Краткая аннотация проекта
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
В авторском проекте представлен системный подход к организации профориентационной работы с дошкольниками. Проект рассчитан на 4 года. Разработано перспективное планирование по теме. Отобран материал для работы с родителями воспитанников. Разработаны игры с применением современных образовательных технологий.
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Обновление содержания дошкольного образования в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала ребенка. Гуманистическая парадигма актуализирует интерес к детской личности, что обеспечивается использованием личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.
В 2014 году в Челябинской области разработан и запущен образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии +Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока:
- Т - требования времени;
- Е – единство целей и задач;
- М – мотивация и стимулирование;
- П – пути решения и приоритеты деятельности.
Реализуя данный проект в дошкольных учреждениях, особое внимание обращается на раннюю профориентацию дошкольников.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». А ведь дети уже с младшего дошкольного возраста могут понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом. К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
- Обеспечить преемственность в профориентационной работе между детским садом и школой для дальнейшей реализации регионального образовательного проекта ТЕМП.
Задачи проекта:
- Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольника о профессиях
- Создание условий для осуществления профориентационной работы с дошкольниками
- Формирование различных знаний о мире профессий, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности
- Способствование переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Ожидаемые результаты работы:
- Сформированность у детей обобщенного представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- активизация познавательной деятельности дошкольников, повышение интереса к профессиям взрослых;
- развитие чувства уважения к людям разных профессий;
- развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе ДОУ.
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности
- разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий
Тип проекта:
- По доминирующему методу: практико-ориентированный.
- По продолжительности: долгосрочный
- По характеру контактов: внутригрупповой во взаимодействии с семьей и социумом
- По количеству участников: фронтальный.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методическое:
- Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 207 с.
- Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
- Гризик Т.И.. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
- Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М.Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие.; Под ред. М.Б. Ивановой. – Балашов: изд. Николаев, 2004. – 47 с.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.-метод. Пособие. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
- Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [Т.И. Гризик, И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
- Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова Т.И., Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
- Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
Интернет-ресурсы
- http://www.b17.ru/article/profeccionalnaya_orientaziya_doshkolniko/
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/07/rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-proforientatsiya
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-po-ranney-proforientatsii
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chtenie-literatury-kak
- http://rutube.ru/video/fbcb18ab22201b957e3d27d6e64c1837/
- https://urok.1sept.ru/articles/501160/
- http://dohcolonoc.ru/cons/3585-iz-opyta-raboty-detskogo-sada-po-organizatsii-proforientatsii-i-oznakomleniya-doshkolnikov-s-zheleznodorozhnym-transportom.html
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac125.htm
- http://ndou82.narod.ru/prof.htm
Материально-техническое:
- Аудиотека «Песни о профессиях».
- Мультимедийное обеспечение: презентации, видеофильмы, мультфильмы.
- Картотека стихов и загадок о профессиях.
- Диагностико-дидактическое:
- Обучающие карточки «Профессии».
- Д/и «Узнай профессию».
- Лото в картинках «Семья и профессии».
- Д/и «Кому что нужно?».
Планирование проектной деятельности
№ этапа | Содержание |
Сроки реализации |
I |
Подготовительный: Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях» |
|
Психологические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях. Периодизация возрастного развития человека Е.А. Климова Современные образовательные технологии |
Сентябрь-октябрь 2014 года |
|
II |
Практический: Реализация проектной деятельности |
|
Модуль «Знакомство с профессиями детского сада» |
2014-2015 учебный год |
|
Модуль «Кем работают родители?» |
2015-2016 учебный год |
|
Модуль «Знакомство с профессиями родного села» |
2016-2017 учебный год |
|
Модуль «Знакомство с современными профессиями Уральского региона» |
2017-2018 учебный год |
|
III
|
Заключительный |
|
Промежуточный итог реализации проекта Корректировка развития проектной деятельности |
Сентябрь 2016 года |
|
Общий итог реализации проекта Определение перспектив проектной деятельности |
Апрель–май 2018 года |