Количество часов в учебном году – 22; в месяц – 3 часа.
Планирование составлено на основе программы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни).
Программа: государственная, адаптированная программа для детей 6–7 лет, обучающихся в школе будущего первоклассника.
Учебники:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
Пояснительная записка.
Всесторонняя готовность дошкольника к усвоению учебного материала в 1-м классе (6-7 лет) обусловливает психическое, физическое здоровье, а так же спокойную здоровую атмосферу в классе и дома. Основной фундамент развития всех дальнейших учебных навыков строится на усвоенном чтении, письме и счёте.
Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков и формирования различных навыков, поскольку психика дошкольника восприимчива и гибка к различному взаимодействию.
На уроках по формированию языкового анализа и синтеза логопед формирует у дошкольников такие языковые понятия как звук, слог, слово, предложение, а так же ставит своей задачей предупредить такие нарушения как дисграфия и дислексия. Поэтому задания включают в себя упражнения не только на формирование языковых понятий, но и на дифференциацию звуков, слогов, словоизменение и составление предложений. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков русского языка, навыки словообразования, словоизменения, правильное проговаривание слов простой и сложной слоговой структуры, сформированный фонематический слух, а также владение связной речью, монологом и диалогом.
К началу учебного года первоклассник должен легко и чётко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам. Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в заданном слове.
На занятиях так же уделяется время развитию словарного запаса дошкольников. Ребёнок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, понимать многозначность слова, владеть навыком образования слов разными способами, подбирать однокоренные слова. Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложениях. В своих ответах ребёнок должен использовать развёрнутые сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.
Неотъемлемой частью общего развития ребёнка, конечно, является развитая общая и мелкая моторика, а так же ориентировка в пространстве и прежде всего на своём теле. Упражнения на развитие моторики, координации и ориентировке чаще всего включены в физ. минутки. Это пальчиковые ритмизованные игры, подвижные физ.разминки.
Большое значение придаётся формированию у дошкольника мотивации к обучению. Это отражается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку и подборе, наряду с учебными, игровых приёмов и мотиваций. Мотивацию позволяет повысить и знание психофизиологических возрастных особенностей 6–7-летнего ребёнка. Это ещё не ученик, но уже не дошкольник, поэтому методы должны быть гибкими и продуктивными, а именно: наглядность, смена деятельности, внимание к каждому, задания чаще в виде игр.
Не последнее место в подготовке дошкольников имеет подготовленность руки к письму. Это и правильное держание ручки, и характер линий (нажим, аккуратность, плавность…) и ориентировка в клетке (печатание, элементы).
Особенности курса.
Программа логопедической работы направлена на преодоление нарушений или формирование у будущих первоклассников речевых и психофизиологических навыков путём проведения фронтальных логопедических занятий. Система занятий отличается от дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приёмы.
Цель курса: формирование предпосылок для развития «школьной зрелости» и готовности ребёнка к обучению через обучение навыкам языкового анализа.
Задачи:
- формировать фонематическое восприятие;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- пополнять словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать ориентирование в пространстве, на теле, на листе;
- познакомить с правильным артикулированием сложных звуков;
- развивать общую и мелкую моторику;
Продолжительность образовательного курса – 6 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в месяц.
Занятие включает в себя всегда 4 этапа:
- Языковой анализ и синтез.
- Развитие лексики и грамматики.
- Развитие общей и мелкой моторики, ориентировка.
- Работа в альбомах (1,2) О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет».
Содержание курса
Языковой анализ и синтез включают в себя.
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- дифференциация понятий: слово, слог, предложение;
- составление и распространение предложения;
- развитие первоначальных навыков чтения.
Развитие лексико-грамматического строя:
- пополнение и развития понятийного и обобщающего словаря;
- словообразование и словоизменение;
- согласование сущ. с прилаг. и сущ. с глаголом;
- антонимы.
Моторика, ориентировка:
- правильное держание ручки;
- направления;
- ориентировка в клетке;
- пальчиковые игры;
Работа в альбомах:
- умение слышать, удерживать и выполнять инструкцию;
- самостоятельное нахождение страницы;
- правильная посадка.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
К. |
Цель |
Задачи |
Зад |
1 |
Введение в предмет |
1 |
Дать представление о предмете. |
1. Правила поведения на занятии и на перемене. |
А-1 |
2 |
Звук |
3 |
Дать понятие звук. |
1. Звуки речевые и неречевые. |
А-1 |
3 |
Слово |
2 |
Научить отличать понятие слово от других языковых единиц. |
1. Счёт слов не связанных мыслью. (Предметный тематический словарь). |
А-1 |
4 |
Предлоги |
2 |
Дать понятие: предлог как языковая единица, обозначающая местонахождение предмета. |
1. Учить составлять предложение по аналогии с заданным предлогом. |
А-1 |
5 |
Слог |
2 |
Дать понятие слог. |
1. Научить делить слова на слоги разными способами и считать их количество. |
А-2 |
6 |
Дифференциация звуков в слогах и словах |
3 |
Тренировать фонематическое восприятие и различение оппозиционных звуков. |
1. Схожие по звучанию звуки. Сходства, различия. (Ш,Щ,Ч) (С,Ц,Т) |
А-2 |
7 |
Признаки |
2 |
Дать понятие: слово-признак. |
1. Загадывание и отгадывание предмета только по признакам. |
А-2 |
8 |
Действия |
2 |
Дать понятие: слово-действие. |
1. Загадывание и отгадывание животного или спортсмена по словам-действиям. |
А-2 |
9 |
Предложение |
2 |
Дать понятие: предложение |
1. Счет слов в предложении. |
А-2 |
10 |
Звук в слове |
2 |
Научить определять место звука в слове. |
1. 1-й звук в слове. |
А-2 |
11 |
Итоговое занятие |
1 |
Закрепить полученные знания. |
1. Звук (гласные-согласные, глухие-звонкие) |
А-2 |
|
Всего |
22 |
|
|
|
К концу курса дети должны
Знать:
- Языковой состав речи.
- Обобщающие понятия.
- Значение предлогов.
- Речевые считалки, поговорки, заклички.
Уметь:
- Различать понятия: звук, слог, слово, предложение. Придумывать слова с заданным звуком в заданном месте, слово с заданным слогом, предложение с заданным словом.
- Различать оппозиционные звуки и слоги изолированно, комбинации слогов и в словах.
- Делить слова на слоги.
- Образовывать и изменять слова.
- Внятно и чётко произносить слова со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.
Используемая литература
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.:Просвещение, 1985.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.:Просвещение, 1985.
- Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе. М.: Эксмо, 2004.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой. Издание 3. М.: мозаика. Синтез 2006.
- Д.Денисова, Ю.Дорожин. Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. «Уроки грамоты для дошкольников» подготовительная группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
- Т.А.Ашейчик, Л.А.Юрова. Учим ребёнка говорить правильно. Для детей 5-6 лет. С-Петербург: ИД ЛИТЕРА, 2015.
- И.Д.Агеева. 500 стишков для зарядки язычков. М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
- А.А.Гуськова. Развитие речедвигательной координации детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
- О.С.Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте (№ 1,2). М.: ГНОМ 2015.
- М.Султанова. Школа фантазёров. Для детей 6-7 лет. М.: Хатбер-пресс, 2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни). М.: 1989.
- Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М., 1998.