Тип урока – урок изучения нового материала.
Специфика урока состоит в организации работы в группах, направленных на системно-деятельностный поход.
Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.
ЦЕЛЬ:
- познакомить с особенностями морей, омывающих территорию России;
- формировать умение давать характеристику морей;
- оценить природные ресурсы российских морей;
- раскрыть экологические проблемы морей России.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей.
Предметные: формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании.
Метапредметные: формирование умений:
1) анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
2) работать с текстом и географическими картами; морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.
Деятельность обучающихся:
- выявлять особенности морей России;
- наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты;
- составлять описание моря по плану;
- сравнивать моря на основе физической карты.
Ценностный компонент урока: Россия — морская держава, море — уникальный природный комплекс; бережное отношение к ресурсам морей и рациональное их использование.
Оборудование: физическая карта России, схема «Ресурсы моря».
УМК: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Россия: природа, население, хозяйство.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Тип урока: изучение нового материала.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Этап 1. Организационно-мотивационный этап урока.
Этап 2. Формулирование темы и цели урока.
Этап 3. Организация и самообразование учащихся при усвоении нового материала.
Этап 4. Презентация итогов работы в группах.
Этап 5. Контроль и самопроверка знаний.
Этап 6. Рефлексия.
Этап 7. Домашнее задание.
1,2. Постановка цели и задач этапа урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Для достижения целей формулировки темы урока, развития познавательной активности использовалась эмоциональная мотивация – картины И.К.Айвазовского «Утро на море». «Девятый вал» (слайды картин)
3. Для организации работы в группах был поставлен проблемный вопрос «Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря?»
Изучение нового материала сопровождается записями в тетради по плану, который был записан на доске.
Развивались навыки работы с таблицами, рисунками, схемами, текстом.
Метапредметные результаты:
- анализировать и обсуждать вопросы о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути;
- работать с текстом и географическими картами.
Основная задача - создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь при изучении нового материала.
4. Презентация итогов работы в группах.
Идёт обсуждение особенностей природы морей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют выводы, суждения, умозаключения. Речевому развитию учащихся способствует создание речевой ситуации, наличие содержательной основы для формирования их собственных высказываний.
5. Контроль и самопроверка знаний.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Вопросы и аргументы.
6. Рефлексия.
Продолжите фразы:
1) Сегодня я узнал (а)…,
2) Было интересно…,
3) Было трудно…,
4) Теперь я могу…,
5) Урок дал мне для жизни…
7. Домашнее задание.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Для домашнего задания предлагается, помимо параграфа, задание практическое и, индивидуально, по желанию, требующее творческого подхода.