Урок по окружающему миру «Человек – живое существо (организм)»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: окружающий мир, Органы чувств – осязание и обоняние


Человек - живое существо

Ребята, хотела вам предложить отгадать тему нашего урока.

Слайд 1. Разгадывают кроссворд.

Презентация

На экране тема Слайд 2.

Организм человека можно сравнить с действующим механизмом, в котором каждое колёсико или винтик выполняет свою работу. Головной и спинной мозг (составные части нервной системы) - «командиры» нашего организма. Благодаря их командам все органы действуют слаженно, как единое целое.

Скелет и мышцы составляют двигательную систему, обеспечивая человеку опору и движение. От состояния мышц зависит физическая сила человека.

Сердце, как насос, качает кровь, которая по кровеносным сосудам поступает ко всем органам, доставляя питательные вещества и кислород. Это работает кровеносная система.

Органы дыхательной системы осуществляют дыхание: в организм поступает кислород и выводится углекислый газ.

Через пищеварительную систему в организм поступают необходимые питательные вещества, а выделительная система способствует выведению вредных и ненужных веществ.

Конечно, человеческий организм неизмеримо сложнее любого механизма. Ведь человек - живое существо.

Давайте проверим свои знания с помощью теста.

Электронный учебник

- Молодцы. Давайте немного подвигаемся.

Какие органы чувств вы знаете? Слайд 3

Теперь предлагаю получить практические знания об органах чувств.

Давайте повторим правила работы в группах. Слайд 4

Слух

1) Как устроено наше ухо?

Возьмите цилиндр и натяните на одно из отверстий тонкую пищевую пленку, закрепив её по кругу скотчем. У вас получится своеобразный барабан, а точнее - барабанная перепонка, похожая на ту, которая есть у каждого из нас в ухе. Во второе отверстие вставьте рупор, свернутый из бумаги, узким концом внутрь; это имитация ушной раковины.

Покричите в рупор, и вы увидите, как вибрирует (дрожит) пленка. Оказывается, звуковые волны, улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки, которая передается в наш мозг. Именно таким образом мы и воспринимаем звуки окружающего нас мира.

2) Зачем зайцу длинные уши?

Разрежьте круг пополам и из каждой половины сверните по рупору (один край узкий, другой широкий). Края рупора закрепите скотчем, чтобы он не развернулся.

А теперь послушайте доносящиеся звуки. Назовите их.

После этого приставьте оба рупора к ушам, внимательно прислушайтесь и опять назовите звуки, которые вы слышите теперь. Что изменилось? Появились ли новые звуки, которых без рупора вы не слышали?

Теперь понятно зачем зайцу длинные уши?

Уши животных, в отличие от ушей человека, могут двигаться.

Зрение

1) Для чего нам нужны два глаза?

«Возьми в одну руку авторучку, а во вторую - колпачок от нее и закрой один глаз. Руки вытяните вперед на всю длину и медленно соединяй их. А теперь ответь на вопрос, где находится колпачок: перед авторучкой или за ней? Можешь ли ответить на этот вопрос с уверенностью?

Проделай этот же опыт с двумя открытыми глазами. Видишь разницу?

Оказывается, глаза посылают в мозг два разных, несколько отличающихся дин от другого образа. В мозгу они анализируются так, что мы можем точно определить, где находится тот или иной предмет. Когда же мы смотрим одним глазом, то предмет мы видим хорошо. Но только лишь одну картинку, а значит, мозгу гораздо труднее определить верное расстояние до предмета.

Самым лучшим зрением обладают орлы. Они могут увидеть зайца с высоты три километра.

2) Обман зрения

_____________________________

_____________________________

Бывает, что глаза могут нас обманывать, и тогда мы видим то, чего в действительности нет. Это называется обманом зрения.

Сравните эти линии по длине. Различаются ли они?

3) Что важнее: глаза, уши или руки?

Для удержания равновесия нужны уши. Именно уши. Ухо человека, как и животных, является не только органом слуха, но и органом равновесия. Для этого в ухе находится жидкость, которая помогает нам его (равновесие) удерживать.

Положите на землю линейку. Пройдите по ней взад-вперед. А теперь завяжите глаза. Ну что, идти стало гораздо труднее?

Правильно, так и должно быть. Потому что для сохранения равновесия нужно взаимодействие двух механизмов - глаз и ушей. Если же глаза закрыты, то равновесие удерживается с помощью только одного механизма - ушей, а значит, сделать это сложнее.

Кроме того, в движении по рейке очень помогают руки. Они выполняют роль балансира. Сохраняя равновесие, мы расставляем руки в стороны.

Обоняние

1) Понюхайте различные вещества. Разделите запахи на две группы - приятные и неприятные.

Понюхайте что-нибудь приятное, например, приятную пищу. Для этого глубоко вдохнем через нос. А теперь зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. В каком случае чувствуете запах? Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена?

2) Нос ощущает вкус

Наш язык для различения четырех основных вкусов - соленого, кислого, сладкого и горького - имеет специальные зоны.

Но знаете ли вы, что нос помогает нам определять вкус?
Возьмите натертое яблоко, сырую морковь и картофель. Закройте глаза и зажмите ном прищепкой и попробуйте еду из каждой мисочки. Можно ли с уверенностью сказать, что пробуешь?

Оказывается, когда ешь, запах пищи проникает в нос, поэтому ощущаешь вкус и запах одновременно. Ос намного чувствительнее, чем язык, и позволяет более точно распознавать вкус продукта.

Язык может только определить четыре основных вкуса, но сказать точнее, с чем имеешь дело, без участия носа нельзя. Вспомни, когда у тебя насморк, еда кажется безвкусной.

Осязание

1) Дотронемся до стакана с горячей водой, с холодной водой, погладим мех. Что ощущаем?

2) определи предмет на ощупь.

Опусти руку в мешок, не глядя выбирайте предмет и на ощупь определи, что это и из чего сделано.

3) Сначала собери зернышки в стаканчик, затем подержи руку в холодной воде, считая до 30. Вытри руку и попробуй собрать рис Сколько времени тебе понадобилось теперь?

Вкус

1) Положим на язык конфету. Подождем.

Вытрем чистой салфеткой свой язык и быстро проведем другой конфетой. В каком случае почувствовали вкус?

2) Зачем нужна слюна?

Дайте двум ребятам по пачке крекера, но одному поставьте стакан с водой (запивать еду). Кто съел быстрее?

3) Как мы различаем разные вкусы?

Обмакните палочку в соленый раствор и дотроньтесь до разных зон языка: на кончике, в середине, по бокам, сзади. Определите, где находятся сосочки, отвечающие за восприятие соленого.

То же самое проделайте с остальными растворами и определите, какие зоны отвечают за тот или иной вкус.

Для наглядности на макете языка цветными фломастерами обозначьте все вкусовые зоны.

Память, внимание

1) Внимание (задание на листочке)

2) Игра на развитие внимания.

Выбрать водящего, он должен внимательно посмотреть на ребят за партой. Затем, когда он отвернется, дети меняют что-нибудь в своей одежде (приколоть значок, заколку, поменять кофту, пересесть, что-то расстегнуть). Водящий должен заметить, что изменилось.

3) Запомни ряд слов.

Бритва, чай, крючок, борода, рыбалка, иголка, нитка, печенье. Кто больше.