Представленное занятие предполагает организацию непосредственно образовательной деятельности по познавательному и творческому развитию в рамках тематической недели «Какая бывает мебель», с детьми 4-5 лет, имеющими нарушение зрения.
Разработка включает в себя интеграцию образовательных областей, реализует комплексный подход к воспитанию и обучению, помогает формированию навыков самостоятельной поисковой деятельности ребенка.
Смена видов деятельности, коррекционной работы позволяет избежать проблемы переутомления детей на занятиях.
Занятия в коррекционном дошкольном учреждении имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, дидактического материала подобранного индивидуально и соответствующего требованиями для работы детей с нарушением зрения, звуковых и видеозаписей, иметь высокую мотивацию. Во многом, перечисленное, может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
В результате использования мультимедийной установки на занятии, отмечаются методические возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, определяется высокая концентрация внимания.
Задачи:
- Расширять и конкретизировать представления детей о предметах мебели, её назначении, частях, и материалах из которых она состоит.
- Уточнять и активизировать словарь по теме занятия (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф).
- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением мебель.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
Коррекционные задачи: Развивать внимание, память, логическое мышление, ориентировку в пространстве.
Пропедевтическая работа:
- Рассматривание мебели, частей, материалов из которых она сделана;
- Рассматривание с воспитателем макета квартиры.
Оборудование: картинки мебели, разрезные картинки, рабочие листы, набор деревянной мебели, макет комнат.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем своих друзей.
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правая рука!
С лева - друг,
И с права – друг,
Здравствуй, весь наш общий круг!
Сегодня в нашем кругу собрались настоящие друзья, которые всегда готовы прийти на помощь другу в трудную минуту.
Утром, когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Посмотрите, оно очень необычное и то, что там написано я смогла прочесть только с помощью увеличительной лупы.
И вот, что я узнала: Где-то на свете, есть очень маленькая страна под названием Ллипутия. В этой стране все вокруг было маленьким.
Игровое задание «Назови ласково»
Если у нас растут высокие деревья, то в Лилипутии маленькие - ….(деревца);
Если у нас текут большие реки, то там маленькие ….. (речушки);
А в городах у нас живут люди, а в Лилипутии маленькие…..(человечки) и зовут их Лилипутики;
Мы живем в больших домах, а Лилипутики в маленьких…. (домиках, домишках);
В домиках были маленькие и уютные комнатки, где стояла маленькая мебель. Вы знаете, что такое мебель? Мебель – это предметы в помещении, которые служат для удобства человека. И все было хорошо в этой маленькой стране, пока там не поселилась злая волшебница Вреднильда, из – за своего вредного характера, она решила немного поколдовать. И вот, что произошло у бедных Лилипутиков:
Вихрь ужасный, как в кино,
вдруг влетел ко мне в окно.
Сдвинул с места шкаф тяжелый,
Отделил кровать от пола,
Стол, как листик подхватил,
Стулья в пляске закружил…..
Вихрь жестоко бушевал:
Мебель в воздух он поднял
И унес в одно мгновенье
В дом Вреднильды…
Вот такое невезенье!!!
И плохо стало жителям Лилипутии в своих домишках, как вы думаете почему? (в них нет мебели, что бы складывать одежду, сидеть и т.д)
Заклятие Вреднильды действует до тех пор, пока мы не поможем Лилипутикам выполнить задания:
Игровое упражнение: А теперь скажите, для чего нужна мебель, употребляя слово чтобы
Дети отвечают на вопрос, едагог крепит на доске картинку-отгадку)
- Стул нужен для того, чтобы… ..Сидеть
- Кровать нужна для того, чтобы …Спать
- Шкаф нужен для того, чтобы…Хранить одежду
- Стол нужен для того, чтобы…… за ним есть.
- Кресло нужно для того, чтобы…….отдыхать.
- Книжная полка нужна для того, чтобы …складывать книги.
Кто знает, из каких материалов делают мебель?
Мебель делают из разных материалов: дерева, пластмасса, стекла, кожи ….
Стул делают из дерева, металла. Он жесткий.
Шкаф может быть изготовлен из дерева, а двери из стекла.
У кого дома есть диван или кресло? Из чего они сделаны? Их делают из нескольких материалов - дерева, метала, поролона, обтягивают кожей или тканью. Он мягкий. Такую мебель называют мягкой мебелью.
Рабочий лист «Соедини» (мягкая и жесткая мебель)
А сейчас поможем Лилипутикам определить, где же на картинках мягкая мебель, а где мебель сделанная из твердых материалов. Дети линией соединяют (см. приложение)
Зрительная гимнастика «Строим дом».
Физминутка.
1, 2, 3, 4, хлопаем в ладоши
Много мебели в квартире
В шкаф повесим мы рубашку повороты туловищем влево, вправо
А в буфет поставим чашку поднимаем руки вверх, потягиваемся
Чтобы ножки отдохнули трясут каждой ногой
Посидим чуть- чуть на стуле приседаем
А когда мы крепко спали,
На кровати полежали кладут руки под щеку
А потом мы с котом хлопают в ладоши
Посидели за столом
Чай с вареньем дружно пили прыжки на месте
Много мебели в квартире развести руки
Игровое задание «Собери картинку из частей»
Колдунья очень не хотела что бы мастера в сказочном городе сделали новую мебель, поэтому все их рисунки с изображением мебели были порваны на кусочки.
Нам надо собрать предметы мебели.
Скажите, что у кого получилось?
- У меня получилась кровать.
Где мы поставим кровать?
- В спальне … и т.д.
Посмотрите, сколько замечательной мебели сделали мастера по нашим образцам.
А теперь мы будем брать мебель по 1 предмету и расставлять в комнате:
Дети проговаривают, куда ставят мебель. (Диван я поставлю в гостиной, кровать в спальне, стол на кухне и т.д.)
Ничего не смогла поделать злая Вреднильда, ведь лилипутики вместе со своими друзьями сделали много новой, красивой и удобной мебели
Вот и разрушилось колдовство Вреднильды.
В Лилипутии снова ярко светило солнце, жители радовались, что все так удачно закончилось.
Итог: Дети стоят в кругу. Хлопните в ладоши те дети, кому понравилось помогать Лилипутикам. Топните правой ногой те дети кому было трудно, левой - кому легко. А теперь похлопаем друг другу потому что все очень старались. А в благодарность для нас Лилипутики прислали по электронной почте фильм про мебель. Присаживайтесь, будем смотреть. (Презентация «Мебель»).
Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.ru