Педагогический проект "Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредством современных образовательных технологий"

Разделы: Работа с дошкольниками


Краткая аннотация проекта

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

В авторском проекте представлен системный подход к организации профориентационной работы с дошкольниками. Проект рассчитан на 4 года. Разработано перспективное планирование по теме. Отобран материал для работы с родителями воспитанников. Разработаны игры с применением современных образовательных технологий.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Обновление содержания дошкольного образования в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала ребенка. Гуманистическая парадигма актуализирует интерес к детской личности, что обеспечивается использованием личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.

В 2014 году в Челябинской области разработан и запущен образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии +Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: 

  • Т - требования времени; 
  • Е – единство целей и задач; 
  • М – мотивация и стимулирование; 
  • П – пути решения и приоритеты деятельности.

Реализуя данный проект в дошкольных учреждениях, особое внимание обращается на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». А ведь дети уже с младшего дошкольного возраста могут понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом. К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

  • Обеспечить преемственность в профориентационной работе между детским садом и школой для дальнейшей реализации регионального образовательного проекта ТЕМП.

Задачи проекта:

  • Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольника о профессиях
  • Создание условий для осуществления профориентационной работы с дошкольниками
  • Формирование различных знаний о мире профессий, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности
  • Способствование переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ожидаемые результаты работы:

  • Сформированность у детей обобщенного представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • активизация познавательной деятельности дошкольников, повышение интереса к профессиям взрослых;
  • развитие чувства уважения к людям разных профессий;
  • развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе ДОУ.
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности
  • разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико-ориентированный.
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По характеру контактов: внутригрупповой во взаимодействии с семьей и социумом
  • По количеству участников: фронтальный.

Презентация проекта.

Презентация к проекту.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое:

  1. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 207 с.
  2. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
  3. Гризик Т.И.. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  4. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М.Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
  5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие.; Под ред. М.Б. Ивановой. – Балашов: изд. Николаев, 2004. – 47 с.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.-метод. Пособие. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
  7. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [Т.И. Гризик, И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
  8. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова Т.И., Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
  9. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  10. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.b17.ru/article/profeccionalnaya_orientaziya_doshkolniko/
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/07/rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-proforientatsiya
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-po-ranney-proforientatsii
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chtenie-literatury-kak
  6. http://rutube.ru/video/fbcb18ab22201b957e3d27d6e64c1837/
  7. https://urok.1sept.ru/articles/501160/
  8. http://dohcolonoc.ru/cons/3585-iz-opyta-raboty-detskogo-sada-po-organizatsii-proforientatsii-i-oznakomleniya-doshkolnikov-s-zheleznodorozhnym-transportom.html
  9. http://www.moi-detsad.ru/konsultac125.htm
  10. http://ndou82.narod.ru/prof.htm

Материально-техническое:

  1. Аудиотека «Песни о профессиях».
  2. Мультимедийное обеспечение: презентации, видеофильмы, мультфильмы.
  3. Картотека стихов и загадок о профессиях.
  4. Диагностико-дидактическое:
  5. Обучающие карточки «Профессии».
  6. Д/и «Узнай профессию».
  7. Лото в картинках «Семья и профессии».
  8. Д/и «Кому что нужно?».

Планирование проектной деятельности

№ этапа

Содержание

Сроки реализации

I

Подготовительный: Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях»

Психологические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях.

Периодизация возрастного развития человека Е.А. Климова

Современные образовательные технологии

Сентябрь-октябрь 2014 года

II

Практический: Реализация проектной деятельности

Модуль «Знакомство с профессиями детского сада»

2014-2015 учебный год

Модуль «Кем работают родители?»

2015-2016 учебный год

Модуль «Знакомство с профессиями родного села»

2016-2017 учебный год

Модуль «Знакомство с современными профессиями Уральского региона»

2017-2018 учебный год

III

 

Заключительный

Промежуточный итог реализации проекта

Корректировка развития проектной деятельности

Сентябрь 2016 года

Общий итог реализации проекта

Определение перспектив проектной деятельности

Апрель–май 2018 года

Продолжение описания проекта