Взаимодействие педагога ДОУ с родителями по художественно-эстетическому воспитанию детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много времени.  Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе [3]. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере художественно-эстетического воспитания, вовлечения их в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим принципам:

  • доверительность отношений;
  • помощь родителям в самообразовании;
  • личная заинтересованность родителей;
  • организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). [1]

Реализация обозначенных принципов способствуют формированию отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание уделяется педагогическому просвещению родителей.

Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения условно выделен информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей с задачами художественно-эстетического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического воспитания [1].

С этой целью мы используем папки-передвижки, обсуждаем с родителями книги или публикации в периодической печати, организуем  выставки новинок литературы с краткой аннотацией, на родительском собрании осуществляем обзор новинок литературы. В дошкольном учреждении проводятся  родительские собрания, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, консультации и др. В учреждении в 2008 году по заявкам родителей  был организован «Клуб для родителей», цель которого – повышение  их педагогической грамотности в сфере художественно-эстетического воспитания детей. Особенно это было актуально в «Год Семьи». Первая встреча была посвящена приобщению и расширению семейного мировоззрения на основе народного и декоративно-прикладного искусства. Встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке в кабинете изостудии. Родители с удовольствием участвовали в семинаре-практикуме, где смогли поделиться своим опытом и возможностями. Совместные заседания, практикумы помогают родителям глубже понять вопросы воспитания своего ребенка, заинтересоваться  деятельностью детского сада. На заседаниях Клуба обсуждаются вопросы развития детского творчества, приобщения детей к миру музыки и т.д.

Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предлагаем родителям прочитать статьи,  выявить передовой опыт семейного воспитания, чтобы затем  вынести на коллективное или групповое обсуждение.

Основной задачей просвещения родителей в этом блоке является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка [1]. Мы даем родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность. Рекомендуем создать в доме уголок детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда. Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье является важным условием развития детей [2].

Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми посещение театров, музеев, выставок, концертов, а также просмотр телепрограмм, чтение художественной литературы. Мы рекомендуем приобщать детей к различным видам художественной деятельности: посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля. Важно при этом соблюдать режим, чередовать разные виды деятельности, учитывать потребности детей, их  интересы, способности.

Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания  возможно при использовании  метода поощрения.  Напоминаем родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности следует поощрять любые, даже самые незначительные  «личные находки». Например, во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», или: «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!». Поощряя инициативу ребенка, мы способствуем дальнейшему развитию его творчества и самостоятельности. Важно создание в семье атмосферы Радости и Понимания. Успех  порождает интерес к деятельности, к процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои замыслы и устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю!  Могу!». Наглядным выражением поощрения детского творчества в семье могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед».

В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании [1]. С этой целью мы создали в библиотеку для родителей, подобрали для них литературу по вопросам семейного и художественно-эстетического воспитания, включая и журнальные статьи. Материалы подбираются сотрудниками детского сада – логопедом, психологом, воспитателем по физическому и музыкальному воспитанию. К комплектованию библиотеки мы привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы и даже подписные издания энциклопедий. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов  дошкольного учреждения.

Нами выделен условно практический блок взаимодействия с целью организации продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входит демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия родителей, педагогов и детей. Например, проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки детского творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки, различные хобби. Например, была организована фотовыставка «Как мы отдыхали в Новогодние каникулы»; выставка «Игрушки - своими руками». Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей, например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т.д., конкурсы семейных талантов, вернисажи детских рисунков. Родители оказывают помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы при участии родителей «Музей настенных тарелок», экспозиция «Дамы эпохи», групповая коллекция игрушки своими руками, старые вещи и др.

Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:

  • проявлять искренне уважение;
  • общение должно быть не во вред, а во благо;
  • изучение семей воспитанников должно быть тактичным и  предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и мы, педагоги, имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с ними порадоваться их «творениям».

Активное участие родителей в  различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.

Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.

Литература

  1. Зверева О. Л., Ганичева А. Н., Кротова Т. В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Иванова В.М. Сотрудничество воспитателей и родителей: пути, проблемы, поиск //Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под. Ред. Т. В. Антоновой. М., 1995.
  3. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебное методическое пособие. – М., 2005.