На страницах учебников УМК "Перспективная начальная школа" часто встречаются проблемные диалоги между главными героями Мишей и Машей, поэтому эту технологию легко применять на таких уроках, в частности, на уроках математики.
Урок имеет следующую структуру:
Этап самоопределения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на основе задания по классификации геометрических фигур. Дети анализируют объекты, вступают в диалог.
На этапе актуализации знаний мы обращаем детей к личному опыту: просим назвать предметы окружающего мира круглой формы. Это положительно мотивирует деятельность учащихся, мобилизует силы и энергию к преодолению трудностей.
Проблемное изучение нового 20 мин. (включая динамическую паузу) предполагает работу с преамбулой, где через диалог Миши и Маши описана реальная ситуация, в которой явно представлен характеристический признак круга как геометрической фигуры.
В 1 задании предлагаем учащимся решить практическую задачу, понять, как будет изменяться круг, если менять местоположение его центра или его радиус.
Задание 2 является обратным по отношению к заданию 1. В нем учащимся предлагается объяснить, за счет чего могла быть получена изображенная на рисунке ситуация. Дети учатся формулировать и аргументировать своё мнение, сотрудничать в парах.
Динамическая пауза поможет подвести ребят к более осознанному восприятию материала, для этого возвращаем детей к преамбуле.
Учащиеся на практике пытаются построить ровный круг. Это позволяет им легко и быстро выполнить следующее практическое задание 3.
Данное задание учит детей выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы, грамотно оформлять свои высказывания.
В задании 4 учащиеся самостоятельно знакомятся с названием границы круга - «окружность» и определяют тему урока.
Далее мы ставим перед детьми задачу, начертить ровную окружность от руки. После неудачной попытки начертить ровную окружность дети приходят к выводу, что нужен специальный инструмент. Вторая часть этого задания посвящена знакомству с чертёжным инструментом циркулем и правилами безопасной работы с ним.
Целью задание 5 является познакомить учащихся с тем, как с помощью циркуля строят (проводят) окружность. Дети учатся составлять план последовательности своих действий, работать по выстроенному алгоритму и строить окружность.
Этап первичного закрепления необходим для усвоения детьми нового способа действия. Для этого ребята снова работают в парах: ещё раз проваривают друг другу алгоритм действий, а затем упражняются в построении с помощью циркуля окружностей (кругов) разного радиуса. Также они закрепляют взаимосвязь понятий «окружность» и «круг». На данном этапе осуществляется контроль деятельности по результатам выполнения задания и коррекция, учащиеся ещё раз получают возможность отработать умение взаимодействовать и сотрудничать друг с другом.
Этап самостоятельная работа 6 мин. В ходе самостоятельной работы проверяется степень освоения полученного знания, формируется (по возможности) успешная ситуация. Дети учатся самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.
Этап включение нового в систему знаний и повторение 5 мин. Начинаем с игры «Круг или окружность», которая развивает эмоционально-положительного отношения к предмету. Переходим к выполнению задания 7. Оно предполагает формирование целостной системы ведущих знаний по теме. Дети приходят к осознанию того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Дополнительные вопросы учителя к заданию направлены на пропедевтику понятия «радиус».
На этапе рефлексии 3 мин. учащиеся оценивают результат своей учебной деятельности. Формируется адекватная позитивная самооценка.
Практическая часть
Страницы в учебнике: с.44-46 (приложение 1, приложение 2)
Применяемая технология: проблемно-диалогическое обучение.
Планируемые результаты:
личностные |
метапредметные |
предметные |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
|
|
Положительная мотивация учебной деятельности |
Саморегуляция |
Общеучебные действия: решение проблемы; выбор наиболее эффективного способа решения; составление алгоритма действий; осознанное построение высказываний в устной форме, передача содержания текста; выполнение задания на основе рисунков и схем |
Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении |
Формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера |
Самоопределение |
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков |
Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков, группировка; умение структурировать знания и выбирать наиболее эффективный способ решения; установление причинно-следственной связи, построение логической цепи рассуждений |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Распознавать круг и изображать на чертеже окружность и круг; |
Смыслообразование |
Составление плана последовательности действий |
|
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации со сверстниками |
Умение работать с текстом |
Формулирование и аргументация собственного мнения и |
Контроль деятельности по результатам выполнения задания; коррекция |
|
|
|
Самооценка |
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
|
|
|