Подготовка будущих учителей химии посредством решения ситуационно-методических задач

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время возрос интерес к вопросам реализации задачного подхода в профессиональном педагогическом образовании. Анализ задач, представленных в сборниках педагогических задач, сборниках по педагогике, позволил установить: педагогические задачи понимаются как задачи по курсу педагогики, представляющие ту или иную практическую ситуацию в педагогической деятельности, в которой главное внимание акцентировано на воспитание нравственности учащихся. То есть, термин «педагогическая задача» не принято употреблять в отношении задач формирования знаний, умений и навыков у будущих учителей в учебном процессе по методике преподавания учебного предмета.

Реализуя задачный подход в профессиональном педагогическом образовании, для подготовки учителей активно используются методические задачи, называемые также учебными педагогическими, учебными методическими, учебно-методическими, учебно-профессиональными, ситуационными.

  • И.Ю. Алексашина дает определение понятию «учебная педагогическая задача», в котором отмечает связь этих задач с реальными практическими ситуациями в деятельности учителя и их нацеленность на формирование у студентов определённых знаний, умений и навыков.
  • Н.В. Языкова, Н.В. Кузьмина называют методическими практические задачи, связанные с процессом обучения.
  • Н.Б. Истомина методической задачей определяет задание, связанное с решением конкретного методического вопроса и требующее осознанного применения знаний.
  • М.И. Айзенберг характеризует учебную методическую задачу как в той или иной степени модель реального урока (или его фрагмента).
  • Е.И. Лященко учебно-методическими называет задачи, направленные на формирование умений целеполагания, мотивации и оценки деятельности учащихся.
  • Г.М. Чернобельская, Н.В. Жулькова придерживаются мнения, что под средством обучения, включающее условия, направленные на решение ситуации, которая может возникнуть в реальной действительности, следует понимать ситуационные задачи.

Анализ трактовок понятий «методическая задача» и «ситуационная задача» привел к необходимости конкретизации понятия «ситуационно-методическая задача»: ситуационно-методическая задача представляет модель практически значимoй прoблемной cитуации, возникaющей в прoфессиональной деятельнoсти учителя. Отличие ситуационно-методической задачи от других видов учебных заданий заключено в том, что она нocит яркo выраженный практикo-оpиентирoванный хaрaктeр. В её условии может быть смоделирована реальная ситуация из деятельности учителя по обучению школьников химии, требующая для своего разрешения выполнения определённых методических действий, основанных на химических и психолого-педагогических знаниях.

Таким образом, ситуационно-методические задачи могут быть новым перспективным видом дидактического инструментария для подготовки будущих учителей химии.