1. Введение
Основной целью воспитания человека может быть только сам человек …
а в человеке цель воспитания составляет душа.
Ушинский К.Д.
В законе об образовании воспитание определяется как деятельность, которая направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В основу работы классного руководителя полагаю основные цели современного российского образования, акцентируя внимание на экологическом воспитании обучающихся.
2017 год пройдет в России под знаком охраны окружающей среды. 5 января 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года экологии». Цель такого решения — привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Моя методическая тема в течение многих лет – экологическое образование подрастающего поколения.
Цели работы:
- Развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося, воспитание основных нравственных качеств человека, основанных на христианских понятиях и экологических законах;
- Усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей природой России, воспитание граждан правового демократического государства, обладающих чувством гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;
- Приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
- Воспитание бережного отношения к природе родного края, изучение видового состава обитателей своей малой родины;
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью одноклассников, родителей.
Основанием направлений работы служат следующие этапы: знания, экология общения, патриотизм, нравственность, дружба, взаимопомощь, досуг.
Формы работы:
- Проектная деятельность, основанная на игровой технологии.
- Тематические классные часы. Традиционная форма работы с детским коллективом. Темы классного часа: «День Знаний», «Россия – наша Родина», «Экология имени», «День Победы», «Слава русского оружия – Бородинская битва», «Речевой этикет или кое-что о вежливости».
- Участие в общешкольных и классных мероприятиях. Традиционные общешкольные мероприятия «Зарница», «Весенний букет», конкурс бальных танцев, Классные мероприятия: «День именинника»
- Проектная деятельность. «Проблемы экологической обстановка поселка Реммаш», «Зимующие птицы Подмосковья», «Вредна ли жевательная резинка?»
- Посещение и обсуждение культурных мероприятий.
- Беседы с о. Владимиром – настоятелем храма Рождества Христова.
- Посещение кружков.
- Труд.
- Экскурсии.
- Путешествия.
- Привлечение родителей для участия в классных мероприятиях.
- Родительские собрания.
- Индивидуальные беседы.
- Праздники, дни рождения.
- Активное участие в предметных неделях.
- Лекции в детском саду.
Все методы и приемы я использовала при работе в течение 1988–2017 гг., учитывая особенности каждого детского коллектива.
Первый выпуск 2000 год.
В классе обучались 31 человек. 3 медалиста. Химики, полицейские, преподаватели ВУЗов, тренеры, повара, юристы, программисты. Все выпускники работают на благо Родины. Дети выпускников учатся в 6 «Б» классе, в котором я являюсь классным руководителем.
Экологическое воспитание – это классные часы, субботники, навыки выращивания комнатных растений, содержание аквариума.
Выпуск 2008 года
Программисты, медики, бухгалтеры, менеджеры. Памятные мероприятия: Работа в школьном научном обществе «Экологос»; экскурсии : Сергиево-Посадский стекольный, Загорская ГАЭС, встречи с администрацией, закладка аллеи выпускников, сказка, конкурсы, предметные недели Классные часы: «Моя семья», «Трудимся на благо Отечества», проект «Экологические проблемы п. Реммаш», участие в районной конференции «Экология» участие в конкурсах бальных танцев, участие в фотоконкурсах школьных и районных. Участие в акции «Аллея выпускников» Московская духовная академия.
Методика экологического воспитания (схема)
Темы проектов - проблемы нашего поселка, не берем глобальные проблемы. Например, «Экологические проблемы поселка Реммаш»
Кафедра флоры |
||
Кафедра фауны |
|
Кафедра промышленного производства |
|
НИИ «Экологос» |
|
Кафедра информации и пропаганды |
Кафедра автомобильного транспорта |
|
Кафедра электромагнитных и |
Результат: мотивация образовательного процесса, любовь к природе родного края, забота об обитателях, осознание своей роли в охране природы, навыки работы с научной литературой, создание презентаций, оформление отчета, участие в муниципальной конференции «Природа встречает друзей» и главный вывод: «Хочешь спасти природу – начни с себя!»
Выпуск 2015 года
Маринцева Ирина – медаль за успехи в учебе. Наиболее удавшиеся классные часы: «Есть такая профессия Родину защищать», «Дом родной», «Барды», «Герои Афганистана», «Крым. История», «Учитель перед именем твоим…»; участие в муниципальных мероприятиях по экологии, встречи и беседы с администрацией поселка по проблемам экологии, активное участие и победы в общешкольных мероприятиях; эстафета по улицам поселка, посвященная Дню Победы; конкурс «Краса школы», «Весенний букет», «Последний звонок»; Игры и конкурсы на классных мероприятиях : «День рождения», «23 февраля», «8 Марта» Экскурсии: Дарвинский музей, Богородская фабрика, Троице-Сергиева Лавра, храм Рождества Христова, Переславль-Залесский. Беседы с настоятелем храма протоиереем Владимиром. Во время экскурсии в храм выяснилось, что в классе учится правнук иерея Алексея, погибшего во время гонений на церковь. Участие в Рождественских чтениях Родительские собрания с участием школьников «Отцы и дети», работа родителей и школьников на школьной территории и в кабинетах биологии и ДКП. посещение кружков (д/к «Горизонт») и спортивных секций (с/к «Орбита»). Награда классного руководителя – благодарственные письма, телеграммы, поздравления, встречи с выпускниками.
В экологическое воспитание добавлен компонент духовного воспитания. Связь между этими направлениями естественна. Человек – венец Творения. Первые экологические законы были даны Адаму: «И взял Господь Бог человека,(которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2,15)
Тема проекта «Антропогенное влияние на природу п.Реммаш».
Результат: изучен и собран материал о состоянии природы в районе строительства бассейна. Состоялась встреча старшеклассников с администрацией поселка Реммаш, выработан совместный план действий. Проведены лекции в младших классах СОШ №26 и в детском саду №16.Участие в конференции «Природа встречает друзей». Любовь к природе родного края, активная гражданская позиция, умение вести диалог с представителями администрации, публичные выступления, выпуск газет и листовок - результат данного проекта.
Направления работы |
Предполагаемые результаты |
5 класс «Наш класс - дружная семья» |
Комфортное пребывание в коллективе, культура общения |
6 класс «Моя малая родина» |
Потребность в открытии, радость общения, любовь к природе родного края |
Экологическое воспитание
Методика: проект «Зимующие птицы п. Реммаш», игровая технология с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
1. Изучение и использование информации Интернет о зимующих птицах. Интересные факты, загадки, священные птицы.
2. Конкурс кормушек.
3. Конкурс рисунков.
4. Лекции.
5. Классный час.
Научный отдел «Зимующие птицы п.Реммаш» 1.Изучение видового состава зимующих птиц. 2. Сообщения « Интерес-ные факты о птицах» 3. Создание презентации «Зимующие птицы п.Реммаш» |
Хозяйственный отдел 1.Кормление птиц |
|
|
Институт орнитологии |
|
Предприятие ОАО «Птицстройдом» на базе института «Зяблик» 1.Изготовление кормушек 2.Постройка скворечников |
Отдел информации и пропаганды |
|
Классный час «Накормите птиц зимой…» |
Проект включает выступления учащихся с лекциями в школе и в детском саду №16. Учащиеся получают навыки публичных выступлений, радость общения с малышами, ответственность за порученное дело, учатся создавать сценарии выступлений.
В основе экологического воспитания обучающихся лежит проектная деятельность. Схемы проекта даны в тексте. Использовать с учетом возрастных особенностей детского коллектива.