Технологии: проектная деятельность с использованием ИКТ.
Цель: развивать познавательный интерес к природе, проявление самостоятельности в процессе решения задач.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»,
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности:
- познавательно-исследовательская,
- игровая,
- коммуникативная,
- двигательная.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представления детей о многообразии грибов. Развивать умение различать съедобные и ядовитые грибы.
- Познакомить с правилами сбора грибов.
- Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Объяснить происхождение (этимологию) названий грибов.
Коррекционные:
- Развивать зрительное восприятие.
- Формировать комбинаторные способности.
Воспитательные:
- Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе. Показать значимость каждого человека в её сохранности.
- Прививать культуру поведения в лесу.
Пособия и материалы: элементы костюмов грибов и контролера для детей, вывески станций, 11 квитанций с названиями станций, дидактическое пособие «Как растут грибы», модель растения, рюкзак с атрибутами для аттракциона «Что берет грибник в лес?», экран для показа видеозаписи.
Длительность проекта - 1 месяц.
Ход совместной деятельности
1. Музыкально-игровой момент.
Ребята, любите ли вы собирать грибы? Предлагаю всем вместе отправиться в лес за грибами!
Детям предлагается занять места в импровизированной электричке (на стульчиках).
Проводится инсценировка стихотворения П.Синявского «Грибная электричка» (дети в костюмах грибов, контролер).
2. Работа с дидактическим пособием «Как растут грибы?»
Вот мы и в лесу! Что же такое лес? (ответы детей). Правильно, это место, где растут растения и живут разные животные. А ещё, ребята, лес богат ягодами и грибами. Как вы думаете, грибы это растения? Почему грибы – не растения?
Давайте рассмотрим, как растет гриб, из каких частей он состоит? (ответы детей).
Да, у всех грибов есть грибница, она находится в земле под листьями и мхом, ножка и шляпка. А теперь сравните модель гриба с моделью растения (ответы детей).
Можно гриб назвать растением? Почему? (ответы детей)
Да, грибы это не растения. У них нет корней, ствола, и ветвей.
Ребята, назовите грибы, которые вы знаете. (ответы детей).
Как вы думаете, почему у грибов такие разные названия? Кто знаете о происхождении этих названий? Расскажите о них (ответы детей).
Названия грибы получили от места произрастания, от внешнего сходства с другими объектами, от способа употребления их в пищу человеком.
- Под берёзой - ….подберёзовик
- Под осиной - …подосиновик
И др.
3. Дидактическая игра «Подбери ножку гриба к шляпке»
(Детям предлагается из частей составить целый объект)
4. Правила сбора грибов.
Ребята, когда вы были в лесу, вам было интересно собирать грибы? А правильно ли вы собирали их? Кто знает, как правильно нужно собирать грибы? (ответы детей)
Воспитатель обобщает ответы детей и предлагает составить правила сбора грибов.
- Не нарушай места, где растут грибы.
- Срезай гриб ножом. Если гриб нечем срезать, его можно раскачать, а затем аккуратно вывернуть из земли вместе с ножкой.
- Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка, на которой рос гриб, неповрежденной.
- Если гриб оказался червивым, разломай его на несколько частей и разбросай в разные стороны, его споры прорастут, и на новом месте будет больше грибов.
- Незнакомые и несъедобные грибы не собирай, но и не топчи, не сбивай ногами, они нужны лесу.
Если мы все будем выполнять эти правила, тогда лес, не скупясь, одарит людей.
Лес - щедрый друг человека!
5. Аттракцион «Сборы грибника»
Ребята, вы много знаете о грибах: о том, как они растут и почему так называются, как правильно их собирать. А знаете ли вы, что грибник должен взять с собой, отправляясь в лес?
Проводится аттракцион «Сборы грибника». Дети собирают в рюкзак предметы необходимые для похода в лес: плащ, кепку, резиновые сапоги, фонарик, телефон, маленький грибной нож, шоколад, термос. Объясняют, как могут пригодиться эти предметы в лесу.
Не забывайте, ребята, о том, что в лесу человека подстерегают опасности, помните о мерах предосторожности.
6. Варим грибной суп.
Ребята, а вы любите есть грибы? Какие блюда готовят с грибами? Как грибы можно заготовить впрок? (ответы детей).
Давайте посмотрим видеофильм о том, как Вика готовила вместе с мамой грибной суп (просмотр фильма).
Вы, также как Вика, можете приготовить свое любимое блюдо с грибами.
Наше путешествие в лесу заканчивается, пора возвращаться в детский сад.
Под музыкальную композицию дети садятся в «электричку» и уезжают.