Урок русского языка по теме "Парные согласные". 3-й класс (система Л.В.Занкова)

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Технологическая карта урока

Цели

Научить правильно обозначать парные согласные в середине слова, развивать умения сопоставлять произношение и правописание слов, умение подбирать проверочные слова.

Место урока в системе уроков данного раздела

1-й урок в разделе: "Правописание звонких и глухих согласных в корне слова".

Тип урока

«Открытие» нового знания.

Основные термины и понятия

Орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово, однокоренные слова, сильная и слабая позиции, лексическое значение слова, олицетворение, сказ.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение

Оборудование

Интерактивная доска, презентация к теме урока, карточки, рабочие тетради, дидактические материалы.

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная

УУД

Регулятивные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре; выделять учебную задачу на основе освоенного и известного;  обращаться к способу действия, оценивая свои возможности.
Познавательные:  делать выводы на основе обобщение знаний; самостоятельно перестраивать известный способ действия в соответствии с условиями новой задачи;  определить последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:  подтверждать аргументы фактами; слушать, извлекать пользу из опыта одноклассников, сотрудничать с ними при работе в группе; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: ориентации в поведении на принятые моральные нормы; понимания чувств одноклассников, учителей; представления о красоте природы России на основе материалов комплекта по русскому языку.
Метапредметные: Наблюдать за написанием и произношением слов с парным  согласным звуком на конце слова.
Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Группировать слова с изученными орфограммами.
Подбирать слова с указанными орфограммами
Предметные: Находить способы проверки парных согласных

Планируемые результаты

Учащиеся научатся проверять парные согласные звуки в середине слова, сопоставлять написание и произношение слов, подбирать примеры с парными согласными в словах.

Технология изучения

Презентация

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему урока.
Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

- Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку!
Идут последние холодные дни осени, с резкими ветрами, заморозками. приближается зима. Посмотрите на картины, когда в природе происходит необычные явления. И совсем скоро в свои права ступит зима, а это время чудес, исполнения желаний, сказок.
Какой герой сказки будет являться отгадкой на загадку:

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... Мороз

- Что делает мороз? (олицетворение - наделение неодушевленного предмета признаками и свойствами человека)

Смотрят картины «осень + зима»

Личностные,
коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:Выявить уровень знаний.
Определить типичные недостатки

1.Чистописание.
- Мы напишем совой узор.
2. Какая особенность в узорах? (парные согласные)
- Знакома вам эта орфограмма?
-Давайте запишем пары, вспомним как их легко запомнить и дадим характеристику звукам.
3. Словарно-орфографическая работа.
Багаж, завтрак, беседка, готов, космонавт, каприз.
Что объединяет эти слова?
Найдите лишнее слово.(беседка – т.к. парный согласный звук в середине слова, который можно проверить)

- Буквы парных согласных звуков

1. Правило - как проверять

 

 

2. Способы проверки

Познавательные:
Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: намечать пути коррекции

III. Выявление места и причины затруднения

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

1. Нужно ли проверять парный согласный звук в середине слова?

- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Над чем нам предстоит работать?
Я узнаю…
Я буду учиться….
Я сумею…..
2. Где можем встретить данные звуки в словах? (на конце). Приведите пример.
Запишите транскрипцию слова мороз..
[марос]
Как проверить? (изменить форму слова)
Морозы
Подберите однокоренные слова, разобрать по составу.
Мороз – морозный, морозилка, Морозко, морозик, морозец.
Какие слова будут являться проверочными?
Какая здесь орфограмма встречается? (безударный гласный проверяемый и непроверяемый, парный согласный в середине слова)

Дети называют тему и цель урока

- Проверяемое слово, проверочное слово.
Находить парные согласные в слове.

Делать звуко-буквенный анализ

Наблюдать за произношением парных согласных в середине слова и обозначением их буквами на письме.

 

Ученики планируют вместе с учителем свою деятельность

Регулятивные: целеполагание; познавательные,
Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, самостоятельно выбирать способ проверки.

 

 

 

 

 

 

V. Реализация построенного проекта.

1. Подберите 3 зимних слова с парным согласным на конце слова

Снег

холод 

Лёд

Образуйте с помощью суффикса -ок

снежок

холодок

ледок

Сравните произношение согласных звуков? (сильная позиция)
Какие звуки за ними следуют?

2. Поставьте данные слова в форму отвечающую на вопрос чего?

снежка

холодка

ледка

Что произошло со звуками? (стали глухими)

Образуйте однокоренные прилагательные

снежный

холодный

ледяной

Что снова наблюдаем и почему произошло так со звуком

Какой вывод можно сделать?

Составьте план проверки слова с парным согласным.

План

1. Определить «опасное место».
2. Подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук (или звонкий согласный Н).
3. Вставить пропущенную букву.

Своё предположение мы понаблюдаем, выполняя упр. № 188 стр. 98
Читаем правило на стр. 99
- О чем это правило? (о парных согласных в середине слова)
- Каким способом мы можем проверить парный согласный? (подбираем однокоренное слово)
- Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? (нет, чтобы после согласного стоял гласный)
- Ребята, совпадает ли наш вывод с правилом учебника? (да)
- А что нового вы узнали из правила?

Осознавать необходимость проверки парных согласных в середине слова.

Находить слова с проверяемыми согласными звуками в конце и в середине слова.
Применять правило проверки парных согласных в середине слова при письме.
Накапливать опыт в правильном написании парных согласных в середине слова.
Различать проверяемое и проверочное слова.
Образовывать однокоренные слова с помощью заданных суффиксов, чтобы получалось слово с парным согласным в середине.

 

 

 

 

 

Работают индивидуально.

 

 

 

 

Выполняют в тетрадях, самостоятельно.

Регулятивные: прогнозирование
Познавательные-моделирование,
Коммуникативные-
Учебное сотрудничество со сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные – умение классифицировать, коммуникативные- управление поведением партнёра, оценка действий партнёра.

 

Регулятивные- контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения,
Личностные- самоопределение

Познавательные-логические, анализ объектов с целью выделения признаков

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы

Работа  по слайдам
Пры_ки, заря_ка, ша_ки, поса_ка

- Какое задание можно дать к этим слова?
Записать проверочные слова, подчеркнуть согласный звук в сильной позиции.
- эти слова можно срифмовать? И добавить к ним имена прилагательные, мы получим словосочетания.

Проверка на интерактивной доске. Ученики соединяют слова, объясняют написание.  

Познавательные-построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные- умение работать в группе, контроль, коррекция действий партнёра

Физминутка

Мелкие шажки,
Легкие прыжки,
Бодрая зарядка,
Правильная посадка.

 

 

 VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (подробному образцу)..
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

У вас лежит карточка с текстом. Ознакомьтесь.
Знакомо вам это произведение.
Назовите автора, жанр произведения.
В этом тексте надо найти и подчеркнуть слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Серебряное копытце.
Была ясная ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебряное копытце блестит. Прыгнул козёл с узкой дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки и посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорогих камнях. Камни горели разными огнями. (По П.Бажову)

Контролировать свои действия при записи слов с парными согласными звуками в середине слова, вносить необходимую коррекцию (в ходе или после записи).
Указывать связь слов в словосочетаниях и предложениях.
Наблюдать за особенностями загадок, стихотворений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные - рефлексия

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Давайте подведем тог нашего урока. Вы отлично справлялись с заданиями и сейчас мы возвращаемся к нашим фразам – помощникам.
Я узнал…
Я учился….
Я сумел…..
Спасибо.

 

 

IX. Домашнее задание.

№190, пр.стр.99, словарные слова на данную тему.

 

 

№ 2.

Доброе дело
Быстро прошла осень. Ночью ударил сильный мороз. Льдины сковали лужи. Близка настоящая зима. На реке все остановилось. Крепкий лёд сделал своё доброе дело. Он защитил рыб в реках и озёрах от стужи. Лёд все живое спас от гибели.

№ 3.

Редкая лошадка
Пони любят все детишки. Это маленькая лошадка. У пони короткие ножки, маленькая головка. У лошадки гладкая шерсть, А какой добрый взгляд! Малышка бежит по дорожке и тянет тележку. У пони лёгкий бег. Вот пришла повозка. Туда сели мальчики и девочки. Пони делает один круг. Дети рады.