Основы методики упражнений при нарушении осанки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Коррекционная педагогика


Важнейшими задачами физического воспитания детей является общее развитие их, укрепление здоровья, формирование необходимых двигательных навыков, правильной осанки и предупреждения различных деформаций позвоночника, неблагоприятных изменений формы грудной клетки.

Под морфологической коррекцией подразумевают исправление угла наклона таза, нарушений физиологических кривизны позвоночного столба, нарушений положения и формы грудной клетки, плеч, лопаток, головы. При увеличении угла таза физические упражнения должны содействовать удлинению мышц передней поверхности бедер поясничной части. [2]

При организации и проведении занятий с целью профилактики нарушений осанки необходимо ориентироваться на следующие возможные варианты видов дефектов осанки:

  • кругловатая спина;
  • плоская спина;
  • сутулость, круглая спина;
  • ассиметричная спина.

Задачи применения физических упражнений для коррекции осанки: обеспечение морфологической коррекции, формирование навыка правильной осанки, нормализация функций сердечнососудистой и дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта. [1]

Под морфологической коррекцией подразумевается исправление угла таза, нарушений физиологической кривизны позвоночника, нарушений положения и формы грудной клетки, живота, плеч, лопаток и головы.

Для уменьшения чрезмерно выраженных и увеличения мало выраженных изгибов позвоночник и создания нормального соотношения между  ними в процессе занятий необходимо:

  • исключить влияние угла наклона таза на физиологические изгибы;
  • улучшать в необходимых случаях локальную подвижность позвоночника;
  • оказывать специальное воздействие на те отделы позвоночника, где отклонения от нормы больше всего выражены (локальная коррекция).

Этим требованиям отвечают в первую очередь упражнения, выполняемые в положении лежа, в упоре стоя на коленях (положения разгрузки).

Морфологическая коррекция, достигнутая с помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании ощущений, а затем навыка правильной осанки. Ощущение правильной осанки создаётся на базе мышечно-суставных ощущений положений, занимаемых отдельными сегментами тела. Для тренировки этих ощущений рекомендуется применять следующие упражнения:

  • прижимание поясницы к опоре в положении лёжа на спине;
  • выпрямление увеличенных грудного кифоза и шейного лордоза. стоя спиной к гимнастической стенке; [2]
  • исправление дефектов осанки по словесным указаниям;
  • самостоятельное исправление дефектов.

Методические особенности: упражнения, формирующие навык правильной осанки  и методика их выполнения должны обеспечивать корригирующее воздействие на мышечную систему и костно-связочный аппарат. Необходимо чередовать с упражнениями на расслабление с упражнениями на дыхание. Также надо чередовать различные исходные положения: лежа в упоре стоя на коленях, в висе.

Существует множество игр для предотвращения и исправления отклонений в формировании осанки у детей. На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и др. дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Пастухи и овцы», «Не потеряй», «Подражание» и др.

Лечебное действие физических упражнений и игр объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. Она благотворно влияет на нарушенные болезнью функции организма, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки. [1]

Ведущими средствами реабилитации детей с нарушениями осанки является лечебная физическая культура, массаж, физиотерапевтические и закаливающие процедуры.

Корригирующие упражнения проводятся в спокойном, медленном темпе с большим количеством повторений. После каждого выполнения задания назначаются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. [2]

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рефераты по медицине и здоровью. Лечебная физическая культура при различных нарушениях осанки.
  2. Харьковская государственная академия физической культуры. Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации О.В. Пешкова, Е.Н. Мятыга, Е.В. Бисмак. Физическая реабилитация при нарушениях осанки. Методическое пособие. Харьков 2012.