Работа со словарями (УМК "Перспективная начальная школа")

Разделы: Общепедагогические технологии


Презентация (Слайд №1)

Своё выступление, я бы хотела начать со слов А. Франца «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». (Слайд №2)

Развитие универсальных учебных действий – одно из требований ФГОС, и связано оно с саморазвитием ребёнка, его исследовательских поисковых умений. Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Идея использования словарей как одних из важных вспомогательных средств борьбы за грамотность учащихся для методики не является новой.

Хотелось бы вспомнить слова Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Поэтому следует не только разрешать, но и всячески поощрять пользование учащимися словарями  во всех случаях письма, на любых уроках, кроме, разумеется, контрольных работ по русскому языку.

На мой взгляд, замечательная идея УМК “Перспективная начальная школа” - это система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.  Такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе.

На уроках Походы в словари по программе ПНШ включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя выполнить упражнения (только во 2 классе обращение в словари на уроке русского языка 153 раза, а дальше – больше). Ещё первый навык, формирующийся у детей благодаря УМК – работа со словарями во 2-ом классе – 5 словарей, в 3-4 классах – 7 словарей.

На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа. (Слайд №3)

Пять словарей:

1) орфографический (словарь «Пиши правильно»);
2) толковый;
3) этимологический («Словарь происхождения слов”);
4) орфоэпический («Произноси правильно»);
5) обратный словарь

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” формирует (Слайд №4)

Познавательные УУД

Информационные:

  • формирование умения поиска информации в словаре;
  • обучение работе с информацией, представленной в табличной форме;
  • анализ и интерпретация информации;
  • оценка получаемой информации.

Логические:

  • подведение под понятие (например, правило правописания парных согласных);
  • установление причинно-следственных связей  (установить связь между родом существительного  с основой на шипящий и его правописанием);
  • формирование умения осуществлять сравнение.

Общеучебные:

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • самоконтроль процесса и результатов деятельности.

(Слайд № 5)

Коммуникативные УУД: коммуникация как взаимодействие - учет позиции собеседника.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные

  • Воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.

Условные обозначения (Слайд № 6)

  • В каждом учебнике имеются свои условные обозначения, в том числе и условные обозначения словарей.

(Слайд № 7)

«Толковый словарь» помогает объяснить лексическое значения трудных слов и используется для того, чтобы школьник выяснил значение неизвестных  ему слов, встретившихся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”.  В некоторых текстах,  упражнениях перед чтением или выполнением стоит обозначение в виде буквы «Т». Ученики хорошо знают, что необходимо сначала выполнить Поход в «Толковый словарь», выяснить или уточнить толкование незнакомого слова, а после выполнять работу.

(Слайд № 7, 8, 9, 10)

Этот словарь позволяет работать и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами; а также, чтобы учился правильно читать словарную статью.

(Слайд №11)

Этимологический словарь объясняет слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Рассматривание этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

(Слайд №12)

Например:

Найди в словаре происхождение слова басня. Правда ли, что слова басня и байка – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами басня и байка.

Многие словарные слова в этимологическом словаре объясняют своим происхождением непроверяемое написание, например: сирень, снегирь и т.д.

(Слайд № 13)

Постоянное использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
(Слайд № 14)

Например:

Поставь ударение: Телефон звонит. В магазине много тортов. Проверь по словарю.

(Слайд № 15)

Работа с обратным словарём  на уроках русского языка является  необычной. В нём расположение слов подчиняется алфавитному принципу, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Как же мы используем “Обратный словарь” на уроках русского языка?

(Слайд № 16)

Например, освоение орфограммы парные звонкие – глухие согласные на конце и в середине слова. Пример задания. Открой обратный словарь на букву – А. Найди слова, оканчивающиеся на -дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку.

Точно также можно работать и со словами, оканчивающимися на В и Ф, Г и К и т. д. (“Русский язык”, часть 1, стр. 133–136; 163).

На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания:

(Слайд № 17)

Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Открой словарь на букву -Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой – Ц. Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на – Щ? В этих словах оно также безударное?

А теперь открой словарь на -О. Найди в конце списка слова с основой на -Ц и -Ч. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным?

Закончи формулировку правила:

В существительных с основой на шипящий или -Ц пишем в начальной форме окончание -Е, если это (ударное? безударное?) окончание.
Для примера также приведу тему «Удвоение согласного на стыке частей слова».

(Слайд № 18)

3 класс
Тема: «Удвоение согласного на стыке частей слова». с.129, упр. 122.

Открой словарь на . Найди слова на -ник.

Рябинник,  малинник, осинник,

На какую букву оканчивается корень всех этих слов? А на какую букву начинается суффикс? Сделай вывод.

с.131, упр. 125; с.133, упр. 128, 129

Лимонный сонный пенный ценный оконный

(Слайд № 19)

3 класс, с.35, упр. 27

Тема: «Непроизносимые согласные»

Открой словарь на . Найди слова на -стный и на -сный. Покажи, как и от каких существительных образованы эти слова. Что общего и чем различаются слова? Сделай вывод.

На основе материала «Словаря» можно создать серию разнообразных упражнений, которые формируют навыки правописания: (Слайд № 20)

В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников. При изучении темы «Устойчивые выражения», даю ученикам научное определение как «Фразеологизмы». Именно поэтому криптограмма данного словаря обозначается буквой «Ф». Также ребята могут встретить формулировку «Крылатые выражения» или «Почему мы так говорим?». И здесь проводится работа по происхождению устойчивых выражений – из профессий, литературных  произведений, народных примет и т.д. Закрепляется понятие «прямое и переносное значение». Чтобы эта работа была для детей интересной и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ.

(Слайд № 21,22)

Так, в форме групповой работы, ребята создают словарики по разделам на темы: «Нос» («Не вешай нос, «Задирать нос, «Водить за нос», «Клевать носом», «Зарубить на носу», «С гулькин нос»), «Руки» («Горит в руках», «Под горячую руку», «Умывать руки», «Опускать руки», «Отбиться от рук»), «Голова» («Сломать голову», «С больной головы на здоровую» и т.д.), «Глаз» («Не в бровь, а в глаз», «Во все глаза», «Краем глаза») и т.д. Также, в рамках внеурочной деятельности по «Занимательной грамматике», ребята создают рисунки на различные фразеологизмы, отгадывают, какое устойчивое выражение изображено.

(Слайд № 23)

Интересная работа по составлению фразеологизмов-синонимов и антонимов. Например: «С гулькин нос- Кот наплакал», «Золотая голова – Пустая голова», «Краем глаза – В оба глаза».

(Слайд № 24)

Использование орфографического словаря известно многим. Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях на печатной основе, а потом эти слова появляются в словаре.

Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.

(Слайд № 25)

Например: Выпиши из словаря столбиком все слова на букву М. Укажи их склонение. Рядом с каждым словом запиши форму Т. п. ед.ч. Объясни, почему у 3-го слова в этой форме такое окончание. У какого слова нет окончания?

При работе с орфографическим словарем использую разные виды работ:
(Слайд № 26)

Обращение к этимологии слова

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

  • Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.
  • Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.
  • Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).
  • Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.
  • Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

(Слайд № 27)

В 4 классе добавляется словообразовательный словарь, который помогает учащимся в образовании различных частей речи, в образовании сложных слов, в разборе слов по составу.

Проверка написанных слов и непроверяемой орфограммы проводится с показом слайдов (самопроверка).

(Слайд № 28)

Игра-диктант «Отгадай слово»

1. Ручная кладь (багаж)
2. Воздушные потоки (ветер)
3. Проезжая часть (шоссе, дорога)
4. Дерево с белым стволом (берёза)
5. Место для продажи лекарств (аптека)
6. Вид городского транспорта, работающий от электроэнергии (трамвай, троллейбус)
7. Человек, который управляет школой (директор)
8. Столица РФ (Москва)
9. Название нашего государства (Россия) и т.д.

(Слайд № 29)

Составить рассказ, в котором все данные слова объединены общим смыслом:

Россия, Кремль, Красная площадь, правительство, президент, столица, метро.

В самом центре России находится город Москва. В этом городе есть очень красивый Кремль и Красная площадь. В столице находится правительство, его возглавляет президент. В Москве проложено метро.

(Слайд № 30)

Выборочный диктант

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной:

По шоссе едет автомобиль.
Ребята развели у реки костёр.
Дежурный следит за порядком в классе.
В субботу наш класс идёт на экскурсию в городскую библиотеку.
На полянке остро пахло земляникой.
В ванной комнате новая душевая кабина.
К перрону подошёл пассажирский поезд.
На второй этаж дома вела крутая лестница.

(Слайд № 31)

Диктант с использованием загадок, творческий диктант.

1. По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет (ветер).
2. Он и летом, и зимой – между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – он всё будет впереди (горизонт).
3. Состояние атмосферы в данном месте в данное время (погода).
4. Сторона горизонта, в направлении которой муравьи строят свой дом (юг)
5. Сторона, противоположная предыдущей (север).
6. Сторона горизонта, где восходит солнце (восток).
7. Сторона горизонта, где заходит солнце (запад).
8. Яркое освещение горизонта после захода солнца или перед восходом (заря).

(Слайд № 32)

Диктант-игра «Цепочка»

Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Рекомендую использовать на этапе закрепления.

Быстро - одежда-автобус-суббота-алфавит-тетрадь-деревня-яблоко-огород-дежурный-йогурт-товарищ

Аккуратно - облако-огурец-цирк-класс-сорока-адрес-скоро-овощи-инженер-ребята.

(Слайд № 33)

«Найди потерявшиеся гласные»

  • МГЗН (магазин), БЛКН (балкон), БГЖ (багаж),
  • ГРЧЙ (горячий), ДРЖР (дирижёр), РССТН(расстояние), ПССЖР (пассажир)
  • ЖЛТЙ (жёлтый), ЗМЛНК(земляника),СКССТВ (искусство), КПТН (капитан), ЛСТНЦ (лестница) – др.

(Слайд № 34)

«РАСШИФРУЙ СЛОВА»:

  • МОСКОС (космос)
  • ДЕСЕБА (беседа)
  • ТЕБИЛ (билет)         
  • ЛЮТАС (салют)
    РИГОНТЗО (горизонт)
  • ДАТЛОС (солдат)
  • ЗИПРЕТЕНД (президент)

Механическое запоминание словарных слов не способствуют их качественному правописанию.  На примере работы с различными словарями можно проследить основной прием: создание ситуации новизны.

Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа», у обучающихся формируется понимание, а не заучивание того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их грамматический и коммуникативный смысл.

Необходимо включать в уроки игровые задания со словарными словами, чтобы не пропадал интерес к их изучению.

(Слайд № 35)

Разнообразные виды словарей помогают не только закрепить написание словарных слов, но и развивают память, логику, творческое мышление, расширяют и обогащают словарный запас ребёнка.

(Слайд №36)

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС.