Цель: Формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
- научиться давать характеристику звуку С;
- закреплять правильное произношение звука С;
- закрепить навык звукового анализа и синтеза;
- развивать фонематический слух;
- упражнять детей в соотнесении слов со схемами;
- учить производить звуко-буквенный анализ слова «сады»;
- составлять цветную схему слов;
Оборудование: зеркала, предметные картинки, фишки для составления схем слов, тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, ответьте мне на вопросы:
- Как называется ночная птица? (сова)
- Самая болтливая птица? (сорока)
- Усатая рыба (сом)
- Что мы видим ночью, когда спим? (сон)
- Насекомое, которое напоминает нам вертолёт (стрекоза)
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
- С какого звука начинались наши отгадки? (Со звука С).
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком С.
Дыхательное упражнение «Насос».
Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с.
Дети перед зеркалами произносят звук С, подражая действию насоса (резкое отрывистое произнесение звука вслед за логопедом).
2. Характеристика звука С.
Дети смотрят в зеркала и произносят звук С. Логопед просит обратить внимание на положение губ и языка.
- Губы улыбаются, видны зубы. Кончик языка спрятался за нижние зубы.
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или тёплая? Поднесите руку ко рту и скажите С.
- Что мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С? (Зубы).
- Гласный или согласный звук С? (Согласный).
- Звонкий или глухой этот звук? (Глухой)
- Произнесите звук С сердито (это твёрдый звук).
- Мы с вами будем обозначать звук С синей фишкой.
3. Игра «Поймай звук».
- Приготовьте ваши ладошки. Хлопните, когда услышите звук С.
Т, М, К, С, Н, С….;
ТА, СА, МА, ПА, СО….;
ОГ, ОС, АС, УТ, УС…..
4. Упражнение «Эхо».
Дети повторяют за логопедом слоги с выделением одного из них:
са-са-са
со-со-со
сы-сы-сы
су-су-су
5. Игра с мячом.
- Я бросаю вам звуки, а вы возвращаете мне слог: с,о (со); с, у (су); и т.д.
6. Упражнение «Игра слов».
- Добавьте звук С в начале слова, что получится?
- Клад – склад
- Мешок -……..
- Наряд -……...
- Тройка -…….
- Мех -…….….
7. Упражнение «Доскажи словечко».
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый……………(светлячок).Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я……………….(Свёкла).И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они - морские…………….(свинки).На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его……………(скворец).Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он.
Ты узнал, кто это?...............(Слон)Зимой на ветках яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки.
Ведь это………….(снегири).Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это……………..(сова)Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое?..................(Самолёт)Среди поля голубого -
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это…………….(солнце)Он соло пел среди ветвей,
Его назвали……………(соловей)Верещунья, белобока,
И зовут её………………(сорока).
- С какого звука начинались все наши отгадки?
- Со звука С.
8. Физкультминутка «Сугробы».
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
9. Определение позиции звука С в словах: сом, мост, волос, сад, доска, кусок, песок.
10. Звуко-буквенный анализ слова "сады".
- Сколько звуков в слове сады? (4)
- Какой первый звук? (С)
- Какой он? (согл., тверд., глухой)
- Какую фишку возьмём? (синюю)
- Какой второй звук? (А)
- Что мы о нём знаем? (Он гласный)
- Возьмите нужную фишку. (Красную)
- Какой третий звук мы с вами слышим? Что мы о нём знаем? (Д) (согл., твёрд., зв.)
- Какую фишку возьмём? (синюю)
- Какой звук стоит последним? (Ы)
- Что мы о нём знаем? (Он гласный)
- Возьмите нужную фишку. (Красную)
- Прочитаем, что мы составили.
- Где стоит звук С в слове сады? (В начале слова)
- Сколько гласных в слове сады? (2)
11. Заучивание скороговорки.
Сидел воробей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если бы он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
12. Знакомство с буквой С.
- На что похожа буква С?
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Шёл конь, подковами звеня.
Как буква С следы коня.
13. Печатание буквы С в тетрадях.
III. Итог занятия.