Естественнонаучная грамотность:
от новых знаний к новым практикам
Номинация: Развитие естественнонаучной грамотности у обучающихся 5-9 классов.
Цель занятия:
- обучающая - формирование способности детей распознаванию птиц по определителю. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
- развивающая - Развивать познавательный интерес к птицам.
- воспитательная - Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.
Формирование УУД:
- Умение выражать свои мысли;
- Использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные действия: умение принимать базовые знания «Виды птиц», «Систематика».
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других.
Основные понятия: «Определитель птиц», «Орнитология», «Лесные птицы».
Оборудование: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, атлас определитель; карточки лесными птицами.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Форма занятия: практическая работа. Занятие с использованием определителя птиц, мультимедийной презентации.
Вид занятия: урок творчества.
Ход занятия
Этапы урока (время) |
Действие преподавателя |
Действие ученика |
||||||||||||
I. Мотивационный блок. Эмоциональный фон. (3 минуты) |
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
|
Дети рассаживаются на две группы. |
||||||||||||
- Нравится ли вам в классе? Почему? | Ответы детей. | |||||||||||||
II. Этап актуализации знаний. (7 минут) |
- О чём будем говорить сегодня? Почему вы так решили?
Учитель помогает и направляет делать правильный выбор.
|
Дети смотрят на доску, где вывешены их рисунки. Ответы детей.
Учитель отправляет ссылки в группу.
|
||||||||||||
III. Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний. (25 минут) |
Всего на Земле около 8,6 тысяч видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят гнезда и откладывают яйца. Где гнездятся скворцы, синицы, трясогузки? Чем мы можем им помочь?
|
Ответы детей: (сделать искусственные гнездовья) |
||||||||||||
Работа по группам: Ситуационные задачи (Приложение №4) | Ребята работают в группах | |||||||||||||
IV. Рефлексия. (5 минут) |
А сейчас мы предлагаем немного поиграть. Игра "Узнай птицу"
|
Участвуют в игре
|
Литература
Для педагога:
- Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с., ил.
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1962 - 152 с.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
- Шпотова Т.В Игровая экология. Пособие для воспитателей. 2003 г.
- Код доступа: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ https://gym1506.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/607eff847e799.pdf
- код доступа: http://meselschool.ucoz.ru/AAACIFRA/estestv-nauchnaja_grammotnost.pdf
Для детей
- Недоля И.К. Рассказы о птицах М., «Просвещение», 1963 - 138 с.
- Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. М., «Просвещение», 1967 - 80 с.
- Атлас "Птицы леса". Твой первый атлас-определитель. Бровкина, Сивоглазов, изд. Дрофа, 2014.