Класс: 8 класс.
Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.
Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.
Метапредметные:
- Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
- Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
- Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Организация беседы по вопросам:
- что такое почва?
- что такое плодородие почвы?
- какие типы почв представлены на территории России?
- как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?
И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.
3. Изучение нового материала.
Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.
Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?
Обучающиеся: тип почв.
- 1 группа - 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
- 2 группа - 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) - подзолистые почвы
- 3 группа - 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
- 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д. (Тула) - серая лесная почва
- 5 группа – 46˚с.ш. 44˚в.д. (Элиста) - каштановая почва
- 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д. (Яшкуль) - бурая полупустынная почва
Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.
Тип почвы | Климатические условия почвообразования и особенности внутренних вод |
Краткая характеристика растительности |
Распространение (природная зона и не менее двух субъектов РФ, где она распространена) |
Плодородие |
Особенности хозяйственного использования |
Тундровая глеевая |
|||||
Подзолистая |
|||||
Дерновопод-золистая |
|||||
Серая лесная |
|||||
Черноземная |
|||||
Каштановая |
|||||
Бурая полупустынная |
Проверка заполнения таблицы в ходе работы групп, помощь и корректировка при необходимости.
Обмен заполненными таблицами между группами.
Задание
Составьте кластер (схему), показывающий влияние природных почвообразующих факторов, влияющих на плодородие почвы и её использование человеком по образцу.
4. Закрепление материала.
Организация беседы.
- Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются?
- Приведите не менее трёх суждений.
Размещение почв закономерно связано с распределением ведущих факторов почвообразования — растительности и климатических условий (температура, количество осадков, испаряемость). Поскольку в пространственном распределении этих факторов существует определенная закономерность, то такая же закономерность существует и в территориальном размещении почв.
Смена почв вызвана закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, сменой форм рельефа и материнских пород.
При этом горизонтальная зональность распространения почв проявляется на обширных горизонтальных поверхностях, т.е. в условиях равнинного общего рельефа, а вертикальная — на горных склонах в условиях горного рельефа.
5. Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"
На листе бумаги формата А4 рисуется мишень, которая делится на пять секторов. Каждой группе выдается своя мишень.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия (ручкой, карандашом) пять раз (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "1" на мишени, если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "5" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
6. Задание на самоподготовку.
- Базовый: §23 прочитать,
- Повышенный: вопрос 3, 4 с. 124 в учебнике.