Цель: Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства «Изонить».
Задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность, эстетический вкус;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности;
- развивать цветовое восприятие;
- научить технике работы с изонитью.
Задание: выполнить открытку «Синяя птица» в технике изонити.
Оборудование и материалы: презентация к занятию, образец, выставка работ, наборы нитей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Педагог проверяет готовность к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Птица счастья на рассвете
Постучит тебе в окно,
Ты открой ей сердце настежь,
В дом родной впусти её!..
II. Сообщение темы
- Ребята, как вы думаете о чём мы сегодня с вами будем говорить?
- Правильно, о птице Счастья.
Легенда о Синей Птице
Высоко-высоко, среди мягких и пушистых облаков, стоит Замок. Он построен из мечты. Все люди имеют свою сокровенную мечту. Одни мечтают о личном счастье, другие – о благополучии общества. Но мечты всех людей сливаются в единую мечту о счастье человечества. Именно из этой мечты возведён величественный замок. И живёт в этом сказочном замке Синяя птица. Замок ее был невидим обычным людям, и только те, чьи дела и помыслы направлены на благо всему человечеству удостаивались чести побывать в этом волшебном месте и увидеть Синюю Птицу. Но это не значит, что остальные люди ее не интересовали. Каждый, кто имел настоящую мечту, не важно, была ли она о собственном счастье или о счастье для всех людей, мог почувствовать ее помощь в своей жизни. Есть в ней что-то от гордого орла, что-то от нежного голубя – лучшие черты всех птиц Земли присущи ей. Истинная её задача – приносить Счастье и Удачу людям. Каждое перо олицетворяет отдельного человека. Если человек верит в настоящие Чудеса, в волшебных существ, в чистое Счастье, то его перо – ярко-синее, но если человек не имеет мечты, то перо птицы связанное с ним, становится бесцветным и растворяется в воздухе. Люди, для которых у птицы есть перо, счастливы, и Удача не оставляет их на всём жизненном пути.
Сама Синяя птица была прекрасней, чем все птицы, жившие на земле. Оперение ее сияло и излучало свет – свет Добра и Надежды. Жизнь на земле текла спокойно и радостно.
- А вы умеете мечтать? Мечтать по-настоящему, без всяких «если» и «бы», о том, что действительно важно для того, чтобы чувствовать себя счастливым? - А верите ли вы в Чудо настолько, что готовы встретить его и понять, что это действительно оно? Сегодня мы это проверим.
- Ребята, давайте вспомним, какую сказку мы с вами читали?
Морис Метерлинк – талантливый бельгийский писатель. В 1908 году он создаёт сказку СИНЯЯ ПТИЦА.
– Подумайте, пожалуйста, о чём говорится в этой сказке?
В основе сюжета лежит путешествие детей Тильтиль и Митиль в поисках Синей птицы. Синяя птица – это символ счастья, которое человек ищет повсюду, не замечая, что оно рядом, стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Эта сказка своим глубоким замыслом помогает детям понять самые сложные истины, а взрослым – вспомнить, что и они когда-то были детьми, и постараться взглянуть на мир глазами ребёнка.
В сказке Метерлинка “Синяя птица” говорится о мальчике Тильтиле и его сестренке Митиль, которые вместе с Душами предметов по просьбе феи отправляются на поиски Синей птицы – счастья. Они побывали во многих местах, но Синей птицы так и не нашли. Дети поняли, что счастье всегда рядом, надо только вовремя разглядеть его.
- Работа в группах. Повторяем правила работы в группах.
Группа «художники-иллюстраторы». Задание: расположить иллюстрации в правильной последовательности.
Группа писатели. Задание: восстановить текст (составить план) согласно содержанию сказки и подписать иллюстрации.
- А сейчас мы вместе с героями сказки отправимся на поиски Синей птицы.
- Учащиеся с одной группы по-одному выходят к доске и приклеивают картинку, а с другой группы ученик подписывает эту картинку. За каждый правильный ответ ученик получает ПЕРО.
- Домик дровосека.
- Старушка дала Тильтилю шапочку с волшебным алмазом и сама превратилась в фею Берилюну.
- С помощью алмаза предметы превратились в живые существа.
- Во главе с Душой Света дети отправляются на поиски Синей птицы.
- – Почему дети отправились в Страну Воспоминаний одни? (Так приказала Фея, в Страну Воспоминаний могут попасть люди).
- Кого они там встретили? (Бабушку с дедушкой)
- Угощение
- Владения Ночи. В мои Владения может привести только волшебный алмаз.
- Когда дети открыли последнюю дверь во Владениях Ночи, они попали в волшебный сад. Это сладостные мечты и ночные грезы. СП живут только в волшебном саду сновидений. Настоящая СП не боится дневного света. Придется искать ее в другом месте.
- Дети пошли в лес. Деревья и звери объявили детям войну. – Скорее поверни алмаз, – закричала Душа Света.
- Дети попадают в Сад Радостей.
- В этом царстве обжор СП быть не может.
- Мы видим радости детства. Они всегда с детьми и делают все, чтобы жизнь была легкой и приятной. Здесь они встретили Радость материнской любви, Радость понимать прекрасное, Радость верить и Радость надеяться.
- Царство Будущего
- Здесь Тильтиль и Митиль встретили малышей, которые еще не родились.
- Разговаривают с малышами.
- Внезапно по дворцу разнесся мелодичный звон. В дверях показался Дедушка Время. Он спросил у детей: «Вы откуда здесь взялись, как попали сюда, что вам нужно, время хотите обмануть?» На помощь пришла Душа Света, она окутала детей мерцающим покрывалом и перенесла их на землю. Тильтиль спохватился…
Но СП если и она живет в Царстве Будущего, не может раньше времени попасть на землю. Не в наших силах забрать ее оттуда. - Мгновение – и все вокруг изменилось, дети оказались дома.
- Это был сон. Во время разговора с родителями кто-то постучался в дверь, и вошла старушка тетушка Берленго.
- Девочка, не выпуская клетку из рук, побежала в дом дровосека. Она бросилась на шею Тильтилю.
- Девочке вместе с птицей подарили радость, счастье, ей уделили внимание, с ней рядом оказались настоящие друзья, которые не пожалели даже своей горлицы.
– Почему Тильтиль не огорчился, что Синяя птица улетела, а сказал, что он теперь знает, где ее искать? (Ей нужна свобода, как и всякой птице, она не хочет жить в клетке, все люди рождены для счастья, она не должна принадлежать кому-то одному, потому что принадлежит всему миру).
– Как вы думаете, где же нужно искать Синюю птицу?
– Что представляет собой Синяя птица по замыслу автора? (Птица счастья)
– Как вы думаете, почему Метерлинк выбрал символом счастья – птицу? (Птица – символ счастья у многих народов). На Руси деревянные птицы в доме.
Волшебная Птица Счастья может поселиться и в вашем доме, если вы умеете мечтать. Но в легенде говорится о том, что невидима Птица большинству людей. А так хочется посмотреть на нее! И помогут нам в этом наши умелые ручки. Сегодня мы сами сможем создать свои авторские изделия, показывающие Синюю Птицу такой, какой вы ее представляете. И тогда у нас в классе появится частичка света и удачи, напоминающая о Синей Птице, приносящей Счастье людям.
Птица счастья на Руси – деревянная игрушка в виде птицы, изготовленная с помощью резьбы по дереву. Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.
III. Физкульминутка «Солнышко лучистое»
IV. Практическая часть
Много-много лет назад английские ткачи придумали новый способ переплетения ниток, они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные, кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Этот вид искусства назвали – изонить.
И неведомо было тем древним ткачам, что спустя несколько веков, изонитью станут заниматься дети.
Сегодня мы с помощью техники изонити будем украшать Птицу счастья.
Прежде чем приступить к работе, мы рассмотрим образец. Как вы думаете, где лицевая сторона, а где изнаночная?
А теперь, познакомимся с правилами работы (читают дети).
Соблюдая последовательно эти правила, мы сможем правильно выполнить работу.
Эта техника очень занимательна, но требует терпения и упорства. Я надеюсь, вы терпеливы, упорны, старательны и внимательны в любом деле. Пословица гласит: «Терпение и труд, всё перетрут».
– Раздаю заготовки.
У каждого изделия есть лицевая и изнаночная сторона. Скажите, пожалуйста, что вы видите на изнаночной стороне? (Угол и окружность).
– Какой это угол? (Прямой, тупой или острый).
– А теперь найдите вершину угла.
Чтобы облегчить вам работу я заранее изобразила угол на изнаночной стороне.
– А что сделала потом?
– Каждую сторону угла разделила на одинаковое количество маленьких отрезков длинной 5 мм и проколола дырочки (отверстия). Ёще надо пронумеровать, с одной стороны по возрастанию – с другой по убыванию, Номеруем для того, чтобы было понятно, от какой точки куда идём. Картонку надо поворачивать так, чтобы можно было следить за тем, как ложиться нить на лицевой и изнаночной стороне.
– А теперь начнём вместе.
– Сначала вводим иглу с изнанки в точку №1, вытягиваем нить на лицевую сторону и вводим иглу в вершину угла в точку №18. Смотрим, как легла нить на лицевой стороне.
С изнанки вводим иглу в следующее отверстие от вершины, на другой стороне угла в точку №19.
– С лицевой стороны направляем иглу на противоположную сторону вниз в точку №2. Смотрим, что получилось.
– С изнанки, поднимаемся на одну дырочку вверх в точку №3. (Заметим, что стежки на изнанке с одной стороны угла идут сверху вниз, а с другой стороны угла – снизу вверх).
Теперь начнём работу над окружностью с хордой равной 5 отверстиям. (Хорда – это линия между двумя точками). Введём с изнанки илу в отверстие №1 и направим в отверстие №5 (запомним число отверстий – 5). С изнанки продвигаемся на одно отверстие вперёд.
Таким образом, у нас должно получиться «Солнышко».
У нас тоже есть символическая Синяя птица.
Пусть летит в поднебесье и сольется с чистой синевой высокого неба. И пусть ее ищут и обретают люди. И пусть все вокруг нас говорят: «Нет на свете Синей Птицы». А мы все равно будем верить, потому что тот, кто верит в счастье, обязательно будет счастливым.
Дорогие ребята, предлагаю вам загадать самую заветную мечту, и пусть ваша мечта обязательно сбудется…
V. Рефлексия
Счастье – это:
- когда тебя понимают, уважают;
- есть друзья;
- осуществляется мечта;
- родные с тобой;
- у тебя все получается
- жить в мире и согласии;
- хорошая семья;
- тебя любят, и ты любишь;
- помогают исправить недостатки;
- это вся жизнь!
– Ребята, а как вы думаете, далеко ли надо искать свое счастье? (В своей семье, со своими родными, друзьями). Дети прикрепляют «листочки- пёрышки» со своими заветными мечтами.
К тем, у кого есть мечта, и кто верит в удачу, Синяя птица обязательно прилетит!..
Дорогие ребята, спасибо за урок, за прекрасные минуты общения с вами.