Использование современных игровых технологий как один из факторов успешного развития личности ребёнка

Разделы: Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: игра, Развитие, интерес, личность ребёнка, методики, формы, принципы, моделирование ситуаций


Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью
на живых существ,и тем, что постоянно давал повод к философским
рассуждениям: слишком очевиден был пример – управляющий и управляемый.

Н.И.Смирнова «И…оживают куклы»

Из перспективных направлений развития современного образования наиболее значимым является компетентностный подход. Обобщение характеристик компетентности, представленных в научной, методической литературе, позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

Дополнительное образование способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • Выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка
  • Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути
  • Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»
  • Содействовать самореализации личности ребёнка и педагога

Современная социальная ситуация ставит и перед педагогами, и перед родителями сложные социальные проблемы и задачи, разрешить которые можно в определённом воспитательном пространстве, в пространстве личностно-развивающего взаимодействия взрослых и детей. < /p>

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач образования является развитие активного самостоятельного творческого мышления и воспитание креативной личности учащихся.

Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, способных генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. В связи с этим в современной педагогике интенсивно ведётся поиск и разработка эффективных методов организации учебного процесса и внеурочной деятельности, стимулирующих познавательную активность учащихся, способствующих гармоничному, всестороннему, целостному развитию личности ребёнка, с учётом его возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей.

В качестве таких методов в рамках развивающего обучения педагоги предлагают метод выполнения «творческих заданий» - коллективных и индивидуальных, и метод решения «творческих задач». Выделяются также «творческие задачи», которые обычно понимаются как задачи на развитие:

  • логического мышления (поиск различий, аналогий, закономерностей)
  • ассоциативного мышления (на что это похоже?)
  • внимания и зрительной памяти
  • оригинальности и воображения (продолжить рассказ, досочинить сказку)
  • различные задания на смекалку и сообразительность

В ходе анализа данных методов и средств, в аспекте возможности их активного, систематического и эффективного использования в рамках учебного процесса, было выявлено, что применение любого из вышеперечисленных вариантов сопряжено с рядом существенных трудностей, которые снижают эффективность их применения и инициативу преподавателя.

Таким образом, было выявлено противоречие между выдвигаемой обществом потребностью в развитии творческого мышления учащихся начальной школы в рамках школьного обучения и недостаточной разработанностью эффективных средств развития творческого мышления, максимально лёгких в применении для педагога, адекватных для использования в рамках учебного процесса, ориентированных на личностно-индивидуальные особенности каждого ребёнка и естественные потребности человека в саморазвитии.

Учитывая, что традиционные образовательные программы больше внимания уделяют развитию абстрактно-логического мышления, которое проявляется и развивается в задачах, имеющих единственный правильный ответ, решение которых достигается путём использования определённых правил и алгоритмов, мышление интуитивное, ассоциативное, наиболее естественное для ребёнка, может подавляться ранними интенсивными занятиями подобного рода (А.И.Савенков). Этот факт и обуславливает необходимость систематического включения в учебный процесс элементов способствующих параллельному полноценному развитию эмоционально-образного, творческого мышления, элементов игротерапии, куклотерапии и арт-терапии.

Направление «арт-терапия», ориентировано на естественное самораскрытие творческих потенциалов личности, повышение самооценки и развитие творческого мышления человека, элементы которого могут быть эффективно использованы в педагогике для достижения аналогичных целей.

Изучение детской игры позволило осознать уникальность способа общения ребёнка с окружающим миром. Конечно же, играя, ребёнок использует и игру, и игрушки - в том числе и куклы. С их помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные, чувства. Игра в кукольный театр является также и популярным психотерапевтическим средством. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», - писал Х.Дж. Джиннот. Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», ребёнок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за всё сказанное ответственность несёт кукла, а не он сам. Ведь игра ребёнка является его языком, а игрушки – словами.
Куклотерапия – это частный раздел арт-терапии, основным приёмом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Кукол используют в игровой терапии. В институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы или образа: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Быть может, куклотерапия – это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

М.Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы – самая загадочная». Может быть, это и преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно относится серьезно, с полной ответственностью понимания, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой ключик», который мы до сих пор нигде и никак не можем найти. Вот ещё одна интересная мысль, и принадлежит она Борису Голдовскому (кандидат искусствоведения, театральный критик, руководитель одного из самых больших музеев театральных кукол имени С.В.Образцова), который писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются и куклы. Но, с другой стороны, люди – тоже отражение, в данном случае – отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди». В утверждении писателя – особая философия отношения к куклам (и к жизни!). Может, в этом направлении и нужно искать «золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей?

Детство всегда было связано с творчеством, воображением. Творчество - более широкая категория, чем применение знаний в нестандартной ситуации. Под творчеством в личностно-ориентированном подходе понимается создание учащимися нового образовательного продукта – идеи, стихотворения, рисунка, диалога между героями, театрального этюда, понятия - на основе своего жизненного опыта и внутреннего потенциала до того, как учитель познакомил учащихся с уже имеющимися фактами, произведениями, теориями, мнениями. Таким образом, творчество становится формой самовыражения каждого ребёнка и школьника, независимо от уровня обучаемости и его познавательных возможностей.

Теория и практика доказывают, что ребёнок способен проявлять свои творческие задатки с раннего детства. Ведь творчество требует от ребёнка высокой степени активности, инициативы, поэтому использование творческих заданий в развитии связной речи органично помогает ребёнку усвоить нормы родного языка. Ведь речь – одна из важных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку маленький человек входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, играет огромную роль в познании окружающего мира, в котором мы живём с вами.

Важно, что именно младший школьный возраст (с 6-7 до 10 лет) характеризуется наличием естественной потребности личности в творческом самовыражении, проявляющейся в игровой деятельности, спонтанном придумывании или ином творчестве, основанных на деятельности механизмов воображения, фантазии. Также в период обучения в начальной школе закладываются приёмы умственной деятельности, от которых зависит развитие дивергентного (творческого) и конвергентного (логического) типов мышления.

Использование кукольного театра в работе с дошкольниками имеет многолетнюю традицию. Практически в каждой группе любого детского сада есть уголок театрализованной деятельности, где находятся различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, куклы бибабо и др.).

Известно, что дети любят играть театральными куклами, и эти игры побуждают ребёнка к общению, творческому самовыражению.
Однако, несмотря на распространённость кукольного театра и, казалось бы, традиционность его использования в работе с дошкольниками и младшими школьниками, на наш взгляд, потенциал увлекательных театрализованных игр далеко ещё не исчерпан. Особенно это касается такого сложного вопроса, как воспитание личности ребёнка, развитие тонких душевных качеств, нравственных эстетических ценностей.
Итак, главная идея создания театральной группы «Колокольчик» - это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны (а что может быть наглядным и действенным воспитании!). Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность вы себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). взаимодействуя в игре с другими при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется от неё и таким образом чувствует себя более защищённым. В таких ситуациях взрослый может направить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле, и такое воздействие педагога идёт значительно мягче и корректнее.

Только в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение сделать ВЫБОР. Однако педагогическая ценность театрализованных игр будет проявляться при определённых условиях, когда цель организации детского театра не в показе спектакля (или работе на престиж), а именно в воспитании детей, развитии нравственных, волевых, творческих качеств личности. Моя система работы с детьми направлена на эти важные, сложные цели и задачи, которые достигаются не сразу, а требуют длительного времени и кропотливой работы.

На мой взгляд, именно дополнительное образование даёт растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что важно для любого ребёнка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. В младшем дошкольном и школьном возрасте дети очень любят играть. И несомненно целенаправленное включение игры в образовательный процесс повышает интерес детей к работе, усиливается эффект самого обучения. А создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые умения, знания и навыки.

Не нужно забывать педагогам, что игра для детей - это самая настоящая учёба, она делает отдельные элементы урока или занятия эмоционально-насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив.

Театр – это уже игра для ребёнка, с помощью которой прорастают сокровенные ростки души, обнажаются чувства и утверждаются Истина, Добро и Красота. Театру чужды пошлость, ложь и непорядочность. Он призван «лечить» человечество. А кукольный театр - лечит душу ребёнка. В своей работе с детьми я также стараюсь через игротерапию куклотерапию воспитывать в детях и прививать в них доброту, милосердие, уважение к другим и друг другу. Мир детства и сказка неразрывно связаны между собой. Начав работать с детьми – я тоже обратилась к сказке. И первыми выступлениями-спектаклями (да пожалуй, и остались сейчас) спектакли по сказкам. В своей работе с детьми, при анализе прочитанных произведений, я всегда ставлю вопросы перед детьми, например: … «О чём эта сказка? Чему она нас учит? Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это надо? В каких ситуациях жизни нам может пригодиться то, что мы узнали из сказки? И так далее. Нет смысла перечислять всё то, что развивает игровая театральная деятельность у детей, список получится огромный. Но одно качество, несомненно, необходимое в жизни каждого ребёнка, - … это развитие речи, - остро востребовано в наши дни.

В последнее время отмечается снижение уровня речевого развития дошкольников и младших школьников. Наукой выделены два фактора такого снижения: биологический и социальный. Биологический фактор связан с ухудшением здоровья детей.

Социальный фактор связан с низким уровнем педагогической культуры родителей, кризисом игровой деятельности у дошкольников. Вероятно, поэтому у многих детей к 5 годам уровень речевого развития фиксируется ниже положенной нормы. Педагоги начальной школы отмечают, что дети, поступающие в школу, не умеют строить предложения, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неразличением значений слов.

Таким образом, одну из задач психического развития ребёнка можно выделить задачу развития речи. Её решение напрямую связано с развитием творчества, фантазии, воображения ребёнка. Л.С. Выготский писал: «Ход развития детского воображения существенным образом связан с речью ребёнка, с основной психологической и эмоциональной формой его общения с окружающими, т.е. с основной формой «коллективной социальной деятельностью ребёнка». Отсюда вполне очевидно, что занятия в кукольном театре, да и в театре в целом, - способствуют такому развитию речи, а также и многому другому...

Ведь речь детей должна быть не только чистой в отношении звукопроизношения, но и выразительной, эмоциональной. На своих занятиях я слежу за выразительностью речи, побуждая детей к рассказыванию сказок, историй, пересказыванию рассказов, чтению стихов наизусть, инсценированию простых этюдов.

С малышами вопросительная интонация легче отрабатывается в подвижных играх, хорошо заучивать стишки, основанные на диалогах и затем разыгрывать их с детьми, предварительно распределив роли.

О влиянии движений пальцев и кистей рук на развитие мозга человека было известно ёщё во 2 веке до нашей эры в Китае. В настоящее время о взаимозависимости двигательных и речевых центров коры головного мозга, о влиянии мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка написано очень много работ. На своих занятиях с детьми я использую систему упражнений для развития мелкой моторики рук, речевого интонационно-ритмического и музыкального слуха, способствующую развитию ребёнка на основе синтеза движения, слова и интонации. Пальчиковый игротренинг - один из видов активности с упражняющей функцией. Наряду с быстротой успешного освоения специальных знаний, умений и навыков (сенсомоторных качеств), у ребёнка происходит развитие:

  • эмоционального отношения к воспринимаемому материалу;
  • увлечённости и вовлечённости в процесс деятельности;
  • свойств художественного мышления и творческого воображения;
  • способности к общению, установлению положительного эмоционального контакта.

В кукольном театре дети впервые приобщаются к театральной деятельности. Такой вид искусства помогает мне в работе с самыми маленькими детьми и с детьми неуверенными в себе, в своих силах. Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребёнка, я стремлюсь к тому, чтобы театральная кукла стала для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством.

Ведь в игре с куклой у ребёнка происходит:

  • конкретизация проблемы
  • достигается эмоциональная устойчивость и саморегуляция
  • приобретаются важные социальные навыки, опыт социального взаимодействия
  • развиваются коммуникативные навыки
  • развивается самосознание
  • развивается грубая и мелкая моторика
  • разрешаются внутренние конфликты
  • происходит профилактика и коррекция страхов
  • развивается речь
  • коррекция отношений в семье.

Занятия театральной деятельностью помогают преодолеть задачи, решаемые с помощью кукол:

  • развитие самоконтроля
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие эмоциональной сферы, выражения чувств
  • развитие речи
  • развитие креативности
  • развитие грубой и мелкой моторики
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие пространственной ориентации
  • активизация личностных ресурсов
  • повышение самооценки и способности преодолевать трудности
  • приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия

Итак, главная идея создания театральной группы «Колокольчик» - это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны (а что может быть наглядным и действенным воспитании!). Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребёнка, у которого ещё много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность вы себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т.д.). взаимодействуя в игре с другими при помощи театральной куклы, ребёнок как бы прячется от неё и таким образом чувствует себя более защищённым. В таких ситуациях взрослый может направить, сделать замечание, обращаясь не к ребёнку, а к кукле, и такое воздействие педагога идёт значительно мягче и корректнее.

Для развития психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия) на занятиях с детьми я использую самые различные игры:

  • На восприятие (например: на занятии кукольного театра я использую игру «Построй дом своего героя»)
  • На внимание (например: задание - описать участника из своей группы, пары, предварительно отправив его за дверь)
  • На развитие памяти «Повтори за мной слова и движения»
  • На развитие воображения и многие другие.

 Ведь игры, применяемые на занятиях в детском саду и в школе, являются, по мнению Л.С.Выготского, «естественной формой труда ребёнка» и сильным эмоциональным фактором в театрально-игровой деятельности. Так театрализация отдельных моментов моего урока или занятия заставляет детей вступать в диалог с куклой – персонажем. Например, кукла «Бабушка-сказочница» рассказывает детям сказки и задаёт вопросы. А «Дракон Памси» - делится с детьми своими жизненными проблемами и трудностями и спрашивает у детей совета, учит их справляться со своими трудностями и проблемами. Игрушка «Домовёнок Кузя» рассказывает ребятам о них самих, наглядно приводит примеры из их школьной и внешкольной жизни, поощряя добрые и хорошие поступки и дела, а плохие - осуждая.

В начальной школе я веду занятия в группе кукольного театра «Колокольчик» уже 9 лет по разработанной мною программе «Театр в школе». В этом году ко мне записались более 30 учащихся начальной школы. Такой показатель совершенно не случаен. Он указывает на то, что детям интересно заниматься театрально-игровой деятельностью, что им близка тема сказки и игры.

А в результате нашей театральной деятельности - ребята стали чаще принимать участие в классных делах и школьных мероприятиях. Через куклотерапию происходит положительное развитие речи у детей. Они хорошо читают стихи, активно участвуют в выступлениях. Даёт положительный результат и то, что многие дети, занимающиеся в театре, являются победителями в конкурсах чтецов, бывают отмечены в выездных мероприятиях. Они с большим желанием выступают не только в своём селе, но и в выездных концертах, участвуют в самых различных конкурсах, смотрах, фестивалях. На сегодняшний день кукольный театр «Колокольчик» уже трижды был участником районного фестиваля «Весенняя капель», где был также трижды отмечен дипломами фестиваля и ценными подарками. Детям были вручены сертификаты участников фестиваля и сладкие призы.

Занимаясь с детьми театром, я как педагог, поставила перед собой цель - сделать жизнь своих детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью совместного поиска и творчества. Я стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, рабочих занятиях и репетициях, дети смогли затем использовать и в дальнейшей жизни. В своей работе с детьми я полностью поддерживаю представления выдающегося русского психолога Л.С.Выготского о том, что «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Таким образом, театрально – игровые технологии всё больше и шире, на мой взгляд, должны применяться воспитателями и педагогами как дошкольного так младшего школьного возраста. Ещё К.Д.Ушинский говорил: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения. Если ребёнка заинтересовать, дать ему возможность самореализоваться, показать свои возможности, проявить свои интересы, то и результат от работы будет намного лучше. Нужно отходить от таких форм работы, как беседа, где учитель навязывает свою точку зрения. Театрализованная игра является важным средством самовыражения ребёнка, развития коллективных отношений в группе, это совокупность способов взаимодействия детей с окружающим миром, познание самого себя. В ней проявляется не только интеллект, но и личностные качества школьника. На мой взгляд, помочь детям обрести уверенность в своих возможностях – должны мы, взрослые: родители, воспитатели, педагоги. Ведь это очень важно, чтобы кто-то верил в возможности ребёнка и помог ему поверить в себя!

Для того, чтобы добиться результатов в таком важном и сложном деле, как воспитание, необходима длительная, кропотливая работа педагогов. При этом важна именно система воздействия, направленная на достижение поставленных целей и задач, имеющая в своей основе осознанную идеологию, а также продуманную логику построения педагогического процесса.

Ещё раз подчеркну, что работа педагога в театральной студии направлена, прежде всего, не на подготовку «шоу», а на развитие и воспитание каждого ребёнка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.

Театральная педагогика предполагает личностно-ориентированный подход к воспитанию детей и создаёт условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослым обеспечивается субъективная позиция ребёнка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одарённые, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребёнка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. В дошкольном детстве очень важно окружить ребёнка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответственные чувства и в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это – самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке.

Важно ……с самых ранних лет поддержать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности (такой многогранной и разнообразной!) безусловно, воспитание у детей интереса (мотивации) к театру возможно только в том случае, если сами взрослые увлечены этой деятельностью. Поэтому одно из главных условий достижения успеха в данной технологии – это увлечённость и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.

В заключении ещё раз хочется подчеркнуть основную цель, направленность педагогической работы в театральной студии – это, прежде всего воспитание детей, формирование в них такого личностного стержня, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном современном мире. Если задуматься о том, каким мы себе представляем идеальный образ человека XXI века, то отметим следующие качества: эмоциональную отзывчивость, чуткость, доброту, чувство собственного достоинства, умение преодолевать трудности, ответственность, честность, порядочность, гибкость ума, юмор, сообразительность, креативность, любознательность, коммуникативная культура, толерантность и т.д. Именно от этих качеств зависят такие глобальные вопросы, как выживаемость нашей планеты, поскольку использование высоких технологий безопасно только при условии повышения уровня сознательности людей. И ответственность за будущее лежит на каждом из нас, кто воспитывает детей, прививает им первые понятия о доброте и красоте.

В таком сложном и важном деле, как воспитание детей, наиболее эффективным инструментом является театрализация, поскольку в ней синтезированы практически все виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме – игре. Универсальность театрализованной игры позволяют решать практически все образовательные задачи в работе с детьми разного возраста. Поэтому, вероятно, в настоящее время, нет ни одного детского сада или школы, где в той или иной форме не использовали этот вид деятельности.

Нужно стараться проводить занятия в игровой форме – ведь не зря же игру называют восьмым чудом света! Разнообразные игры позволяют повысить эмоциональный тонус, снять напряжение, активизировать внимание детей, сделать их жизнь необыденной, увлекательной. Вся работа театральной студии построена по закону длительности ролевой игры, где дети и взрослые реально играют в «Театр», ставят спектакли, шьют костюмы, делают декорации, изготавливают афиши, билеты, приглашают зрителей. Реальность и значимость результата совместной игры доставляют огромнее удовлетворение и стимулируют дальнейшее творчество.

Мне, как педагогу, очень важно сосредоточить своё внимание на развитии у детей чувства ритма. Темпоритм – одна из основных характеристик, как театрального представления, так и реальной жизни (современной - особенно!). Ритм (и не только музыкальный) вообще можно представить как уникальную характеристику всего сущего в мире. Поэтому практически на каждом занятии уделяется время для игровых тренингов на развитии чувства ритма. С этим качеством связано также ощущение пространства – одна из базовых способностей человека, и от этого также во многом зависит его успешность в жизни. На занятиях театрализованной деятельностью выполняются музыкально-ритмические упражнения, пластические композиции, развивающие слуховое и зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, чувство ритма и выразительность движений.

Я стремлюсь воспитывать в каждом ребёнке самостоятельность и ответственность работы над театральными постановками, которая позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнёрства. Нужно предоставлять возможность детям попробовать себя в самых разных ролях, в том числе и режиссёра, и сценариста, и художника по костюмам и др.

Нужно уйти от муштры, заучивания наизусть длинных текстов и сосредоточить внимание на выразительности речи, пластики, умения ребёнка по-своему озвучить речь своего персонажа. Ориентация на творчество – один из основных принципов в данной педагогической системе. Я использую средства театрализованной игры как способ развития эмоциональной сферы, а также тонких чувств и ощущений (сенсорики) детей.< /p>

Человек будущего – это, конечно же, человек чувствующий. Всеобщее овладение и увлечение информационными технологиями таит в себе определённую опасность: индивидуализацию человека, его уход от реального мира в виртуальный, потерю потребности в реальном общении друг с другом. С этой точки зрения чрезвычайно важно с раннего детства пробудить у ребёнка потребность в главной роли роскоши – «роскоши человеческого общения». Детский театр – это школа общения, это радость общения, это культура взаимодействия, это искусство делать жизнь яркой и увлекательной.

Главный итог реализации данной технологии не только в том, что воспитанники группы кукольного театра «Колокольчик» становятся воспитанными и общительными, хорошо учатся в школе, у них хорошо развита речь, они эрудированны и уверены в себе, но и в том, что эти дети и дальше продолжают посещать занятия в театральной студии, ставят спектакли для малышей.