Педагогическая цель: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре; воспитывать художественный вкус, обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик.
Задачи: Способствовать развитию у детей познавательной и двигательной активности, совершенствованию музыкальных и творческих способностей в процессе восприятия музыки, в песенной, танцевальной и игровой деятельности.
Ход занятия
Дети подготовительной к школе группы, вместе с воспитателем заходят в музыкальный зал, сопровождая ходьбу проговариванием
Стихотворения «Тишина».
Тихо, тихо, тихо, тихо Идут в темпе: шаг на слог
Мы идём сегодня в зал
И не слышно даже слова
Чтобы кто-нибудь сказал.
Наша группа совершенно, Палец к губам.
Абсолютно не слышна.
Потому что, потому что, Голос понижается до шёпота.
Потому что ...тишина.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! (поёт тихим звуком, мелодия на усмотрение педагога)
Дети: Здравствуйте! (стараются отвечать в этой же тональности)
Музыкальный руководитель: Вы заметили, ребята, как мы необычно вошли в зал? Это потому что сегодня мы будем играть в интересные игры с разными звуками. Какие вам известны звуки, которые нас окружают дома, на улице.
Дети: (ответы детей разные).
Музыкальный руководитель: И все они разнообразны. Давайте мы отправимся на улицу. Известные вам виды транспорта будут загадывать звуковые загадки. А мы будем угадывать и движениями изображать ответы.
Упражнение-игра «Имитация движений под звуки разных видов транспорта»
Музыкальный руководитель: Как вам известно, ребята, на дороге и пешеходам и водителям надо соблюдать… Как вы думаете, что?
Дети: Правила дорожного движения.
Музыкальный руководитель: Напомните нам основные правила пешехода.
Дети: Красный свет - дороги нет, а зелёный на пути, значит, смело проходи.
Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами будем играть, изображать разные виды транспорта. Внимательно слушаем звуковые загадки. Приготовились.
Музыкальный руководитель использует аудиозаписи звучания разных видов транспорта.
- Машина - дробный шаг
- Велосипед - лёгкий бег маленькой змейкой.
- Мотоцикл - бег с небольшим ускорением.
- Самолёт - стремительный бег.
- Поезд - дробный шаг с акцентом на 1 долю, при счёте на раз, два, три, четыре.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Определили на слух разные виды транспорта и изобразили. Это звучали бытовые звуки. А сейчас, послушайте внимательно, что прозвучало?
«Марш» С.Прокофьева в исполнении симфонического оркестра (аудиозапись)
Дети: Марш.
Музыкальный руководитель: Правильно. И это уже звучали не звуки транспорта, а музыкальные звуки. Или точнее, музыкальное произведение, которое называется...
Дети: «Марш» С.Прокофьева.
Музыкальный руководитель. А это значит, пришло время следующей игры.
Восприятие музыки различной по характеру через двигательное уподобление.
- «Вальс» П.Чайковского (плавно танцуют, кружатся)
- «Марш» С.Прокофьева. (маршируют)
- «Полёт шмеля» Н.Римского-Корсакова (легко бегают)
- «Итальянская полька» С.Рахманинова (поскоки)
Музыкальный руководитель: (хлопает в ладоши). Это тоже звук – хлопок ладонями. В нашей игре хлопок будет сигналом, означающим: «Внимание - стоп, посмотри на меня». После моего хлопка, вы меняете направление движения под музыку, которую узнали.
Игра на ориентацию в пространстве музыкального зала.
Ход игры: Музыкальный руководитель после каждого хлопка, жестами показывает, «движение по большому кругу», «движение стайкой по диагонали в правый угол зала», «движение стайкой лицом к музыкальному руководителю», «на месте вокруг себя», «снова по большому кругу вперёд, друг за другом» и т.д.
Музыкальный руководитель: (хлопок и тишина) Тишина... Вот мы и вернулись в нашем воображении в детский сад. Так интересно, нас никто и не заметил. А вы умеете слушать тишину? Тогда давайте поиграем, а кто что услышит интересного, расскажет нам об этом. А слушать мы будем, звуки, которые звучат за дверью.
Спокойная игра на развитие слуха и концентрацию внимания:
«Что звучит вокруг меня?»
Музыкальный руководитель: А теперь, поделитесь, что кто услышал?
Дети: Шаги, голоса детей, звон кастрюль и т.д.
Музыкальный руководитель: (хлопает в ладоши) Снова тишина. Закрыли на минутку глаза, что слышите сейчас?
Дети: Стук мяча об пол. (дети стоят врассыпную)
Музыкальный руководитель: Верно, это значит, что мячик принёс нам новую игру. Что-то он мягкий и маленький, давайте возьмёмся за руки и наполним его своим дыханием, сделаем большим, как наш хоровод.
Дыхательная гимнастика: «Надуй шарик»
(Вдох через нос и медленный выдох через рот)
Музыкальный руководитель: Вот мы и в кругу, давайте присядем на колени и покатаем мячик друг другу. У кого окажется мячик, тот отхлопывает ритм, который отстучал тот, кто послал мячик. Передаёт мячик другому и придумывает свой интересный ритм.
Знаете, ребята, что ритм - это чередование звуков, различных по длине.
Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма: « Услышь и повтори»
(Далее звучит фонограмма «Звуки природы-ветра, переходящие в ураган»)
Музыкальный руководитель: Кажется за окном похолодало. Что это за звуки за окном, ребята?
Дети: Ветер, свист, шум.
Музыкальный руководитель: Ветер, шелест листвы, как называются эти звуки?
Дети: Звуки природы.
Музыкальный руководитель: Какие ещё природные звуки вам известны, дети?
Дети: Шум моря, ручья, и т.д.
Музыкальный руководитель: Ещё больше похолодало, давайте разотрём ладоши.
Логоритмическая игра-потешка с элементами массажа.
«Наступили холода»
Да, да, да. Дети растирают ладони
Наступили холода. Растирают ладонями локти, правой-левый, левой-правый.
Да-да-да. Растирают ладони.
Превратилась в лёд вода. Трясут кистями рук.
Ду-ду-ду. Растирают колени.
Поскользнулся я на льду. Приседают на конец фразы.
Ду-ду-ду Растирают ноги ниже коленей.
Я на лыжах иду Пружинка с взмахами рук вдоль туловища.
Ды-ды-ды Растирают уши.
Вижу заячьи следы Машут ладонями попеременно над головой.
Ди-ди-ди. Прыжки на месте.
Ну-ка, заяц, погоди! Убегают на стульчики.
Музыкальный руководитель: Легко побежали на стулья. Занимаем любой стульчик, не толкаясь, пропускаем девочек вперёд.
Ну, а теперь, пришло время поговорить о музыкальных звуках. Вспомните, ребята, какие бывают звуки по высоте?
Дети: Высокие и низкие.
Музыкальный руководитель: Да, а ещё они бывают очень высокие и очень низкие. Давайте мы взлетим нашим голосом, как на качелях - вверх и вниз.
Упражнение на развитие голоса и звуковысотности: «Качели» муз. Тиличеевой
Музыкальный руководитель: Мы знаем, что попасть с нижнего звука, на верхний можно и постепенно, как по лесенке, или подниматься в гору и спускаться с горы на санках песенкой, скороговоркой.
Распевание на развитие дикции: «Везёт Сенька - Саньку», слова народные , мелодия звукоряда вверх и вниз.
Везёт Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки - хлоп,
Санька - в бок.
Сеньку - с ног,
Сонька - хлоп.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы заметили, что из музыкальных звуков, разных по высоте получилась песенка. Предлагаю спеть знакомую вам шуточную песню без музыкального сопровождения. И послушать свой голос, ведь голос человека-это музыкальный инструмент, который человеку дан от природы. В этой песне вы будете выполнять задание - отмечать длинным и коротким хлопком окончание фраз.
Песня «Алфавит» муз. Д. Воскресенского
Музыкальный руководитель: Ну, а сейчас мы эту песню покажем, как маленький спектакль под инструментальное сопровождение.
(Пение песни с солистами)
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам работу для ума и слуха. Вы знаете, что каждый предмет, если его перемещать или выполнять с ним какие- либо действия, тоже может издавать определённый звук. Сможете ли вы определить на слух количество предметов и разложить их последовательно друг за другом? Давайте вспомним, какие звуки у этих предметов:
- Карандаши - деревянный, глухой
- Звук листающей книги - шелестящий, глухой.
- Сминаемой бумаги - шуршащий, глухой.
- Звон стаканов - звонкий прозрачный, стеклянный.
Интеллектуальная игра: « Что звучало?»
Музыкальный руководитель: Снова, ребята, отвернитесь и послушайте, какие звуки вы слышите (аккордеон). Правильно, вы услышали звук музыкального инструмента. Музыка исполняемая музыкальным инструментом, называется...
Дети: Инструментальная.
Музыкальный руководитель: А когда звучит и музыка, и голос человека под эту музыку, то она уже называется вокально-инструментальная, или песня. Сейчас мы разомнёмся, потанцуем под весёлую песню, но сидя. Я буду, как дирижёр, показывать вам движения, а вы за мной повторять.
Музыкально-ритмические движения на развитие координации: «Танец сидя» авт. И. Буренина
Музыкальный руководитель: Так у нас весело стало. А что создают объединённые воедино большое количество беспорядочных звуков?
Дети: Шум!
Музыкальный руководитель: Предлагаю поиграть с шумом. Давайте озвучим стихотворение голосом, стуком, свистом, смехом, музыкальными инструментами . Поиграем, пошумим.
«Звуки» А. Усачёв.
Жизнь была бы очень скучной (У) Детская Арфа
Если б жизнь была беззвучной (оп) «Застёгивают на молнию губы»
Как прекрасно слышать звук Игра звукоряда вверх и вниз на
Шум дождя и сердца стук. металлофоне.
Мы кричим(а). Смеёмся (-ха-) дышим (дыхание)
Мы слова и мысли слышим Пальцы к губам и к голове.
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крышам. Стук ладошами по коленям.
Как шуршат за стенкой мыши. Скрежет или маракас.
Волки воют на луну (У).
Тигра рёв (Ры) и мух жужжанье(з) Колокольчик.
Топот (перетопы) свист(свист),
Мычанье (му), ржание (Ржанье)
А сейчас- тишина. (Т-с)
В жизни тишина бывает,
Нам порою, так нужна.
А где, ребята тишина абсолютно не нужна?
Дети: В оркестре.
Музыкальный руководитель: Получайте музыкальные шумовые инструменты, давайте поиграем в оркестр, вместе с полькой
Озвучивание музыкального произведения Полька «Трик-трак» муз. И. Штрауса
Музыкальный руководитель: Замечательный получился оркестр. Шумный, весёлый. А какой самый-самый шумный и весёлый праздник?
Дети: Новый год!
Музыкальный руководитель: Давайте завершим нашу интересную встречу, весёлым задорным танцем, который мы начали учить к Новому году.
Танец «Вход на ёлку» под песню «Саночки».
Список литературы.
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Арсеневская, О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О. Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2011.
3.Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие.- СП.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]
/ А. И. Буренина.-2-е изд., испр. и доп. -СПб. : ЛОИРО, 2000.
5. Буренина А.И. ,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- СП.:РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
6. Буренина, А. И. Театр всевозможного.Вып.1:От игры до спектакля: Учеб.-метод. пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-СПб., 2002.
7. Девятова, Т. Н. Звук-волшебник/Материалы образовательной программы По музыкальному воспитанию старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА- ПРЕССА,2006.
8. Картушина, М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
9. Куревина, О. А. Синтез искусств эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
10. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для 6-7 лет) [Текст, ноты]: из опыта работы муз. руководителей дет. садов/сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.:Просвещение, 1982.
11. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/Под. ред. Н.Е .Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
12. Радынова, О. П. Программа «Музыкальные шедевры» с детьми 6 лет с 1-й по 6-ю тему [Текст и звукозапись]/ О.П. Радынова. - М.ООО «Издательство «Гном и Д», 2000.