«Приоритетная задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей» (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года).
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Внедрение федеральных государственных стандартов дало возможность школьникам участие в любых формах внеурочной деятельности или дополнительного образования.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Здесь школьники могут развивать свою творческую активность, реализовывать личностные качества, презентовать свои способности.
Мы предлагаем такой опыт воспитательной работы, который поможет созданию разнообразных условий для развития и самореализации детей с разным уровнем возможностей и способностей.
Цель воспитания, по Я.А. Коменскому, состоит в познании себя и окружающего мира, управлении собой, стремлении к соединению с Богом, но в то же время в подготовке к деятельности в земной жизни. Цель дополнительного образования – создание условий, которые дают ребенку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира.
Школьных предметов эстетического цикла недостаточно для того, чтобы достичь вышеуказанных целей. Поэтому мы обратились за помощью в детскую школу искусств.
Искусство является главным фактором художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка. Искусство имеет большие воспитательные возможности и ни с чем несравнимо по силе воздействия на растущего человека. Именно оно обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности художественно-эстетического воспитания в начальной школе.
На протяжении многих лет мы ведем активное сотрудничество с Детской школой искусств. Взаимоотношения между нашей общеобразовательной школой и школой искусств (ДШИ) оформлены договором о взаимном сотрудничестве по реализации ФГОС.
Взаимодествие со школой искусств предоставляет реальную возможность осуществлять полноценное эстетическое образование учащихся, формировать художественный вкус и эстетические потребности. Важное значение имеет и тот факт, что вместе с детьми к миру искусства приобщаются и их родители.
В организации культурной жизни всей школы активно участвуют специалисты высокого уровня (художники, преподаватели театрального искусства и ритмики).
«Театральное творчество» ведёт преподаватель театрального искусства Година Т.П., изобразительное искусство ведёт высококлассный специалист Чугунова Л.В., ритмику – Горбунова А.Н. Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. По этому направлению работает студия «Умелые ручки» (педагог Зайцева А.А.). С детства на нас обрушивается поток визуальной информации (движение света, цвета, формы).
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. Таким образом мы стараемся создать необходимый психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Сотрудничество нашей общеобразовательной школы с детской школой искусств открыли новые возможности для воспитательной работы. Управление работой осуществляют администрация нашей школы и администрация ДШИ. Общий контроль, создание нормативных документов, развитие материальной базы осуществляют директора обоих учреждений. Составление расписания, проверка занятий, замещения уроков, решение организационных вопросов – функции завучей по воспитательной работе двух школ. Это партнеры, делающие одно дело.
Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. В первых числах сентября ученики зачисляются в школу искусств. В течение года во второй половине дня первоклассники занимаются театральным и художественным творчеством. Все занятия проводятся в здании нашей школы, преподаватели детской школы искусств сами приходят к ним. Это очень удобно. Педагоги ставят цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в театральной и художественной деятельности, выявить талантливых детей. Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются.
Важным является вопрос о расписании. Все занятия проводятся во время пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Ученики первых и третьих классов занимаются по программам 3-х видов искусств: изобразительное, хореографическое и театральное. С 16.00 ч. дети свободны, впереди полдня для приготовления уроков, прогулки, спорта, занятий по интересам, отдыха. Такая практика работы полностью себя оправдала: довольны и ученики, и родители.
К занятиям школы искусств дети относятся с искренним интересом. Они разучивают массу песен, танцев, игр, знакомятся с народными обрядами. Мероприятия, которые связаны с традиционными праздниками народного календаря готовятся во всех классах. Активное участие принимают и родители, и ученики, и педагоги. Конкурсные мероприятия иногда длятся несколько дней и выходят за рамки обычных концертов. Любые школьные конкурсы проводятся совместно с педагогами дополнительного образования. Такая работа играет огромную роль в поиске и выявлении одаренных детей в области искусства, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно-просветительских мероприятий.
По окончании 4 класса школьники получают свидетельства об окончании того или иного отделения ДШИ.
Результатом такого творческого сотрудничества стало:
- Реализация школьного проекта «Неделя детской книги» 2016 г., который иллюстрирует данную область работы и показывает разнообразные формы по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
- Проведение масленичной недели в форме коллективного творческого дела, в котором участвуют и взрослые, и дети - традиция нашей школы. Народные игры – это результативное средство эстетического и нравственного воспитания которое помогает создать благоприятную среду и положительное эмоциональное самочувствие. Здесь принимают участие все дети, без исключения. Проведённые в школе народные праздники укрепляют взаимоотношения между детьми и повышают эмоциональный настрой.
- Проведение традиционного праздника для первоклассников «Прощание с Азбукой».
- Проведение школьных конкурсов чтецов.
Такое дополнительное образование даёт возможность индивидуального развития многогранных способностей ребёнка. Педагоги школы искусств помогают ученику в изменении своего статуса.
Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России.
Такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию показывает, что если создать благоприятные условия для всех учащихся, то каждый успешно будет осваивать опыт эстетической деятельности.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя-гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “Красота спасёт мир”.
Проанализировав свою работу и увидев положительные результаты, пришли к выводу о необходимости продолжения работы. Это показали диагностические исследования, которые проводятся ежегодно. Для диагностики межличностных отношений мы используем методику социометрии автора Морено, а диагностика уровня воспитанности разработана к.п.н. С.М.Петровой.
Такая совместная работа оказалась востребована и привлекательна для учащихся, их родителей, руководителей кружков, администрации школы, а также для городской общественности. Мы считаем, что опыт нашей работы может быть рекомендован для внедрения в практику в других общеобразовательных школах.