Цель работы: создание оригинальной творческой работы; декоративного комплекта в технике холодного батика.
Задачи:
- образовательные: Познакомить учащихся с историей и развитием декоративных промыслов Русского Севера и Урала, познакомить с образно-графической фактурой Урало-Сибирской росписи, познакомить с особенностями техники холодного батика.
- развивающие: развивать наблюдательность, память, творческое воображение.
- воспитательные:
- любовь к Родине
- знание народных росписей
- коллективизм
- аккуратность
Средства обучения:
- презентация к занятию
- рисунки с элементами росписи
- готовые образцы росписи
- ткань для росписи
- краски для батика
- подрамники
- кисти для росписи
- объемный контур
Ход занятия
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы занятия.
III. Мотивация учебной деятельности.
Урало-сибирская роспись
Светлана Ледкова
Роспись урало-сибирская,
Нашему сердцу мила.
Ведь землю родную, российскую
Собой украшает она.
Устанет на трудной работе
Простой работящий народ.
А после, с огромной охотой,
В свой дом поскорее идет.
Расписана ярко посуда,
Шкатулка, сундук и весло.
И даже сам дом, словно чудо,
Украсит любое село.
Цветочки, листочки, травинки,
И птицы красы неземной.
Яркие эти картинки
Подарят нам радость с тобой.
- что называется народными промыслами
- какие виды росписи вы знаете
- что такое цветовая гамма
- как влияют стороны света на подбор цветовой гаммы
IV. Формирование знаний и умений.
Мы сегодня познакомимся с одной самой колоритной росписью Русского Севера.
ИЗ ИСТОРИИ УРАЛО-СИБИРСКОЙ РОСПИСИ
Первоначальный этап зарождения промыслов Урала был связан с заселением восточных районов России. С самого начала освоения Урал был тесно связан с Русским Севером. В исходном формировании местного населения главной была северорусская основа. Ее составляли «охочие люди», выходцы из северных и поморских городов – Вологды Тотьмы, Каргополя, Сольвычегодска, Холмогор, которые в XVI-XVII вв. положили начало уральского крестьянства, близкого к культуре Русского Севера. Позже, в XVII-XIX вв., народная культура Украины, Поволжья, Вятского края, а так же центральных областей внесла свой вклад в становление художественных традиций уральской народной живописи, получившей в дальнейшем развитие в творчестве горнозаводских и сельских художников.
На Урале складываются два направления росписи – роспись деревянных и металлических изделий. Роспись по дереву стала ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее крупных поселках. Второе направление получило развитие в поселках при металлургических демидовских заводах и стало ремеслом городским. Поэтому вполне естественно возникновение росписи железных изделий в Нижнем Тагиле, где имелось все необходимое: мастера обработки металла, кузнецы, художники и налаженное производство. Я хочу представить Вам Урало-Сибирскую роспись на ткани.
Мастерство художников, излюбленными мотивами которых были народно-красочные букеты цветов и разнообразные орнаментальные композиции из стилизованных растительных элементов, благородство черного фона и необычайная прозрачность лакового покрытия способствовали широкому распространению тагильских, или, как тогда говорили, «сибирских» лаковых изделий.
Отмечая преимущество орнаментальный и живописно-декоративные характер нижнетагильских подносов необходимо учитывать два фактора: во первых, следует помнить о связях с традициями народных крестьянских росписей; во-вторых, то, что само зарождение росписи происходит в пору расцвета декоративной живописи в русском искусстве. Нижнетагильские подносы часто служили не только утилитарным целям, но и становились декоративным украшением интерьеров: их часто вешали на стены вместо картин. Вполне вероятно, что это являлось своеобразным уральским отражением моды на декоративные панно в русской живописи.
Развитию деревообрабатывающих промыслов способствовало обилие лесов. К середине XIX в. Широкое распространение получили промыслы по росписи деревянной домашней утвари. В городском и деревенском жилище, наряду с красочным интерьером можно было увидеть расписные берестяные бураки, валики, сечки для рубки капусты, ведра и коромысла. Среди этого обилия домашней утвари особенно выделялись прялки. Украшали их различными видами росписи – от графической с тюльпанами, купавками и ягодами, до живописной с тагильскими розами или простой окраской «под малахит».Помимо утвари, на Урале было принято расписывать жилище.
Цветовая гамма росписи была ограничена несколькими оттенками красного, потом желтые, синие, зеленые краски, редко темно-коричневые. Обязательно присутствовал белый цвет-для моделировки форм и черный для приписок графических элементов.
Композиции по росписи дома именовались «крашением с цветочками», а мастера, занимающиеся росписью - красильщиками. К сожалению, в настоящее время, традиция эта прекратила свое существование. Фрагменты образцов росписи жилища можно увидеть только в музейных экспозициях.
IV. Практическая работа.
Разница между хохломской и Урало-Сибирской росписью только в том, что в Хохломе мазок одноцветный, а в Урало-Сибирской росписи-разноцветный.
Урало-Сибирская роспись в сельском варианте является живописным развитием растительно-декоративной графической темы Хохломы.< /p>
Образно-графическая фактура Урало-Сибирской росписи - это те же листочки, цветы, ягодки, как в Хохломе. Отличает её только использование цвета и возможность осуществления живописных плавных переходов от одного цвета к другому.
- кто из вас хочет стать дизайнером?
- какая работа вас ожидает?
Для росписи ткани в технике холодного батика нам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:
- краски для батика
- подрамник
- ткань
- резервирующий раствор
- кисти для красок
- шаблоны узоров
- объемный контур
Последовательность выполнения работы:
- натянуть ткань на подрамник
- перевести узор на ткань с помощью шаблона
- нанести резервирующий раствор по контуру узора
- раскрасить узор, используя различные эффекты и приемы холодного батика
- высушить готовую работу
- нанести контур на резервирующие линии
- готовую работу оформить в раму
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАТИКА
Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уж в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ получил название батик. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».
Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек.
Батик-техника, позволяющая создать на ткани цветовой и сказочно прекрасный мир ребенка, причем батик это не только панно на стене, соперничающее с рисунками акварелью или гуашью, но и занавески на окне, похожие на витражи, и косынка в подарок маме, платье, фартук, абажур в комнату. В общем, масса утилитарных вещей, окружающих нас в быту.
В настоящее время роль декоративных тканей оформлении интерьера трудно переоценить. Зачастую облик нового интерьера может родиться из-за желания использовать какую-либо ткань. Ткани в интерьере — это не только портьеры, как зачастую принято считать. Это и всевозможные панно, расписанные в технике батик.
В урало-сибирской росписи применяют небольшое количество цветов, причем большая роль отводится цветному фону. Он позволяет достигать звучности росписи при относительно небольшой яркости отдельных красок. Этому же способствует композиционный прием, когда живописное поле обрамляют другим, контрастным цветом, например, оранжево-красный — кобальтово-синим, голубовато-зеленый — киноварно-красным и т.п.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Беседа.
Учитель. Вы замечательно справились с заданием! Молодцы!
- Вы уже придумали, кому подарите эти сувениры
- В какой технике вы работали
- Что было самым трудным
Заключительное слово учителя.
- Меняются времена, изменяется мода, но народные промыслы живы. И по прежнему изделия искусных мастеров приносят нам радость.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие произведений народного искусства не может быть сведено только к «прочтению» орнаментально-декоративного воплощения замысла художника.
Мы в своей работе с помощью изобразительных и выразительных элементов художественной росписи хотели понять гармонию окружающего мира.
Источником вдохновения для нас являлась природа и декоративно-прикладное искусство.