Цель: развивать познавательную активность детей, расширить представления о свойствах воды.
Задачи:
- Развивать логическое мышление детей: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
- Воспитывать экологическую культуру.
- Способствовать развитию наблюдательности.
- Учить отгадывать загадки.
- Учить работать в коллективе, формировать умение общаться друг с другом, учитывая мнение товарища.
- Развивать природную любознательность ребенка.
- активизировать в речи детей слова: эксперимент, состояние воды: жидкое состояние, твердое состояние, газообразное состояние (испарение), круговорот воды в природе.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение: песня "Виноватая тучка", шаблоны "Капитошка" (по количеству детей).
Раздаточный материал: одноразовые стаканчики, пластиковые ложки, прозрачные пластмассовые сосуды разной формы (чашки, миски, кувшины), трубочки для коктейля.
Демонстрационный материал: презентация «Знакомство с Капитошкой».
Предварительная работа:
Схема «Круговорот воды в природе», беседа о воде, ее роли в жизни человека.
Наблюдение на прогулках за различными состояниями воды (роса, иней, лед, снег, дождь).
Дид/игры: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии», «Бывает - не бывает»
Чтение художественной литературы о воде: М.Гариет «Хорошая вода», Л.Тарасова «Путешествие капельки», А.Тюняев «Какая бывает вода?», чтение сказки «Капитошка».
Место проведения: помещение группы.
- Ребята, мы с вами сегодня совершим удивительно путешествие! Чтобы отправиться в путь нам понадобится ваша любознательность, смелость и находчивость. Мы отправляемся в самую настоящую научную лабораторию.
- Ребята, а кто такие ученые и чем они занимаются. (ответы детей)
- Ученые совершают открытия, проводят различные опыты и конечно экспериментируют.
- В нашей группе тоже организована научная лаборатория, в которой мы с вами будем проводить эксперименты. Но прежде, чем мы начнем исследовать воду – мне важно знать, достаточно ли вы подготовлены? Готовы к испытаниям? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус).
- А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли).
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля, которая позволяет сразу увидеть всю нашу планету.
- Посмотрите, на нем можно увидеть все цвета радуги. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый)
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)
- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше)
- Ребята, мы с вами узнаем, в каком виде встречается вода в природе. Сейчас мы с вами сядем за столы и отгадаем загадки о воде.
Загадки
1.
Меня нет - меня все ждут,
А приду - домой бегут. (дождь)
2.
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Целую зиму лежал,
А весной в землю убежал. (снег)
3.
Это зимнее стекло
Весной водою утекло. (лед)
4.
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней)
5.
Утром выпадет всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкает на лугах
На деревьях и кустах. (роса)
5.
Белая вата плывет куда-то,
Хоть лови, не лови – не изловишь. (облака)
6.
Шапки серые плывут
На прохожих дождик льют. (тучи)
- Все эти загадки о воде.
- Как вы знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? Посмотрите на схему(круговорот воды в природе).
- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
Сейчас, ребята, мы с вами начнем проводить опыты с водой. А поможет нам в этом наша волшебная гостья – Капитошка.
Приход девочки-капитошки. Капитошка, расскажет нам о волшебных свойствах воды и поможет провести опыты с водой.
- Ну, а теперь, приступим к нашему исследованию.
Опыт №1. «Вода не имеет запаха»
- Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (У воды нет запаха).
Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая.
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт № 2. «Вода бесцветная и прозрачная»
- А сейчас возьмите стаканчики с водой в руки.
- Ваши пальчики видны сквозь воду? (Ответы детей)
- Поднимите стаканчики на уровень ваших глаз, посмотрите сквозь стаканчики друг на друга. Видите друг друга? (да). А теперь опустите в стакан ложку. Что вы заметили? (ложку видно).
- Какой здесь можно сделать вывод? (Ответы детей). Вода - прозрачная.
Вывод: вода – бесцветная и прозрачная.
Опыт № 3. «Вода - жидкость. Вода не имеет формы»
- Возьмите стаканчик с водой и перелейте в другой стаканчик. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет и льется. Почему вода переливается? (ответы детей).
- Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
- А еще, ребята, когда вы перелили воду в другой стакан, какую форму вода приняла? (стакана).
А теперь перелейте воду в те емкости, которые стоят у вас на столах (стакан, блюдце).
Какую форму приобрела вода? Если воду перелить в чайник, кувшин, стакан или в другие сосуды, то как вы думаете, какую форму она приобретет? (ответы детей).
- Совершенно верно, вода приобретет форму тех сосудов, в которую ее нальют. Значит отсюда можно сделать вывод, что вода своей формы не имеет.
Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы.
Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса. Вода - растворитель»
- Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей).
- А теперь давайте положим в воду постороннее вещество. Возьмите ложечки, зачерпните и насыпьте ровно одну ложку. Теперь размешайте и попробуйте на вкус. Есть ли у него, вкус? (Ответы детей).
- Какая вода на вкус? (Сладкая). Значит мы добавили в нее что? (Сахар).
Что же можно сказать о воде? Вода приняла вкус сахара, т.е. растворила сахар. Значит вода может растворять различные вещества.
Вывод: Вода не имеет вкуса, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Вода - растворитель.
- Ребята, совершать открытия - очень ответственное дело, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте выйдем из-за столов и пройдём на ковёр. (Дети встают на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. Пластический этюд “Виноватая тучка”
(звучит песня Д.Тухманова и группы"Непоседы" - "Виноватая Тучка")
Дети танцуют на ковре под слова песни.
А теперь, посмотрите на небо, попрощаемся с тучкой. Давайте глазками проводим тучку - влево, вправо; влево, вправо по всему небосводу. Нашли? Теперь помашем ей рукой, попрощаемся с тучкой.
- Отдохнули, ребята? Готовы к новым открытиям? Тогда продолжим наши опыты.
Дети рассаживаются на свои места.
Опыт № 5. «Способность воды отражать предметы»
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Тазик с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в озере, в луже, в витрине магазина и т.д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Ребята, давайте вспомним, какие свойства воды мы узнали в нашей лаборатории.
- У воды нет запаха и вкуса;
- вода прозрачная;
- у воды нет формы;
- вода может отражать предметы.
Спасибо тебе, Капитошка, за то что раскрыла свои секреты! На прощание Капитошка подарит вам свое изображение. Но вот беда, ребята, прошел дождь и смыл все цвета с наших картинок. Ребята, давайте поможем Капитошке и нарисуем ее портрет.
Дети начинают рисовать, а Капитошка прощается со всеми и уходит.
До свидания, Капитошка, до новых встреч!
Список литературы
1. Бурнышева М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность. Дошкольная педагогика-2011 г.№3, с.24-26.
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М.: Сфера. 2005г.
3. Виноградова Н.Ф. «Рассказы - загадки о природе» М.:Вентана-Граф. 2007г.
4. Рыжова Н. «Игры с водой и песком» « Обруч»,1997 г. №2.