Конспект занятия по экологии

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


Концепция:

  • Развивать стремление детей проводить свободное время на природе кругу семьи. Познакомить детей с зелеными уголками Москвы.
  • Развивать познавательную деятельность детей.
  • Социальная значимость: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в возможностях образования и развития детей дошкольного возраста средствами социо-культурного наследия.
  • Воспитание чувства любви к родному городу и бережного отношения к природе.

Цель:

  • Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами знакомства с уголком природы «Тушинский парк».
  • Воспитывать стремление у детей узнавать новое о зеленых уголках Москвы. Формировать познавательный интерес.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Вспомнить и повторить знакомые сказки.
  • Закрепить в памяти детей знакомые сказки.
  • Уметь узнавать их по фрагментам, иллюстрациям.
  • Развивать навыки участия в беседе, учить выслушать и принимать во внимание позицию других.
  • Воспитывать любовь сказкам.
  • Формировать представления детей о свойствах яблок и содержании в них витаминов.

Задачи:

  • познакомить с территорией расположения парка;
  • пополнять знания о городе в котором мы живем;
  • активизировать и обогащать словарь детей;
  • развивать внимание, память, любознательность;
  • побуждать в детях чувство любви и уважения к своему городу;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • закреплять навыки художественной и творческой образовательной деятельности;
  • развивать исследовательскую деятельность;
  • формировать игровые действия.

Возрастной диапазон: 5–7 лет;

Предварительная работа:

  • Рассказывание сказок, беседа по их содержанию.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Драматизация отрывков из сказок.
  • Беседа по сказкам, где есть яблоня.
  • Беседа о яблоне и яблоках
  • Что такое яблоко?
  • Сорта яблок.
  • Целебная польза яблок.
  • Стихи о яблоках.
  • Книги и сказки о яблоках.
  • Загадки о яблоках.
  • Пословицы о яблоках.
  • Что можно приготовить из яблок?

Сотрудничество с родителями:

  • Консультации: «Как привить у детей любовь к природе и уважение к своему городу».
  • Родители придумывают вместе с ребёнком пересказ сказки.
  • Помогают оформить его рисунками или картинками на лист от книги – альбома.
  • Родители вместе с ребенком делают поделку «Яблоня в сказке» для выставки.

Взаимодействие со специалистами:

  • Музыкальный досуг «Яблочные посиделки».
  • Физкультурное развлечение «На яблочной поляне».

Продукт проектной деятельности:

  • Рассказ о сказке или яблоке по рисункам или картинкам, подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
  • Аппликация: «Яблоня осенью»;
  • Рисование: «Сказочная яблоня»;
  • Лепка «Яблоки на тарелке»;
  • Выставка поделок «Яблоня в сказке»;
  • Книга-альбом «Парк Северное Тушино яблоневый сад и сказки».

Методы, используемые в проекте:

  • Наблюдение,
  • Объяснение,
  • Презентация,
  • Экспериментирование,
  • Беседа,
  • Наглядный показ: словесный, практический, рассказ, заучивание.

Срок проведения проекта:

  • Краткосрочный - 2 недели.

Участники проекта:

  • Дети группы №4;
  • Воспитатель: Бубырева Вера Владимировна
  • Инструктор по физкультуре Шабурина Анастасия Владимировна;
  • Музыкальный руководитель: Екатерина Петровна;
  • Родители воспитанников группы №4.

Рассказ воспитателя

Адрес парка: г. Москва, Парк находится недалеко от станции метро «Сходненская» по адресу: улица Свободы, 56.

На Северо-западе Москвы на берегу Химкинского водохранилища расположился парк "Северное Тушино". Каждый день здесь работают аттракционы, по аллеям прогуливаются дети в сопровождении родителей, на берегу стоят желающие посетить настоящую подводную лодку.
По выходным здесь проходят мероприятия, посвящённые какому-либо событию. Хорошее место для отдыха. Но парк здесь был не всегда. После войны здесь старались восстановить природу и хозяйство. Построили причалы, посадили деревья.
В 60-х годах разбили парк для отдыха местных жителей.
Парк был образован в 1992 году на месте Захарковского сада, насаженного как колхозный яблонево-грушевый сад.
Кстати, яблони и груши сохранились в парке до сих пор.
Очень красиво особенно весной, когда весь парк в цвету, и осенью, когда урожай созревает и на ветках весят яблочки.
В парке можно встретить персонажи из сказок где есть яблоня или яблоко. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.
Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!

Что такое яблоко?

Яблоко — плод яблони, который употребляется в пищу в свежем виде, служит сырьём в кулинарии и для приготовления напитков.
Считается, что родиной яблони является Центральная Азия.

Сорта яблок

  • Летние: Мелба, Белый налив, Золотая китайка, Московская грушовка
  • Осенние: Алма, Жигулевское, Антоновка, Слава победителю, Орловское полосатое, Апорт, Бессемянка новая, Боровинка, Волжская красавица, Анис алый
  • Зимние: Богатырь, Апрельское, Лобо, Пепин шафранный, Память Мичурина, Голд, Беркутовское, Лесостепное, Россошанское полосатое, Ренет золотой, Курский, Кортланд, Синап северный, Амарилл, Антоновка обыкновенная, Анис новый, Башкирский красавец, Бабушкино

Целебная польза яблок

  • Яблоки содержат много железа, их справедливо считают хорошим помощником при анемии.
  • Яблоки применяются при авитаминозе, понижении уровня витамина С, малокровии.
  • Яблоки способствуют нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта и пищеварительной системы.

Стихи о яблоках

ЯБЛОКО

Солнышко весеннее
Ярче с каждым днем
Мы сажаем яблоньку
В садике своем.
Маленькую яблоньку
Мы водой польем.
Песенку веселую
Про нее споем:
«Расти, расти, яблонька,
Подрастай !
Цвети, цвети, яблонька, Расцветай!»

Осенние яблоки

Осень кисточку достала,
Листья красить принялась,
Но, раскрасив щедро клены,
Все равно не унялась.
Забрела, гуляя, осень
В облетевшие сады –
На ветвях в прозрачных кронах
Яблоки как фонари.
Осень даже растерялась –
Хватит ли её на все:
Очень много поздних яблок,
Мало красок у нее.
Поразмыслила немного,
И решила не мудрить,
Да на яблоках зеленых
Щечки красным окропить.
Тем, что с желтыми плодами –
Гуще сделала тона,
А бордовым (как «китайка»)
Фиолетовый дала.
Долго осень рисовала,
Краски выложила все,
Но теперь плодам осенним
Не откажешь в красоте

Стучится яблоко в окно

Пружинит, гнётся ветка.
В саду промозгло и темно.
Гудит в трубе от ветра.
Со всеми, кажется, росло
И солнцем наливалось,
Теперь на ветке, как назло,
Забытое осталось.
Что проку в яблоке одном!
А знать - совсем немало.
Сорвал его, принёс я в дом,
И солнечнее стало.
Запахло сеном и росой,
Грозою и рассветом,
И ливень, и июльский зной
В клубке пахучем этом.
В него веселья сок налит...
Ненастною порою
Пускай мне сердце веселит,
Когда буфет открою я...
Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке
натрет.

Загадки о яблоках

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь – сладко.

Сочные, душистые, румяные, волшебные.
На деревьях мы растем.

Круглое, румяное с дерева достану я,
На тарелку положу, «Кушай, мамочка»,- скажу.

Я румяную Матрешку от подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка упадёт сама в траву.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.

Пословицы о яблоках

  • Хочешь съесть яблоко – посади яблоню.
  • Не залезешь на дерево – не сорвёшь яблоко.
  • Будет пчела на цветке – будет и яблоко на столе.
  • Всякое яблоко стремится стать яблоней.
  • У соседа яблоки всегда кажутся вкусней.
  • Не срывай яблока, пока зелено: созреет – само упадёт.
  • Кто яблоко в день съедает, тот у врача не бывает.

Книги о яблоках

  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Гуси-лебеди
  • Белоснежка
  • Хаврошечка
  • Сивка-бурка
  • Владимир Сутеев – «Яблоко»
  • В.А.Жуковский – «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке»
  • Иван Бунин - «Антоновские яблоки»
  • Ефим Честяков – «Чудесное яблоко»
  • Мира Лобе – «Бабушка на яблоне»
  • Светлана Бондарь - «Сказка про яблоки»
  • Иван Дубровин - «Все об обычных яблоках»
  • Алексей Толстой – «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
  • Владимир Сутеев – «Мешок яблок»
  • Эдуард Доминов – «Яблочный уксус»
  • Вадим Зеланд – «Яблоки падают в небо»

Хранение яблок

Хранить яблоки нужно в темном прохладном месте, лучше всего, если это будет погреб, так можно сохранить фрукты на более длительный срок.

Что можно приготовить из яблок?

  • Яблоки едят свежие, мочёные, печёные, засахаренные, квашеные, маринованные.
  • Из яблок делают сок, яблочный квас, сиропы, компоты, салаты, муссы, пюре, суфле, шарлотку, оладьи, пироги, торты, мармелад.
  • Их режут кусочками и cyшат.
  • Варят из яблок варенье, джем, повидло и т.д.

- Из чего вырастает яблоня (вопросы)

- А где созревают семечки? (в яблоке)

- Правильно, затем семечко прорастает, получается побег. Он растет, крепнет с каждым годом.

Затем молодая яблонька начинает цвести весной, красивыми бело-розовыми цветами.

На них прилетают пчёлы и опыляют их.

После этого начинают завязываться маленькие плоды, то есть яблочки.

К концу лета они поспевают, и мы можем их пробовать.

Именно так вырастает яблоко.

Вопросы и ответы:

  1. Яблоко — это фрукты или овощи? Где они растут?
  2. Какого цвета бывают яблоки? (красного, зеленого, желтого, разноцветного)
  3. Какие бывают яблоки по вкусу? (кислые, сладкие).
  4. Как вы думаете, полезно ли есть яблоки и почему?

Дети: Яблоки полезные, в них много витаминов.

Скажите, какие блюда можно приготовить из яблок?

Рекомендуемые мероприятия с детьми (вопросы для беседы, исследовательская деятельность, игровые действия, познавательные задания, действия с рабочими листами):

Сказка по лесу идёт, сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт...

- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Беседа по сказкам

Сказка "Репка"

Отгадайте, с какой сказкой мы сегодня будем знакомиться на занятии:

Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку, Жучку, кошку
да еще мышонка – крошку.
Так в земле сидела крепко
Желтая – большая………(репка).

Задание «Один-много».

  • Репка -……(репки)
  • Жучка - ……
  • Дедушка - ……
  • Бабушка -…….
  • Внучка - ……
  • Кошка -…….
  • Кошки -……..

Задание «Назови ласково».

  • Дед -……….
  • Бабка - …….
  • Репка - ………
  • Внучка - ……..
  • Собака -………
  • Кошка –……..
  • Мышка - ………

Физминутка.

Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили (имит движения)
А теперь её потянем (имит движения)
И из репы кашу сварим (имит движения)
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу)

Игра-драматизация.

  • Покажите, как дед репку вначале тянул.
  • Покажите, как бабушка шла на помощь деду.
  • А как жучка спешила.
  • Что делала кошка, пока ее не позвала Жучка?
  • А как мышка бежала на помощь.
  • «Кто еще пришел на грядку?
    Вспоминайте по-порядку?»
    «Кто сначала? Кто потом?»

Ответить на вопросы:

  1. Кто стоит впереди всех?
  2. Кто стоит между Жучкой и мышкой?
  3. Кто стоит перед бабкой?
  4. Кто стоит после деда?
  5. Кто стоит последним?

Сказка "Колобок"

«Круглый бок, румяный бок,
Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог»

Кого Колобок повстречал в лесу?

Выполнение действий в рабочих листах: лабиринт: провести колобка по лесу мимо лисы.

- От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя). Кто иззверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса?

Дать представление детям о достопримечательности парка "Северное тушино", с целью дальнейшего знакомства с парком.

История одной яблони

I. Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко.
Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика.
Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!»
Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
II. Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.
Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
III. Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.