При обучении детей по Адаптированным основным образовательным программам для слабовидящих обучающихся необходимо создавать определённые условия с первого дня пребывания в школе, чтобы по окончанию начальной школы они достигли планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
На протяжении всего периода обучения ребёнка в начальной школе осуществятся постоянное сопровождение специалистами: учителем-дефектологом (тифлопедагогом), педагогом-психологом и учителем-логопедом. Объём и содержание коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий определяются в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и психолого-педагогического консилиума учреждения и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) является ведущим специалистом, которые координируют и направляют коррекционно-педагогическую работу всего педагогического коллектива. В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.1 учитель-дефектолог проводит подгрупповые (в малых подгруппах) и индивидуальные занятия, что обеспечивает стойкое закрепление полученных навыков и коррекцию негативных проявлений, препятствующих успешному овладению программы.
Занятия проводятся по следующим направлениям:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие социально-бытовой ориентировки;
- развитие осязания и мелкой моторики.
В рамках реализации Адаптированной основной образовательной программы по варианту 4.2 – коррекция нарушений осуществляется на коррекционно – развивающих курсах: «Ритмика», «Адаптивная физическая культура», «Социально-бытовая ориентировка», «Пространственная ориентировка», «Развитие зрительного восприятия», «Развитие коммуникативной деятельности».
Педагоги-психологи проводят групповые занятия по психологической поддержке детей и индивидуальные занятия для детей, испытывающих трудности в усвоении программы.
Занятия с учителем-логопедом организуются в случае наличия нарушений речи, проводятся в виде индивидуальных и подгрупповых занятий. Индивидуальные занятия направлены на работу над звуковой стороной речи, коррекцию индивидуальных нарушений письма и чтения, восполнение пробелов в лексико-грамматическом строе речи, работу с текстом. Подгрупповые занятия планируются в соответствии со структурой речевого нарушения и изучением учебного материала на уроках русского языка. Занятия направлены на совершенствование навыка языкового анализа, формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки, совершенствование коммуникативных навыков детей.
Специалисты оказывают информационно-просветительскую поддержку семьям, воспитывающим ребёнка с нарушением зрения и педагогам, работающим с этими детьми.
Создавать условия необходимо не только во время коррекционно-развивающей деятельности, но и на уроках. Учителю, работающему с такими детьми важно знать специфику нарушений зрения и особенности развития слабовидящих детей. Урок планируется таким образом, чтобы слабовидящий ученик был включен в образовательную деятельность без ущерба для его здоровья, но в то же время, учебный материал должен быть получен им в полном объеме.
При обучении слабовидящего ребёнка следует помнить, что он не всегда может использовать зрительный анализатор в качестве ведущего для получения информации. При формировании целостного образа предмета принимают участие несколько анализаторов (глаз, ухо, мышечное чувство). На любом занятии нужно сочетать разные формы наглядности и словесного пояснения. Поэтому учителю необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Речь учителя должна быть конкретной, выразительной и лаконичной. При рассматривании картин и плакатов детям разрешается подходить к доске на удобное для них расстояние. Кроме того, учитель организует рассматривание наглядного материала до и после урока. Возможно использование индивидуальных раздаточных пособий, которые должны быть с повышенной насыщенностью оранжевого, красного и зеленого цветов. Весь демонстрационный и раздаточный материал должен быть приближен к реальному изображению, с четким контуром. Используются пособия с матовой поверхностью без бликов, реальные объекты, муляжи, схемы, графики. Демонстрация наглядных материалов дополняется пояснениями, которые позволяют детям выделять визуальные признаки предметов окружающего мира. При применении интерактивных средств обучения необходимо чётко соблюдать рекомендации врача–офтальмолога (возможность и длительность использования).
Некоторым детям нужны специальные оптические приборы. На уроках такие дети работают с увеличительным стеклом (лупой), со специальной увеличительной линейкой, видеоувеличителями (стационарными и портативными).
Важно помнить о времени непрерывной зрительной нагрузки. Учитель может использовать такие формы работы, которые позволяют её снизить. Это могут быть:
- пальцевое обведение букв, цифр и их элементов, выполненных из различных материалов на этапе изучения букв и цифр;
- чтение слогов и выражений на цветных таблицах;
- работа у доски с применением магнитных букв и цифр (вставить пропущенный символ);
- работа на индивидуальных карточках с записью краткого ответа (без записи в рабочей тетради);
- знакомство с художественными произведениями посредством аудирования, анализ литературных произведений на слух, с выделением опорных слов и предложений;
- работа в различных плоскостях (горизонтальной и вертикальной).
Необходимо проводить упражнения для снятия зрительного утомления с применением цветовых и звуковых ориентиров (специальные таблицы, флажки, шарики, колокольчики и пр.)
Большое значение имеют занятия физической культурой, поскольку детям с нарушением зрения необходимо формировать и развивать основные двигательные навыки. Учитель физкультуры проводит уроки, учитывая ограничения физической нагрузки, связанные с состоянием зрительного анализатора.
Соблюдение всех вышеперечисленных условий позволяет минимизировать риск появления вторичных отклонений и нарушений у слабовидящих детей младшего школьного возраста.
Поскольку в настоящее время такие учащиеся приходят в общеобразовательные классы, каждый учитель должен быть готов создать условия для их успешного обучения.
Рекомендации педагогу, обучающему детей с нарушением зрения, по предупреждению трудностей в обучении.
- ознакомиться с рекомендациями врача-офтальмолога, чётко следовать им;
- рабочее место ребенка желательно организовать на первой или второй парте (в центре класса);
- размещать объекты на доске по отдельности, чтобы они не сливались в единое целое;
- давать ученику возможность подходить к изучаемому объекту и рассматривать его;
- создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта (учёт цвета, формы, размера, размещения на фоне других объектов, удаленности);
- увеличивать время для выполнения письменных заданий;
- при оценивании письменных работ, не снижать отметку за почерк;
- говорить медленнее, четче и конкретнее ставить вопросы, давать на обдумывание дополнительное время;
- чаще сменять виды деятельности на уроке, использовать упражнения для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).
Литература.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся
- Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 12.2014 г. №1598)