Закономерности распространения почв. 8-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (600 кБ)


Класс: 8 класс.

Цели урока: Определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Анализировать почвенную карту по следующим вопросам: какие зональные типы почв распространены на территории России; в каком направлении они сменяют друг друга; как называется выявленная закономерность; какая часть России — западная или восточная — имеет большее разнообразие типов почвенного покрова и с какими причинами это связано.

Выявлять основные особенности главных типов почв на основании беседы или работы с текстом учебника; систематизировать изученный материал в виде таблицы, кластера, выявлять закономерности распространения.

Метапредметные:

  • Познавательные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, анализировать, сравнивать и обобщать факты, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, создавать, преобразовывать информацию из одного вида в другой , производить поиск информации.
  • Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Коммуникативные: организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми, имеющими иную позицию.
  • Личностные: способствовать развитию познавательного интереса, прививать любовь к природе.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Организация беседы по вопросам:

  • что такое почва?
  • что такое плодородие почвы?
  • какие типы почв представлены на территории России?
  • как вы думаете, существует ли какая-то закономерность в их размещении?

И сегодня наша цель определить типы почв на различных территориях нашей страны, выяснить закономерности их распространения.

3. Изучение нового материала.

Разделение класса на 6 групп осуществляется на предыдущем уроке и обучающиеся уже сидят по группам.

Каждой группе выдаются координаты точки. Они определяют, что это за точка (город). Преподаватель спрашивает: что ещё мы должны определить для этой точки исходя из темы нашего занятия?

Обучающиеся: тип почв.

  • 1 группа - 68˚с.ш. 64˚в.д. (Воркута) – тундрово-глеевые почвы
  • 2 группа - 58˚с.ш. 102˚в.д. (Усть-Илимск) - подзолистые почвы
  • 3 группа - 58˚с.ш. 36˚в.д. (Тверь) – дерново-подзолистые почвы
  • 4 группа – 54˚с.ш. 37˚в.д.   (Тула) - серая лесная почва
  • 5 группа –  46˚с.ш. 44˚в.д.  (Элиста) - каштановая  почва
  • 6 группа – 46˚с.ш. 45˚в.д.   (Яшкуль) - бурая полупустынная почва

Организация работы групп с картами атласа, заполнение таблицы по образцу.

Раздаточный материал.

Тип почвы

Климатические условия почвообразования и особенности внутренних вод

Краткая характеристика растительности

Распространение (природная зона и не менее двух субъектов РФ, где она распространена)

Плодородие

Особенности  хозяйственного использования

Тундровая глеевая

Подзолистая

Дерновопод-золистая

Серая лесная

Черноземная

Каштановая

Бурая полупустынная

Проверка заполнения таблицы в ходе работы групп, помощь и корректировка при необходимости.

Обмен заполненными таблицами между группами.

Задание

Составьте кластер (схему), показывающий влияние природных почвообразующих факторов, влияющих на плодородие почвы и её использование человеком по образцу.

4. Закрепление материала.

Организация беседы.

  • Объясните, почему при движении с севера на юг нашей страны почвы изменяются?
  • Приведите не менее трёх суждений.

Размещение почв закономерно связано с распределением ведущих факторов почвообразования — растительности и климатических условий (температура, количество осадков, испаряемость). Поскольку в пространственном распределении этих факторов существует определенная закономерность, то такая же закономерность существует и в территориальном размещении почв.

Смена почв вызвана закономерным изменением климата и растительности в этом же направлении, сменой форм рельефа и материнских пород.

При этом горизонтальная зональность распространения почв проявляется на обширных горизонтальных поверхностях, т.е. в условиях равнинного общего рельефа, а вертикальная — на горных склонах в условиях горного рельефа.

5. Рефлексия.

ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"

На листе бумаги формата А4 рисуется мишень, которая делится на пять секторов. Каждой группе выдается своя мишень.

В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия (ручкой, карандашом) пять раз  (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "1" на мишени, если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "5" мишени.

После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.

6. Задание на самоподготовку.

  • Базовый: §23 прочитать,
  • Повышенный: вопрос 3, 4 с. 124 в учебнике.