В стране назревало недовольство, которое вскоре переросло в крупнейшее восстание, революционный взрыв во Франции, критика крепостных порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности проведения реформ.
- Какие цели ставит перед собой Екатерина II? (Ей приходилось выбирать гибкую стратегию, чтобы не допустить очередного государственного переворота с одной стороны и с другой - создать условия для дальнейшего развития государства.)
Задание по учебнику: Найдите по учебнику ответ на вопрос: как сама императрица определяла цели своего правления?
1. Укрепление самодержавия.
2. Просвещение народа.
3. Установление крепкого внутреннего порядка.
4. Заставить общество соблюдать закон.
5. Экономическое развитие страны.
6. Укрепление положения опоры самодержавия – дворян.
7. Разрядить социальное напряжение в обществе.
8. Сохранить международный статус России, как великой державы.
Общественно-политические взгляды: Ребята, согласны ли вы с высказыванием о том, что «Екатерина II в российской истории рассматривается как « просвещенный монарх»? Аргументируйте свой ответ. (императрица вдохновлялась идеей Просвещенной монархии. Состояла в переписке с просветителями.)
Что такое просвещенный абсолютизм? (политика Екатерины II, провозгласившая основой своего правления заботу о благоденствии подданных в соответствии с законами, исходящими от монарха. Идеи этой политики были привиты европейской Философией Просвещения.)
- Давайте вспомним, кто в истории считается просветителями? (Вольтер, Дидро, Ж-Ж. Руссо, Дж. Локк, Монтескье, Гоббс, и др.)
- Екатерине II были известны данные идеи просветителей, она переписывалась с Вольтером, Дидро. Она написала документ, в котором отразилось ее понимание идей Просвещения. Как он назывался? (Наказ). Что такое Наказ? (свод правил и законов, созданных Екатериной II).
- Ребята, у вас есть текст ряда статей Наказа. Давайте найдем ответы на вопросы, которые позволяют нам понять содержание документа. (проводится работа по группам).
1 группа: «Глава 1 6. Россия есть Европейская держава. 7. Доказательство сему следующее. Перемены, которые в России предпринял ПЕТР Великий, тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали с климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей. ПЕТР Первый, вводя нравы и обычаи европейские в европейском народе, нашел тогда такие удобности, каких он и сам не ожидал».
Вопрос 1. Какой державой и почему Екатерина II считает Россию? (Россия – Европейская держава, потому что введенные Петром I европейские нравы и обычаи больше соответствовали климату и успешно распространились).
«Глава 2. 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно».
Вопрос 2. Какую форму правления Екатерина II считает наилучшей для России? Почему?(Екатерина II считает наилучшей формой правления самодержавие из-за обширной территории России и лучшего повиновения законам.)
«Глава 5. 33. Надлежит, чтоб законы, поелику (насколько) возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.
Вопрос 3. Какова цель законодательства? В чем равенство граждан? Как Екатерина II понимает свободу (вольность)? (цель законов – охранять безопасность граждан. Равенство граждан заключается в равенстве перед законом. Свобода, по мнению Екатерины II, заключается в том, что бы делать то, что дозволяется законом.)
2 группа: «Глава 6. 41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу». «Глава 7. 65. Законы, преходящие меру во благом бывают причиною, что рождается оттуда зло безмерное.»
Вопрос 4. Какими должны быть законы по своему характеру? (законы должны запрещать только то, что вредно отдельному человеку или всему обществу, они не должны переходить меру в хорошем.)
«Глава 8. 94. Весьма худо наказывать разбойника, который грабит на больших дорогах, равным образом, как и того, который не только грабит, но и до смерти убивает. Всяк явно видит, что для безопасности общенародной надлежало бы положить какое различие в их наказании.96. Хорошие законы самой точной средины держатся…»
«Глава 10. 123. Употребление пытки противно здравому естественному рассуждению: 210. Опыты свидетельствуют, что частое употребление казней никогда людей не сделало лучшими».
Вопрос 5. Как должны соотносится преступление и наказание? Против каких наказаний выступает Екатерина II? (наказание должно соответствовать преступлению. Екатерина II осуждает пытки и наказания, которые калечат тело человека.)
«Глава 10. 243. Хотите ли предупредить преступления? 244. Сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого бы кроме их не боялися. 245. Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми. 247. Еще можно предупредить преступление награждением добродетели».
Вопрос 6. Как, по мнению Екатерины II , можно предупредить преступления? (для этого люди должны бояться только законов, необходимо распространять просвещение, награждать добродетель и самое надежное – совершенствовать воспитание.)
3 группа: «Глава 11. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим — которые повинуются. 253. Следовательно, и избегать случаев, чтоб не приводить людей в неволю, разве крайняя необходимость к учинению того привлечет, и то не для собственной корысти, но для пользы государственной; однако и та едва не весьма ли редко бывает».
Вопрос 7. Как Екатерина II относится к сословному неравенству и крепостному праву (неволе, рабству)? (Екатерина II относится к социальному неравенству как к естественной положению вещей. Императрица выступает против злоупотреблений крепостного права.)
«Глава 13. 297. Земледелие есть самый большой труд для человека. Чем больше климат приводит человека к избежанию сего труда, тем больше законы к оному возбуждать должны».
Вопрос 8. Каковы условия процветания земледелия? (условия процветания земледелия – наличие собственности и поощряющие законы.)
4 группа: «Глава 14. 348. Правила воспитания суть (есть) первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами. 352. Также вперяти (устремлять) в них любовь к отечеству и повадить (приучить) их иметь почтение к установленным гражданским законам, и почитать правительства своего отечества, как пекущиеся по воле Божией о благе их на земли. 354. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже (ни даже) в шутку; ибо ложь изо всех вреднейший есть порок»
Вопрос 9. Какова главная цель воспитания? Чему необходимо учить детей? (цель воспитания – формировать гражданина. Детей необходимо учить набожности, любви к Отечеству, уважению к законам и правительству, трудолюбию, правдивости, пристойному поведению, милосердию.)
«Глава 15. 363. Добродетель с заслугою возводит людей на степень дворянства. 364. Добродетель и честь должны быть оному правилами, предписывающими любовь к отечеству, ревность к службе, послушание и верность к Государю. 369. … лишить дворянства никого не можно, кроме того, который сам себя лишил оного своими основанию его достоинства противными поступками и сделался чрез то звания своего недостойным».
Вопрос 10. Каковы права и обязанности дворян? (обязанности дворян – любовь к Отечеству, добросовестная служба, верность государю, следование понятиям о дворянской чести. Право дворян – неотъемлемость дворянского звания, которое можно потерять, только совершив поступок, противоречащий дворянской чести.)
- Какие из идей Просвещения содержатся в документе? (большинство идей просветителей нашли отражение в Наказе Екатерины II. Императрица обходит молчанием идеи народного суверенитета и разделения властей, не подвергает критике религию и церковь, то есть, наиболее радикальные идеи Просвещения. Таким образом, Екатерина II разделяла взгляды просветителей избирательно).
5. Основные направления деятельности.
Работа в группах. Работа с таблицей «Преобразования Екатерины II».
Задание :определите значение преобразований Екатерины II.
I группа – учебник, стр. 172-173. Уложенная комиссия.
- Когда и с какой целью была созвана Уложенной комиссии? - Состав участников комиссии? Какая часть населения не имела своих представителей в Уложенной комиссии?
- Итоги и значение работы Уложенной комиссии.
II группа – документ «Из Наказа Екатерины II Уложенной комиссии», учебник, стр. 177.
- Как понимала императрица понятия «равенство» и «вольность»?
- Какие изменения в судопроизводстве предлагала осуществить Екатерина II в своем «Наказе»?
Вывод: Каким видела Екатеринам II государственный строй России? Не все идеи французских просветителей были приняты Екатериной II. Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора», считала, что в России может быть только неограниченная власть монарха (но не такого, как это было прежде, а просвещенного, «философа на троне»). Помощь в управлении должны оказывать дворяне.
Параллельно идет заполнение таблицы Преобразования Екатерины II
Содержание | Значение |
1764 г. указ о секуляризации церковных земель |
Церковь лишалась части земель и 2 млн. монастырских крестьян. |
Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе. |
Развитие просвещения. |
1765 г. учреждение Вольного экономического общества; упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских губерниях); |
Условия для развития экономики. |
Восстановила в прежних правах Сенат; лично стала присутствовать на заседаниях Сената. |
Укрепляется система управления. |
1775 г. введение права на открытие предприятий без разрешения правительства; |
Развитие экономики (промышленности). |
1771 г. запрет публичной продажи крепостных |
Попытки улучшения положения крепостных крестьян. |
1783 г. разрешение создания вольных типографий; |
Развитие просвещения, ослабление цезуры. |
1767 г. созыв Уложенной комиссии. |
Выявило нужды каждого сословия. способствовала распространению идей Просвещения. Укрепила положение Екатерины II на троне. Новый свод законов не составлен. |
III группа. – учебник, стр. 173-175. «Золотой век» российского дворянства.
Задание. Какие преобразования и как изменили положение дворян? (Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II».)
Определите характер внутренней политики Екатерины II.
Содержание | Значение |
1765 г. разрешение дворянам ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу; Все земли, которыми владеют дворяне, объявлены их собственностью. Передача монастырских земель в собственность дворян. 1782 г. собственность дворян не только земли, но и ее недра 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» |
Расширение привилегий дворян. |
1785 г. «Жалованная грамота городам» |
Подтверждение прав и привилегий городского населения (главным образом высших слоев). |
Вывод: Внутренняя политика Екатерины II в большей степени защищала интересы опоры самодержавия - дворян.
IV группа – учебник, стр. 175-176 г. Ужесточение внутренней политики в 70–90-е гг.
Задание. - Чем вызвано ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.? Приведите факты, подтверждающие ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг.
(Продолжите работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)
- Охарактеризуйте губернскую реформу, характер внутренней политики Екатерины II.
Ответы учащихся: крестьянская война 1773-1775 гг., революция во Франции привели к ужесточению внутренней политики в 70-90-е гг.
Губернская реформа
губернатор | |||
городничий |
капитан-исправник |
Губернское правление |
|
|
казенная палата, |
приказ общественного призрения школы, больницы |
(Продолжить работу по заполнению таблицы «Преобразования Екатерины II»)
Содержание | Значение |
1775 г. губернская реформа. |
Усиление контроля властей над населением. Усиление власти дворян на местах. Завершение политики «просвещенного абсолютизма». |
6. Выявите противоречия в характере и деятельности личности.
Вывод: Внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Проводилась в интересах дворян, была нацелена на укрепление самодержавия. Политика «просвещенного абсолютизма», несмотря на либеральные идеи, отличались социально-политическим консерватизмом.
- Итак, давайте возвратимся к двум точкам зрения, заданным в начале урока, на деятельность Екатерины II.
Задание 24 по истории ЕГЭ (бывшее С5). Анализ различных точек зрения и их защита
Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.
1. Политика Екатерины II была непоследовательной, её замыслы и деяния нередко расходились между собой.
2. Екатерина II имела четкий план реформирования России, которому неукоснительно следовала.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения. Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие её аргументы.
При выборе первой точки зрения |
При выборе второй точки зрения: |
1. Екатерина II пришла у власти в результате дворцового переворота, посягнув на власть законного императора (несмотря на идею главенства законов в обществе); 2. неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссией; 3. крупной неудачей стало восстание во главе с Е. Пугачевым; 4. выступала с позиций просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, однако укрепила сословный строй, основанный на привилегиях отдельных сословий; 5. провозглашала идеи свободы и просвещения, при этом подвергла гонениям просветителей (Новиков, Радищев); 6. было сохранено крепостное право, несмотря на либеральные взгляды и идеи просветителей о недопустимости рабства. |
1. Изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства; 2. унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»; 3. меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательств); 4. усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления; 5. поддержка развития культуры и образования. |
Итоги правления Екатерины II. «Черный ящик».
- Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: «Хоронят Россию». И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.
- Какую роль сыграла Екатерины II в истории нашей страны? (Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:
«Современники и историки» должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.
«Потомки» должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в XXI веке.
И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р. Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена «А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет». Спасибо за урок.
Домашнее задание: написать историческое сочинение по памятке.