«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Среди приоритетных задач начального образования, указанных в ФГОС с позиции требований к образовательным результатам, четко обозначена задача формирования у младшего школьника желания и умения (мотивированной способности) к самостоятельному приобретению знаний, а с позиции условий организации учебного процесса – задача широкого использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в общем контексте учебно-воспитательной работы в начальной школе.
Решение, в частности, предполагает, что «учитель, применяя и вариативно используя компьютерные средства, будет строить процесс обучения младших школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться (познавательный интерес), а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности».
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что само по себе использование электронных ресурсов (видеофрагментов, анимации, моделей и др.) в учебной работе повышает интерес младших школьников к изучаемому материалу и их применение позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции; функциональные свойства компьютерных программ создают условия, способствующие формированию таких личностных качеств, как учебная рефлексия и учебная самостоятельность.
Вместе с тем следует отметить, что современные информационные технологии позволяют реализовать принципиально новые методики обучения, направленные на развитие познавательного интереса и универсальных учебных действий.
В соответствии новым ФГОС, направлению «Инновационное развитие образовательных учреждений» (Программа развития районной образовательной системы Красногвардейского района 2011-2020 «Инновационный образовательный кластер») и направлению «Эффективная Школа: поддержание инновационных педагогических практик» (Стратегия «Петербургская школа 2020») было создано пособие «Выполняем и проверяем» (анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун)
Содержание рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и действующей программе по окружающему миру для 1-го класса.
ФГОС второго поколения предлагает развивать универсальные учебные действия (личностные, познавательные и коммуникативные). Анимированные задания из тетради способствуют формированию общеучебных и логических действий, которые входят в состав УУД, а структура занятий служит развитию личностных и коммуникативных действий.
Некоторые ответы на некоторые вопросы
1. Что представляет пособие «Выполняем и проверяем»
(анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун)?
«Выполняем и проверяем» – это мультимедийное пособие для проведения занятий по окружающему миру в начальной школе.Пособие соединяет в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.
2. Для чего и зачем создано пособие «Выполняем и проверяем»
(анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун)?
Цель данного пособия – помочь учителю пробудить в учениках интерес к изучению окружающего мира, организовать и провести интересные, запоминающиеся уроки по ознакомлению детей с окружающей средой.
Пособие поможет
- развить умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоить знания об окружающем мире, о единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностного отношение к окружающему миру, экологическую и духовно-нравственную культуру, патриотические чувства; потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
3. Для кого рекомендовано использование пособия?
- для учеников и учителей начальной школы в урочной и внеурочной деятельности;
- для неравнодушных родителей.
4. Почему приложения к пособию созданы в программе PowerPoint?
Пожалуй, нет другого настолько привычного и удобного инструмента, позволяющего так просто сделать содержимое мультимедийным. Изображение, фото, видео, голосовое сопровождение — всё это на самом деле добавляется в один клик; а готовая презентация будет воспроизводиться в любой школе, на любой конференции, на любом компьютере и не зависеть от подключения к интернету.
5. Как работать с практическим пособием?
Иметь для работы
- персональный компьютер
- проектор (по возможности)
- MicrosoftOffice 2003 (программа PowerPoint-2003) и более поздние версии
- рабочую тетрадь «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун
Задания по каждой теме учебника помогут сформировать основные знания и учебные умения по окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе и ее богатствам, развить наблюдательность, логическое мышление. Рабочая тетрадь предполагает фиксирование данных при проведении опытов, практических работ, а также проектную деятельность. В тетради представлены разнообразные виды материала, доступные младшему школьнику: кроссворды, загадки, задания на поиск аналогий, тексты с пропусками и другие.
Предлагаемый материал позволит использовать различные способы построения уроков окружающего мира в начальных классах.
Проводить занятия с мультимедийным пособием «Выполняем и проверяем» (анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун) не составит труда педагогу заинтересованному, увлечённому. Начальные навыки владения компьютером – необходимое условие успешной работы.
Каждый педагог – читатель предлагаемого пособия – вправе по-своему использовать предлагаемые материалы, творчески переосмыслить их в соответствии с особенностями детей и условиями проведения уроков, по-своему решить организацию и форму их проведения.
Цель у нас одна – приобщение детей к изучению окружающего мира.
6. Навигация в мультимедийном пособии «Выполняем и проверяем»
|
|||
На титульным листе расположены названия разделов. Наводим курсор на название раздела и кликаем. Перейдём на шмуцтитул раздела. |
|||
|
|
|
|
На шмуцтитулах даны ссылки на страницы тетради. Наводим курсор на нужную страницу, кликаем и приступаем к выполнению и проверке задания. В нижнем правом углу каждого шмуцтитула есть кнопка возврата на титульный лист. |
|||
|
|
|
|
В нижнем правом углу каждой страницы есть кнопка возврата на шмуцтитул. |
7. Какие ожидаются эффекты с применением пособия «Выполняем и проверяем»
(анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун)?
Для учеников: уроки, на которых использовались анимированные задания позволили создать для всех учащихся класса ситуацию успеха. Каждый ученик поверил в свои силы. Роль учителя заключается в помощи каждому ученику в оптимистическом осознании своих больших возможностей в достижении успехов в работе, преодолении трудностей.
Для учителя: создание возможности для обеспечения эффективной организации познавательной деятельности учащихся;
создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике; использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в обучении позволяет организовать урок, которому свойственны интерактивность и диалоговый характер обучения и оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
с помощью данного пособия у учителя значительно сократится время для подготовки к уроку.
Анализируя полученные результаты работы, склоняюсь к выводу, что применяемые мною в системе анимированные задания на уроках окружающего мира эффективны. А наиболее эффективны они тогда, когда используешь их в совокупности. Применение новых образовательных технологий – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по-новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.
Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной активности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу.
Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. Я считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках окружающего мира позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению; активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе.
По глубокому убеждению автора мультимедийного пособия «Выполняем и проверяем» (анимированные задания из рабочей тетради «Окружающий мир. 1 класс» Н.И.Ковтун), нет людей бесталанных – есть те, кто не сумел проявить свой талант.
Помочь ребёнку обнаружить свои способности – задача учителей и родителей.
Список использованных источников
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ http://standart.edu.ru/
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011–2020 гг. «Петербургская Школа-2020» http://k-obr.spb.ru/>. - Программа развития районной образовательной системы Красногвардейского района 2011-2020 «Инновационный образовательный кластер») http://krasnogvard-nmc.spb.ru/.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 . – М.: Просвещение, 2011.
- Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2014.
- Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс / Плешаков А.А., Ионова М. А., Кирпичева О.Б. и др. - М.: Просвещение, 2014.
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методические рекомендации / Бойкина М.В., Глаголева Ю.И. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016.