Методическая разработка занятия «Школьного лесничества» 1-го года обучения. Определение видов птиц по внешним признакам и с помощью определителя

Разделы: Экология, Дополнительное образование


Естественнонаучная грамотность:
от новых знаний к новым практикам

Номинация: Развитие естественнонаучной грамотности у обучающихся 5-9 классов.

Цель занятия:

  • обучающая - формирование способности детей распознаванию птиц по определителю. Познакомить детей с лесными птицами, с особенностями их поведения, местами обитания.
  • развивающая - Развивать познавательный интерес к птицам.
  • воспитательная - Воспитать бережное отношение к птицам и ответственность за всё живое.

Формирование УУД:

  • Умение выражать свои мысли;
  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные действия: умение принимать базовые знания «Виды птиц», «Систематика».

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других.

Основные понятия: «Определитель птиц», «Орнитология», «Лесные птицы».

Оборудование: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, атлас определитель; карточки лесными птицами.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: практическая работа. Занятие с использованием определителя птиц, мультимедийной презентации.

Вид занятия: урок творчества.

Ход занятия

Этапы урока (время)

Действие преподавателя

Действие ученика

I. Мотивационный блок. Эмоциональный фон. (3 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
- Ребята, что необычного в классе?

Дети рассаживаются на две группы.

- Нравится ли вам в классе? Почему? Ответы детей.

II. Этап актуализации знаний. (7 минут)

- О чём будем говорить сегодня? Почему вы так решили?
Рисунки: дятел, поползень, сорока, снегирь, синица, воробей
Какая наука изучает птиц?
Группам даны описания птиц, пользуясь книжкой - буклетом определить птицу
(по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц) (Приложение №1)
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете зимующих птиц. Но мы назвали не всех птиц зимнего леса. Каких из птиц можно еще встретить зимой мы узнаем на следующем занятии.
Учитель объясняет, как переходить и работать электронными определителями:

Учитель помогает и направляет делать правильный выбор.
Например: На опушке светлого лиственного леса видим маленькую сероватую птицу, которая держится в вершинах деревьев, часто издавая мелодичную, затихающую к концу песенку. Величина птицы ясно свидельствует, что ее нужно искать в отряде воробьинообразных. Открываем раздел «Определение отрядов и семейств». В отряде воробьинообразных просматриваем изображения типичных представителей семейств и читаем характеристики к ним. Находим, что наша птица лучше всего подходит к семейству славковых. Открываем раздел определителя на и по цветной таблице определяем, что увиденная нами птица - весничка.
(Приложение 2)

Дети смотрят на доску, где вывешены их рисунки. Ответы детей.

Учитель отправляет ссылки в группу.
Ребята переходя по ссылке определяют систематическое положение птиц

III. Этап открытий новых и закрепление ранее изученных знаний. (25 минут)

Всего на Земле около 8,6 тысяч видов птиц, а в нашей стране около 700. Все они строят гнезда и откладывают яйца. Где гнездятся скворцы, синицы, трясогузки? Чем мы можем им помочь?
Верно. И члены школьного лесничества уже развесили, в том числе и сделанные вами скворечники и синичники в лесу на нашей территории школьного лесничества
Берегите птиц! Прочитайте тексты и выполните задания 1-3. (Приложение №3)
Физкультминутка

Ответы детей: (сделать искусственные гнездовья)

Работа по группам: Ситуационные задачи (Приложение №4) Ребята работают в группах

IV. Рефлексия. (5 минут)

А сейчас мы предлагаем немного поиграть. Игра "Узнай птицу"
У вас на столах зашифрованы названия зимующих птиц на оранжевых листочках. Вам за одну минуту необходимо угадать, что это за птицы.

НИЦАСИ

БЕЙРОВО

КАРОСО

НАВОРО

ЗЕНЬПОЛПО

СЛЁКТ

Участвуют в игре
Ответы детей

Синица

Воробей

Сорока

Ворона

Поползень

Клёст

Литература

Для педагога:

  1. Авилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: Птицы. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с., ил.
  2. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1962 - 152 с.
  3. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
  4. Шпотова Т.В Игровая экология. Пособие для воспитателей. 2003 г.
  5. Код доступа: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ https://gym1506.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/607eff847e799.pdf
  6. код доступа: http://meselschool.ucoz.ru/AAACIFRA/estestv-nauchnaja_grammotnost.pdf

Для детей

  1. Недоля И.К. Рассказы о птицах М., «Просвещение», 1963 - 138 с.
  2. Соколов Н.Л. Любите и охраняйте птиц. М., «Просвещение», 1967 - 80 с.
  3. Атлас "Птицы леса". Твой первый атлас-определитель. Бровкина, Сивоглазов, изд. Дрофа, 2014.