Образ матери в музыке, живописи, литературе. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: создание условий для исследования образа матери в различных видах искусства, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи урока:

  • Раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства;
  • Развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки;
  • Способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах.
  • Воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
  • Поздравить родителей учащихся с Днем Матери, показав родителям потенциальные возможности их детей.

 Интегрированный урок построен в соответствии: программа по предмету “Музыка” для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; Виноградова, Н. Ф.Основы религиозных культур и светской этики : 4 класс М.: Вентана Граф, 2017.

Оснащение урока:

  • репродукции картин Р.Санти «Сикстинская мадонна», В.Петров-Водкин «Мать», В Васнецов «Богоматерь с младенцем»;
  • иконы 1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»); 2. «Путеводительница» («Одигитрия»); 3. «Умиление» («Елеуса»); 4. «Всемилостивая» («Панахранта»); 5. «Заступница» («Агиосоритисса») для групповой работы;
  • музыкальное сопровождение притчи «Ангел»,Ф. Шуберта «Аве Мария», С.В.Рахманинов «Богородица Дево, радуйся»; А.Бабин «Песенка для мам»;
  • презентация;
  • буклеты для родителей.

Ход урока

I.

Звучит фонограмма для притчи, на фоне музыки ученик читает:

Говорил нерожденный малыш:
«Я боюсь приходить в этот мир.
Столько в нем неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек кривых…

Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем.
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем побуду, оставшись вдвоём?»

Отвечал ему тихо Господь:
«Не печалься, малыш, не грусти,
Ангел добрый, он будет с тобой,
Пока будешь мужать и расти.

Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь,
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.

Первый зуб, первый шаг видеть твой,
И ладошкой слезинки стирать,
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать.

И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь свою,
Ангел будет во след лишь смотреть,
Повторяя молитву свою…»

-Как же Ангела имя? – Скажи..
Как его мне средь тысяч узнать?…
-Это вовсе не важно, малыш,
Мамой будешь ты Ангела звать

 - Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?

«Мама» читает стихотворение мама ученика

Я - мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть:
За плач ночной, за молоко, пеленки,
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права.
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Мама! Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять.

- Какие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.

- Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок

- Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства.

II. Актуализация темы урока

«Образ матери в музыке, живописи, литературе» - вот тема нашего урока сегодня.

В русской литературе, живописи, скульптуре образ матери приобрел пленительные черты: хранительницы очага, верной жены, любящей матери. Образ женщины с ребёнком на руках представлен достаточно широко и ярко.

- Прочитайте эпиграф к уроку.

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать. (М.Джалиль)

- Как понимаете значение слова «прославлять»?

- Как можно прославить женщину-мать?

1. Образ матери в живописи

Наперекор изменчивой судьбе
Художники прославили в веках
Не девушку с венцом на голове,
А женщину с ребенком на руках.

Запечатлеть образ женщины-матери старались художники на своих полотнах.

Презентация №2 подготовленная семьей Сеничкиной Юлии.

Подборка прекрасных картин, выполненных мастерами, которые стремились воплотить свет, исходящий от матери и ребёнка, наполненных любовью, поддержат всё лучшее, что есть в каждой из вас, наши дорогие, прекрасные во всём, МАМЫ!

У: Какие краски использовали художники для создания образа на картине?

У: Что вы чувствовали,когда смотрели на иллюстрации? (любовь,тепло)

У: Трогательная и чистая, нежная и скорбная, благородная и одухотворенная, мужественная и печальная, чарующая песнь материнства , песнь нежной, беззаветной трогательной любви матери к ребенку.

2. Анализ картины «Сикстинская мадонна»Рафаэля

Звучит произведение композитора Ф.Шуберта «Аве Мария», на экране крупным планом картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Ученик

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели,
Не сводил с неё взгляда, покуда
Дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.

Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля.

- Что на ней изображено?

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына - маленького Христа на страдания и муку. Она последний раз любовно прижимает его к себе.

- В каком мире она находится?

Мария остановилась у границы двух миров- небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы.

Какое выражение лица у мадонны?

Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?»Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

3. Рассмотрите картину Петрова-Водкина «Мать» (слайд)

Картина «Мать» была написана художником Петровым-Водкиным в 1915г., когда шла первая мировая война. В ней художник утверждает мысль о том, что жизнь побеждает смерть.

Ученик: На картине К.Петрова-Водкина, которую называли еще «Петроградская мадонна», изображена кормящая мать. Идет война. Город, где живет эта женщина, находится в кольце блокады. Поэтому фон картины тревожен. Но лицо кормящей матери спокойно, простодушно, она занята делом, важней которого для нее ничего нет. Ее губы сжаты, взгляд строг, преисполнен надежды, веры в жизнь.

II. Образ Богоматери в иконописи

Работа с иконой В Васнецова «Богоматерь с Младенцем».

- Давайте посмотрим на следующее изображение, простое ли это изображение?

У.: - Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем» (слайд)

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

- Для чего написаны иконы?

Иконы есть окно в дом Божий, а изображенный на иконе образ лишь проводник ваших просьб, адресованных в адрес самого Господа Бога. То есть, говоря простыми христианскими словами, когда христианин молиться на икону, он должен просить помощи не у того, кто изображен на иконе, а только у Господа Бога, а того кто изображен на иконе можно лишь просить донести ваши просьбы до Бога. Иконы имеют различные образы и в зависимости от ваших просьб к Богу, необходимо обращаться к определенному святому или определенной иконе.

…Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», — сказано в предании о жизни Богородицы.
5. Послушайте молитву к Богородице С.В.Рахманинов «Богородица Дево, радуйся».

- В чём различие в звучании молитв?

- В чём сходство молитв?

III. Групповая работа (раздаточный материал с описанием типов икон и репродукциями 5 различных икон)

Существует пять основных типов изображения Божией Матери:

1. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение»);

2. «Путеводительница» («Одигитрия»);

3. «Умиление» («Елеуса»);

4. «Всемилостивая» («Панахранта»);

5. «Заступница» («Агиосоритисса»

У.: Перед вами конверт с иллюстрациями икон, достаньте и рассмотрите их. У каждой группы есть карточка описание иконы одного типа Прочитайте и выделите иконы этой группу.

Ученик, родитель дает описание заданной группы, показывает икону.

IV. У матерей святая должность в мире-молиться за дарованных детей..." Бренда Берке

Ученик

Какая в сердце благодать,
Когда молитву шепчет мать,
Взывая за меня к Творцу,
Чтоб стер с души греха пыльцу.

Когда я в омуте кручусь,
В дверь веры слабенько стучусь,
Один лишь ключ откроет дверь -
Молитва матери моей!

Когда во мраке я блуждаю
И в Жизнь дороги я не знаю,
То проводник мой в жизни сей-
Молитва матери моей!

Когда в грехах я утопаю,
И как мне поступить не знаю,
Не знаю средства я сильней
Молитвы матери моей.

И где б я ни был на Земле,
Всегда возносится о мне
Из самых мощных всех мощней
Молитва матери моей!

Иконы сейчас можно приобрести разные. В церковной лавке чего только не увидишь. Одних икон в некоторых — сотни, попробуй сориентируйся, какая нужна. Вот тут и возникают вопросы: каким иконам молиться? Кому молиться? Какому святому? Попробуем разобраться - какая икона для чего.

А поможет нам Насонова Н.Н - мама Димы Насонова.

V. Образ матери в литературе

В раннем детстве родителей любят безоглядно. Но почему-то позже в отношении к ним проявляется сдержанность, порой недовольство и резкость. Иногда детям кажется, что они достаточно взрослые, а мама пристаёт со своими советами и заботами. Ей всегда хочется потеплее одеть, посытнее накормить. А ещё она боится , чтобы вы не попали в дурную компанию, не попали в беду. Но на её заботу в ответ часто вскипает обида, кто-то наговорит грубости в ответ, хлопнет дверью, так что сыпется штукатурка…

Как научиться любить, беречь и щадить самого дорого и родного нам человека?

Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей.
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук -
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.

- Какие рассказы, легенды, повести читали о маме?

- Чему учат произведения литературы вас?

VI. Итог урока

- Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому мы должны и обязаны нежно любить, уважать, беречь ее, не причинять матери боли своими словами и поступками. Отблагодарить ее за труды и заботу о нас, быть добрыми, чуткими, отзывчивыми к ней. Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброго слова ждет от нас мама.

Давайте поздравим нашим мам и бабушек с праздником песней «Песенка для мам» А.Бабин.