Система экологического воспитания в работе классного руководителя «Экология души»

Разделы: Классное руководство, Экология


1. Введение

Основной целью воспитания человека может быть только сам человек …
а в человеке цель воспитания составляет душа.

Ушинский К.Д.

В законе об образовании воспитание определяется как деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В основу работы классного руководителя полагаю основные цели современного российского образования, акцентируя внимание на экологическом воспитании обучающихся.

2017 год пройдет в России под знаком охраны окружающей среды. 5 января 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Цель такого решения — привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

Моя методическая тема в течение многих лет – экологическое образование подрастающего поколения.

Цели работы:

  • Развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, воспитание основных нравственных качеств человека, основанных на христианских понятиях и экологических законах;
  • Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей природой России, воспитание граждан правового демократического государства, обладающих чувством гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;
  • Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
  • Воспитание бережного отношения к природе родного края, изучение видового состава обитателей своей малой родины;
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью одноклассников, родителей.

Основанием направлений работы служат следующие этапы: знания, экология  общения, патриотизм, нравственность, дружба, взаимопомощь, досуг.

Формы работы:

  1. Проектная деятельность, основанная на игровой технологии.
  2. Тематические классные часы. Традиционная форма работы с детским коллективом. Темы классного часа: «День Знаний», «Россия – наша Родина», «Экология имени», «День Победы», «Слава русского оружия – Бородинская битва», «Речевой этикет или кое-что о вежливости».
  3. Участие в общешкольных и классных мероприятиях. Традиционные общешкольные мероприятия «Зарница», «Весенний букет», конкурс бальных танцев, Классные мероприятия: «День именинника»
  4. Проектная деятельность. «Проблемы экологической обстановка  поселка Реммаш», «Зимующие птицы Подмосковья», «Вредна ли  жевательная резинка?»
  5. Посещение и обсуждение культурных мероприятий.
  6. Беседы с о. Владимиром – настоятелем храма Рождества Христова.
  7. Посещение кружков.
  8. Труд.
  9. Экскурсии.
  10. Путешествия.
  11. Привлечение родителей для участия в классных мероприятиях.
  12. Родительские собрания.
  13. Индивидуальные беседы.
  14. Праздники, дни рождения.
  15. Активное участие в предметных неделях.
  16. Лекции в детском саду.

Все методы и приемы я использовала при работе в течение 1988–2017 гг., учитывая особенности каждого детского коллектива.

Первый выпуск 2000 год.

В классе обучались 31 человек. 3 медалиста. Химики, полицейские, преподаватели ВУЗов, тренеры, повара, юристы, программисты. Все выпускники работают на благо Родины. Дети выпускников учатся в 6 «Б» классе, в котором я являюсь классным руководителем.

Экологическое  воспитание – это классные часы, субботники, навыки выращивания комнатных растений, содержание аквариума.

Выпуск  2008 года

Программисты, медики, бухгалтеры, менеджеры. Памятные мероприятия: Работа в школьном научном обществе «Экологос»;  экскурсии : Сергиево-Посадский стекольный, Загорская ГАЭС, встречи с администрацией, закладка аллеи выпускников, сказка, конкурсы, предметные недели  Классные часы: «Моя семья», «Трудимся на благо Отечества», проект «Экологические проблемы п. Реммаш», участие в районной конференции «Экология» участие в конкурсах  бальных танцев, участие в фотоконкурсах школьных и районных. Участие в акции «Аллея выпускников» Московская духовная академия.

Методика экологического воспитания (схема)

Темы проектов - проблемы нашего поселка, не берем глобальные проблемы. Например, «Экологические проблемы  поселка Реммаш»

 

Кафедра флоры
1.Собрать материал (работа с источниками, экскурсии, фотоконкурсы, листовки)
2.Выявить проблемы и  способы их решения
3 Оформить отчёт о работе кафедры

Кафедра фауны
1.Собрать материал(работа с источниками, экскурсии, фотоконкурсы, листовки)
2 Выпуск газеты «Братья наши меньшие»
3.Выявить проблемы и  способы их решения
4 Оформить отчёт о работе кафедры

 

Кафедра промышленного производства
1.Собрать материал (работа с источниками, экскурсии: стекольный завод, ГАЭС, )
2.Выявить проблемы и  способы их решения
3 Оформить отчёт о работе кафедры

 

НИИ «Экологос»

 

Кафедра информации и пропаганды
1.Прведение анкет в 5-11 классах «Каким я хочу видеть мой поселок», «Что необходимо сделать для благоустройства п.Реммаш?»
2.Провести лекции в д/с№16
3.Выпуск листовок
4 Отчёт о работе кафедры

 

Кафедра автомобильного транспорта
1.Собрать материал(работа с источниками, подсчёт количества автомобилей на дорогах за сутки)
2.Выявить проблемы и  способы их решения
3 Оформить отчёт о работе кафедры

 

Кафедра электромагнитных и
акустических полей
1.Собрать материал(работа с источниками, анкета №Сотовый телефон»)
2.Выявить проблемы и способы их решения
3 Оформить отчёт о работе кафедры


Результат: мотивация образовательного процесса, любовь к природе родного края, забота об обитателях, осознание своей роли в охране природы, навыки работы с научной литературой, создание презентаций, оформление отчета, участие в муниципальной конференции «Природа встречает друзей» и главный вывод: «Хочешь спасти природу – начни с себя!»

Выпуск 2015 года

Маринцева Ирина – медаль за успехи в учебе. Наиболее удавшиеся классные часы: «Есть такая профессия Родину защищать», «Дом родной», «Барды», «Герои Афганистана», «Крым. История», «Учитель перед именем твоим…»; участие  в муниципальных мероприятиях по экологии, встречи и беседы с администрацией поселка по проблемам  экологии, активное участие и победы в общешкольных мероприятиях; эстафета по улицам поселка, посвященная Дню Победы; конкурс «Краса школы», «Весенний букет», «Последний звонок»; Игры и конкурсы  на классных мероприятиях : «День рождения», «23 февраля», «8 Марта» Экскурсии: Дарвинский музей, Богородская фабрика, Троице-Сергиева Лавра, храм Рождества Христова, Переславль-Залесский. Беседы с настоятелем храма  протоиереем Владимиром. Во время экскурсии в храм выяснилось, что в классе учится правнук иерея Алексея, погибшего во время гонений на церковь. Участие в Рождественских чтениях Родительские собрания с участием школьников «Отцы и дети», работа родителей и школьников на школьной территории и в кабинетах биологии и ДКП. посещение кружков (д/к «Горизонт») и спортивных секций (с/к «Орбита»). Награда классного руководителя – благодарственные письма, телеграммы, поздравления, встречи с выпускниками.

В экологическое воспитание добавлен компонент духовного воспитания. Связь между этими направлениями естественна. Человек – венец Творения. Первые экологические законы были даны Адаму: «И взял Господь Бог человека,(которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2,15)

Тема проекта «Антропогенное влияние на природу п.Реммаш».

Результат: изучен и собран материал о состоянии природы в районе строительства бассейна. Состоялась встреча старшеклассников с администрацией поселка Реммаш, выработан совместный план действий. Проведены лекции в младших классах СОШ №26  и в детском саду №16.Участие в конференции «Природа встречает друзей». Любовь к природе родного края, активная гражданская позиция, умение вести диалог с представителями администрации, публичные выступления, выпуск газет и листовок -  результат данного проекта.

Направления работы

Предполагаемые результаты

5 класс  «Наш класс - дружная семья»
Создание и укрепление детского коллектива 

Комфортное пребывание в коллективе, культура общения

6 класс «Моя малая родина»

Потребность в открытии, радость общения, любовь к природе родного края

Экологическое воспитание

Методика:  проект «Зимующие птицы  п. Реммаш», игровая технология с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

1. Изучение и  использование информации Интернет о зимующих птицах. Интересные факты, загадки, священные птицы.

2. Конкурс кормушек. 

3. Конкурс рисунков.

4. Лекции. 

5. Классный час.

Научный отдел
«Зимующие птицы п.Реммаш»
1.Изучение видового состава зимующих птиц.
2. Сообщения « Интерес-ные факты о птицах»
3. Создание презентации «Зимующие птицы п.Реммаш»

Хозяйственный отдел

1.Кормление птиц
2.Подсчет количества и определение видового состава птиц

 

Институт орнитологии
«Зяблик»

 

Предприятие ОАО «Птицстройдом» на базе института «Зяблик»

1.Изготовление кормушек

2.Постройка скворечников

Отдел информации и пропаганды
1.Выставка рисунков и картинок зимующих птиц
2.Подготовка выступлений в школе и детском саду№16
3.Оформление альбома «Зимующие птицы»  для подарка детскому саду

 Классный час «Накормите птиц зимой…»

Проект включает выступления учащихся с лекциями в школе и в детском саду №16. Учащиеся получают навыки публичных выступлений, радость общения с малышами, ответственность за порученное дело, учатся создавать сценарии выступлений.

В основе экологического воспитания обучающихся лежит проектная деятельность. Схемы проекта даны в тексте. Использовать с учетом возрастных особенностей  детского коллектива.