Развитие лидерских качеств дошкольников через формирование навыков общения

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка независимым, самодостаточным и успешным. Качества, присущие лидеру, могут быть развиты в каждом человеке: умение убедительно говорить, широкие познания, внутренняя красота, харизматичность — это скорее, приобретаемые свойства личности, нежели врожденные.

Формирование лидерских качеств у ребенка – одна из воспитательных целей современного образования. Задатки лидера определяются еще в раннем дошкольном возрасте. Развитие лидерских качеств у детей начинается с 1,5–2 лет. Фундамент характера закладывается в семье – на основе родительского примера. Прививать желание «быть первым» малышу необходимо не в целях воспитания выскочки с завышенной самооценкой, а для укрепления таких качеств, как справедливость, ответственность, преодоление жизненных трудностей, формирование цели и достижение ее, чувства коллективизма и взаимопомощи.

В своей работе с дошкольниками мы столкнулись с неумением детей работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков общения.

Навыки общения напрямую связаны с коллективными формами деятельности. Для развития лидерских качеств в своей работе мы используем игровую, спортивную, художественно-эстетическую деятельность. В них можно выявить и развивать детскую индивидуальность, уверенность в своих силах. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной ребенок, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому очень эффективно использовать коммуникативные игры, в которых каждый ребенок может попробовать свои силы и поупражнять умения.

Навыки общения мы успешно формировали через спортивные развлечения, соревнования, конкурсы талантов, квесты в которых каждый ребенок получал положительную оценку своей деятельности не только со стороны взрослых, но и детей из других групп.

Для раскрытия и развития талантов и способностей детей мы организовали праздник на тему «Цирк».

Очень интересной для детей и показательной в плане лидерских качеств для нас оказалась совместная работа по созданию мультипликационного фильма «Четыре желания», где детям пришлось договариваться, придумывать декорации, лепить героев, снимать и озвучивать.

В результате проведенной работы дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого, осознанно берут на себя роль, ведомого или ведущего, уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы.