Исполнители проекта:
Боровская Саша
Ильяшенко Софья
Сниткин Платон
Сынебогова Катя
Шкарбут Лиза,
3-й класс
Научный руководитель:
Фролова Светлана Владимировна
1. Аннотация
Исследование выполнено группой учащихся, 3 БГ, ГБОУ Школа № 45 им. Л.И.Мильграма, г.Москва. В данной работе авторы, исследуя собственный опыт, и, используя результаты анкетирования учеников своей школы, подтверждает гипотезу о том, что плесень появляется на продуктах, когда они долго находятся без проветривания. В ходе изучения темы установлены как положительные, так и отрицательные качества плесени, определена цель для будущего исследования.
В работе, также, даны рекомендации для детей, которые часто приносят завтраки в школу.
2. Введение
Актуальность темы
Однажды с нашей одноклассницей произошла история. Уехав на дачу на несколько дней, они с мамой не убрали закрытую кастрюлю с макаронами в холодильник. Приехав в Москву, обнаружили, что в кастрюле, кроме макарон появилась плесень.
Как появилась плесень в закрытой кастрюле? С этим вопросом она обратилась к нашему учителю. Учитель предложил в этом разобраться всем вместе.
Каждый из нас, наверняка, сталкивался с этим удивительным явлением природы, но не каждый задумывался, что это такое, как появляется плесень и какие последствия для человека и человечества в целом влечёт.
Отсюда, тема нашего исследования: «Плесень - друг или враг?»
Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом свете. Ведь плесень можно встретить не только на Земле, но и в космосе. Даже на Марсе есть плесень. Зададимся простым, на первый взгляд, вопросом, что такое плесень? Каждый ее видел хотя бы раз и брезгливо отворачивался, но опасна она для человека, полезна ли, и откуда появляется, почему плесень частенько сопровождает нашу жизнь - все эти, откуда и почему, остаются часто без ответа из-за отсутствия полной и понятной информации. И, как следствие этого, широко бытует мнение, что плесень вредна. Мы решили разобраться в этом вопросе.
Цель исследовательской работы
Выяснить, что влияет на появление плесени?
Задачи
1. Определить, является ли плесень живым организмом.
2. Выяснить, к какому «царству» природы относится плесень.
3. Изучить строение плесени.
4. Изучить условия появления, развития плесени.
5. Сформулировать выводы по результатам работы.
Гипотеза. Мы предполагаем, что плесень появляется на продуктах, когда они долго находятся без проветривания.
3. Обзор литературы
1.1. Плесень – одно из пяти царств живой природы
Это микроскопические грибы и они есть в составе любой экосистемы. Распространена плесень повсеместно: в почве, в воздухе, в воде, на поверхности и внутри растений и животных, в жилищах людей.
Грибы – это самое удивительное царство природы, ведь они сочетают в себе признаки и растений, и животных*. Науке известно более ста тысяч грибов, однако предполагается, что их реальное число 250-300 тысяч видов.
_______________
* Информационный портал ПостНаука: Плесень: причины появления и применение в медицине. https://postnauka.ru/faq/72133
Считается, что именно грибной мицелий мог стать прообразом кровеносной и нервной системы живых организмов.
Плесень весьма разнообразна. Она распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Попадая в подходящую среду, плесень начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, они образуют пушистый клубок нитей – мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью.
Идеальными условиями для появления и развития плесени считаются температура +20 °С и относительная влажность воздуха выше 95%.
Плохо проветриваемое помещение, грязь в нем – все это поддерживает рост грибков. В таких условиях плесень активно размножается практически на всех материалах и покрытиях. Благотворные условия для развития плесени образуются также в цветочных горшках. Микроспоры могут подниматься по вентиляции из сырых подвалов. Плесень наиболее активно распространяется осенью, это связано с разложением растительности. При понижении температуры, плесень «замирает», не живет активной жизнью. При повышении температуры она снова начинает образовывать споры и размножаться.
1.2. Какая бывает плесень
Виды плесени, как и ее расцветка, очень разнообразны. Выделим несколько основных видов плесени, встречающихся у нас.
- Грибок плесневелый. Это пятна серого цвета, встречаются на деревянных и бетонных поверхностях, очень быстро разрастается на больших площадях.
- Грибок гниения. Белая плесень, которая образуется на дереве, почве, продуктах питания. Некоторые виды белой плесени достаточно безвредны, их применяют для приготовления сыров. Но ту плесень, которую мы встречаем в своей квартире, надо уничтожать.
- Грибок синевы. Эта плесень заражает деревянные перекрытия, селится внутри бревна или доски и ее проблематично сразу обнаружить.
- Черная плесень – самая вредная и опасная для людей. Она живет в ванных комнатах или на кухне, достаточно живуча, быстро захватывает и заражает все большие и большие площади.
- Дрожжевая плесень. Эту плесень можно встретить на кухне. Селится она на продуктах питания. Занести в дом ее можно вместе с зараженным хлебом и молоком.
Это основные виды плесени, которые можно встретить у себя дома.
1.3. Вредные свойства плесени
Опасные свойства плесени известны уже очень давно. В VI веке до н.э. воины использовали древний вид биологического оружия – спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов**. Это вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Необъяснимая причина смерти людей, вскрывавших гробницу фараонов в Египте – это присутствие в гробницах желтой плесени, выделяющей смертельно опасное вещество.
_______________
** Информационный портал Инфоурок: Плесень. https://infourok.ru/statya-na-temu-plesen-3464187.html
Плесень вызывает различные заболевания, начиная аллергией и заканчивая тяжелой формой пневмонии и цирроза печени, а также онкологическими заболеваниями. Влиянию плесени наиболее подвержены люди, страдающие астмой, аллергики, с пониженным иммунитетом, а также те, кто по роду своей деятельности, часто сталкивается с плесенью – например, фермеры.
Плесень разрушает дома. В старину избу, зараженную белым домовым грибом, сжигали, чтобы не пострадали соседние дома. И сейчас она разрушает любую поверхность в доме, поселившись на ней.
Плесень на продуктах образуется в каждом доме. Испорченные продукты мы выбрасываем. Это наносит материальный вред нашему благосостоянию.
1.4. Полезные свойства плесени
Но у плесени есть и полезные свойства. Грибы – важный элемент экологической цепочки. Если бы в природе не было грибов, то вся поверхность нашей планеты оказалась бы покрытой остатками растений. Грибы являются главными разрушителями растительных остатков.
В 1928 году Александр Флемминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени. Эта плесень способна убивать бактерии, но абсолютно безвредна для человека. Именно это послужило началом открытия одного из самых важных средств современной медицины – пенициллина. С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например, от мигрени, для лечения болезни Паркинсона.
Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Некоторые благородные сорта сыра, такие как бри, камамбер обязаны своим особенным вкусом плесени. То же самое можно сказать о салями, пиве и вине.
В Португалии ученые выделили пять сотен видов плесени, способных поглощать трудноперерабатываемые отходы. При переработке они выделяют вещества, которые в дальнейшем используются в фармакологии.
Интересные факты
Изучая найденную информацию, мы узнала много интересных фактов о плесени.
Плесень – особенный живой организм, который имеет сходство и с растительным, и с животным миром. Японские исследователи считают, что у плесени есть зачатки интеллекта.
Плесень самый древний житель, который появился на планете. Она на 200 миллионов лет старше человека.
На Кавказе есть пещера, где живет флуоресцентная плесень. Свечение настолько сильно, что можно различать лица людей, которые находятся на расстоянии полуметра.
Плесень совсем не боится радиации. Она усиленно распространяется там, где радиационный фон повышен.
Споры плесени летали в космосе на обшивке космического корабля. В безвоздушном пространстве она не только выжила, но и обзавелась сильным иммунитетом и приобрела более агрессивную форму.
4. Материалы и методы
Для проверки нашей гипотезы мы использовала собственный опыт, а также обратилась к опыту учеников нашей школы. Собственный опыт мы анализировала через наблюдение за продуктами, помещёнными в определённые условия, изучали специальную литературу. А опыт наших одноклассников (и учеников соседних классов) – с помощью анкетного опроса, где спрашивали о природе плесени, причинах ее появления.
5. Результаты
5.1. Результаты анализа собственного опыта
Узнав про историю с макаронами, мы заинтересовались вопросом, откуда же взяла плесень в закрытой кастрюле? У каждого из нас было своё предположение: от самых простых до фантастических. Не сошлись наши мнения и в том, кем является плесень: животным, растением, бактерией, у каждого из нас были аргументы и «за», и «против». Сошлись наши мнения только в одном, что плесень является живым организмом, сопровождает человека на протяжении всей его жизни и крайне негативно влияет на жизнь человека.
Для определения одного из главного условия появления плесени мы провели эксперимент, где предположили, что плохой воздухообмен – одна из причин появления грибка. Через несколько дней мы убедились в правоте своей гипотезы. Плесень появилась на кусочке хлеба, который был помещен в пищевую плёнку.
Для того, чтобы сравнить свой собственный опыт с опытом других ребят, мы провела анкетирование среди учеников нашей школы.
5.2. Результаты анкетирования
Всего опрошено 95 учеников школы №45 со 2 по 3 класс.
Были получены следующие результаты:
1. Видел ли ты когда-нибудь плесень?
да |
нет |
Не знаю |
91 |
3 |
1 |
2. Плохая вентиляция - одно из условий размножения плесени.
да |
нет |
Не знаю |
17 |
68 |
10 |
3. Плесень является грибом.
да |
нет |
Не знаю |
6 |
68 |
21 |
4. Можно есть продукты, на которых случайно образовалась плесень.
да |
нет |
Не знаю |
6 |
68 |
21 |
5. Плесень можно использовать при изготовлении лекарств.
да |
нет |
Не знаю |
54 |
32 |
9 |
6. Плесень приносит только вред человеку.
да |
нет |
Не знаю |
90 |
3 |
2 |
6. Анализ полученных результатов
Большинство учеников нашей школы считают, что плохая вентиляция не является условием размножения плесени. Лишь 17 учеников из 95 полагают, что это так.
Только небольшая часть детей считают, что плесень является грибом. Большая часть отрицают этот факт.
68 учеников из 95 не стали бы есть продукты, на которых случайно образовалась плесень. 21 ученик сомневается употреблять такие продукты. 6 учеников отважились бы это сделать.
С тем фактом, что из плесени можно изготовить плесень согласны 54 человек, это большая часть опрошенных. 32 человека категорически отрицают этот факт. Почти десятая часть не готова ответить на этот вопрос.
Почти единодушно ученики посчитали, что плесень приносит вред человеку, а значит является врагом человека.
В целом результаты анкетирования показали, что наши ровесники не так много знают о плесени, часть этих знаний является ошибочным, как мы поняли позже, изучив специальную литературу о плесени. Мнение о плесени крайне негативное.
7. Выводы
Наше исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что одно из условий появления плесени - это плохой воздухообмен.
В ходе работы мы выяснили, что ученики нашей Школы знают о плесени не так много. И это мнение в большей степени негативное.
Благодаря изучению специальной литературы мы выяснили, что плесень – живой организм, относится к классу грибы (по способу питания и внешнему виду).
Изучая вопрос о пользе и вреде, мы пришли к выводу, что однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Плесень является как другом, так и врагом человека.
Наблюдая за одноклассниками, мы заметили, что некоторые ребята приносят завтраки в разных контейнерах. У нас появился новый вопрос для будущего исследования «КАКОЙ КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ЕДЫ ЛУЧШЕ: бумага или плёнка?»
Поэтому завершить наше исследование мы бы хотели составлением списка рекомендаций, при соблюдении которых, можно уменьшить негативное влияние на здоровье человека, а также предотвратить появление гриба.
Памятка:
- Не хранить долго продукты в непроветриваемой закрытой посуде, особенно, если продукты обернуты плёнкой.
- Ежедневно вечером проверять контейнер для завтрака.
- Мыть контейнер, чтобы не оставались остатки пищи.
- Чаще проветривать комнаты, так как споры плесени находятся в воздухе.
- Не закупать продукты впрок.
- По возможности, хранить продукты при низкой температуре.
- Не допускать в доме повышенной влажности.
- Просушивать влажную одежду и обувь, прежде чем убрать ее.
8. Благодарности
Мы благодарим за помощь и поддержку в написании работы моего научного и классного руководителя Фролову Светлану Владимировну. Она помогла провести анкетный опрос среди учеников нашей школы, подготовить презентацию результатов моей работы не только для моих одноклассников, но и учеников других классов нашей школы, подготовить описание.
Также я очень благодарна всем ребятам, которые поучаствовали в нашем исследовании (ответили на вопросы анкеты).
Благодарим учителя биологии нашей Гимназии Софью Петровну Доброшевскую. Именно она помогла правильно провести эксперимент.
9. Список используемой литературы
2. Документальный фильм «Плесень» http://www.youtube.com/watch?v=1lgAzVOEnUM
3. Под редакцией Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей "Аванта плюс". Биология, том 2, Москва, «Аванта +», 1998 г.
4. Журнал «Здоровье» №2 / февраль 2011 – Плесень: опасный сосед.
5. Баранникова Д.А. ПЛЕСЕНЬ И ЧЕЛОВЕК // Старт в науке. – 2017. – № 43. – С. 384-386; URL: http://science-start.ru/ru/article/view?id=782.
6. Информационный портал «ВашДом.ru»: Что такое плесень и как с ней бороться? http://www.vashdom.ru/articles/bio_plesen1.htm
7. Информационный портал InFlora.ru: Вездесущая плесень, вред плесени, средства борьбы с плесенью. https://www.inflora.ru/diet/diet234.html
8. Информационный портал I-FACT.ru: Интересные факты о плесени. https://i-fakt.ru/interesnye-fakty-o-pleseni/
9. Информационный портал ПостНаука: Плесень: причины появление и применение в медицине. https://postnauka.ru/faq/72133
Приложение
Анкета
Дорогой друг, предлагаю тебе принять участие в исследовании «Плесень –друг или враг?». Ответь, пожалуйста, честно на предложенные вопросы. В каждом из вопросов выбери ТОЛЬКО ОДИН ответ.
1. Видел ли ты плесень?
да | нет |
Не знаю |
|
|
|
2. Плохая вентиляция - одно из условий размножения плесени.
да | нет |
Не знаю |
|
|
|
3. Плесень является грибом.
да | нет |
Не знаю |
|
|
|
4. Можно есть продукты, на которых случайно образовалась плесень.
да | нет |
Не знаю |
|
|
|
5. Плесень можно использовать при изготовлении лекарств.
да | нет |
Не знаю |
|
|
|
6. Плесень приносит только вред человеку.
да | нет |
Не знаю |
|
|
|