Цель музыкального образования - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Цель урока:
- развитие музыкальности: музыкального слуха, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.
Задачи и направления:
- привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);
- формирование потребности общения с музыкой.
- последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Урок «В музыкальном театре» «Джаз – это жизнь».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление у учащихся о многогранности творчества американской культуры, познакомить с афро-американским фольклором «Джазом» - основой американской оперы, используя популярные джазовые хитами, развивать интерес к этой музыке.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить понятие о джазовых жанрах «Спиричуэл», «Блюз», «Регтайм»;
- вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;
- мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению джаза и ориентированию в современных стилях музыки;
- познакомить учащихся с терминами «спиричуэл», «блюз», «регтайм»;
- грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь активно слушать джаз.
Развивающие:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;
- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля «Джаз»
- развивать исполнительские навыки и умения, музыкальный слух, память, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;
- формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;
- развивать навыки определения настроения музыки.
Воспитательные:
- пробудить у учащихся интерес к музыке
- воспитывать через музыку джаза толерантные отношения к людям независимо от их национальности;
- способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры;
- закреплять интерес и любовь к джазу;
- воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:
- знание характерных особенностей американской музыкальной культуры, знание популярных хитов, джаза;
- умение анализировать музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно, уметь слушать выступающих, выражать свою точку зрения);
- эстетический вкус, уважительное отношение к музыкальной культуре и искусству.
Мотивация учащихся:
Ход урока
Сл. 1? А у вас бывает дежавю, какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождающие ассоциации? У поэта Н.Огарева есть такие строки:
Когда мы в памяти своей проходим прежнею дорогой,
В душе все чувства прежних дней вновь оживают понемногу.
Как странно устроено человеческое сознание, ему свойственно жить в прошедшем времени, в прошлом.
? Почему человек периодически возвращается в прошлое?
- Чтобы вновь и вновь ощутить определённое состояние.
? А как вы считаете, у музыки есть прошедшее время?
- Нет, только настоящее, а вот её память длинною в человечество.
? Я хочу сегодня пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?
- Да, место, где проводят опыты.
? Зачем существуют лаборатории? Чтобы открыть неведомое человеку.
? А что ещё в наш век современных технологий может быть неведомым? Кажется, человек уже открыл всё – и космос, и атом, и добрался до Америки. Что ещё для нас является недосягаемым? Тем, куда не может заглянуть человеческий глаз?
- Человеческая душа.
Я вам предлагаю заглянуть в святая святых человека.
? Можем мы сегодня, впервые видя человека, охарактеризовать его, сформировать чёткое представление о его внутреннем мире? Вот вам я, готовый фолиант.
Узнайте, мой внутренний мир, ну, хотя бы какую музыку я люблю? Как вы это будете осуществлять? Что вам для этого нужно?
- пообщаться.
Превосходно, люблю живую беседу, пожалуйста, задавайте ваши вопросы, раз уж я предложила себя в качестве изучаемого субъекта.
- Мой внутренний мир, как эта картина – разноцветная, я люблю живопись, литературу, интересуюсь историей, уважаю химию, штудирую языки, и, конечно же, холстом для всего этого разноцветия служит музыка – во всех её проявлениях.
Каждый день в моей душе звучит разная музыка.
? Как вы думаете, почему, что является причиной? Настроение, погода, круг людей, ситуации и т.д.
Говорим о душе, а перечисляем события и окружение.
? Так что же есть человеческая душа? Некая ниша, карман, и у каждого в своём месте, у кого-то рядом с сердцем, у кого-то в пятках, у третьих в желудке. Душа – это наша шкатулка, куда мы откладываем самое дорогое и ценное что познали самостоятельно. Обычно я никому не позволяю забираться в мою сокровищницу, но вам, так и быть в качестве исключения раскрою свой ларец. Но не рассчитывайте на лёгкую добычу, придётся потрудиться, т.к. я подобно египтянам всё зашифровала и заархивировала. Но, у меня есть одно условие, давайте договоримся, что каждый откроет свою сокровищницу для обмена, а не для воровства. Свои сокровища я только меняю на ваши. Итак, вам задача первая угадайте, какую нишу своего ларца я сегодня открыла, с какой музыкой – Я умышленно не буду называть автора произведения, эпоху, стиль т.к. мне нужны только ваши ассоциации, ощущения, то чем вам представляется эта музыка.
Слушаем отрывок «Армстронг Хелоу Долли»
Привет, …
Ну, привет, …
Это здорово, что в школу ты пришёл.
А ты грустишь….. ну, улыбнись…….
Улыбнись и всё плохое пусть уйдёт.
Ты улыбнись другу и скажи «здравствуй»
лишь улыбкой можно сердце растопить.
Качнулся в такт песни целый класс у нас - слышишь
с песней можно лишь на свете жить
пой со мной вместе, хлопай в такт песни
только песня вечно красит твою жизнь.
Да, друзья – это ДЖАЗ музыка, которую боготворю, а вы покопайтесь в своей душе, т.к. я уверенна, что и вам эта музыка так же по сердцу, как и мне, потому что не любить её – невозможно.
А стало быть, мне хочется узнать ваши ощущения о ней. Со своими чувствами и я знакома, а вот с вашими, - пока нет и мне очень бы хотелось узнать, какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, (эта музыка мне неведома; да, я уважаю эту музыку; я против такой музыки)
Мне нравится, я принимаю. – огромное спасибо за такие слова, а то я уже боялась, что со мной что-то не так, может мне нужна уже госпитализация т.к. я совершенно не могу усидеть на месте, когда звучит такая музыка).
? Что услышали?
? Ваши чувства, какие они были от прослушанной музыки?
(ответы детей)
? А вы знаете, что же такое ДЖАЗ? Он как та мозаика цветов, что присутствует у нас на картине – безгранична и необъяснима.
СЛ.2 Джаз - отражение жизни, насколько разнопланова жизнь – настолько разнообразен и джаз.
Его история стара, как век – это часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в весёлом, шумном, пёстром городе США в Новом Орлеане а точнее, в его бедных кварталах и пригородах, откуда на старых колесных пароходах добрался до Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Этот город не похож ни на один город США.
Сл.3 Как почувствовать это состояние разноцветия? – всего лишь отдаться в руки всемогущего ритма. Великий мастер джаза Луи Армстронг как-то сказал «Если вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»
? А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе или она каким-то образом связана с жизнью?.. (Конечно, как любое явление, она связана с жизнью…
? А как? Сегодня на уроке мы с вами найдём ответ на этот вопрос.
Сл.4 Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься.
? Что же лежит в основе джаза. Каковы его корни, прежде всего, национальные?
(ответы детей)
Корни эти афроамериканские (первая связь – национальные корни.
Истоки: В 17 веке на землю США прибыли первые невольничьи корабли с живым грузом. Это были темнокожие африканцы. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях.
Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанировали себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль. Всю страстную надежду на лучшую жизнь, хотя бы за гробом.
Сл.5 Так возникли негритянские религиозные песни спиричуэл. Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте попытаемся почувствовать джаз.
У нас есть три ряда, я попрошу ребят:
- 1-го ряда топать ногами 2 раза – только всем вместе, как маятник часов, равномерно, по моей команде попробуем со словами «Здравствуй - 2 удара».
- 2-го ряда – щелкать в одном ритме, кто не умеет щелкать, в этом же ритме «привет – 1 щелчок»
- 3-го ряда - хлопать сдвоенными хлопками (как жизнь?), а теперь попробуем соединить, по моей команде включается тот ряд, на который я укажу.
Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается ритмом сердца, дыхания, глотка воздуха. Итак, попросим старика Армстронга нам помочь. (в момент импровизации пытаюсь завести ребят на движения под музыку).
Слушаем Л.Армстронг «Let My People Go»
Помним, «кто не топает ногой во время музыки – тот не знает, что такое джаз».
Сл. 6. Следующим национальным корнем является блюз – светская лирическая песня.
В блюзах тоска соединена весельем отчаяния, безверия. Слово “blue” переводится: “кошки на душе скребут”.
? А когда мы испытываем такое ощущение? В какие минуты жизни?
Слушаем «Сент-Луи Блюз» Армстронг и Дж.Коккер
Какими интонациями наполнен этот блюз. О чём скребли кошки?
- меланхоличный, немного печальный характер.
Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе и т.д. Для них характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая блюзовая смесь.
Блюз – это холодный серый день.
Блюз – это одиночество.
Блюз – это не просто рифмованные строчки.
Блюз – это путь от любви в никуда.
Блюз – это черный день,
Это плач и пение, плач и пение до самой смерти…
Сл.7 английское ragtime (отрезок, “обрывок” времени) происходит от ragged, что буквально означает — неровный, рваный ритм.
Рэгтайм – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с характерным синкопированным ритмом. Как говорят про них исследователи джаза: «Это попытки негров сыграть польки и кадрили на свой манер».
Слушаем Регтайм
? В чём отличие джазовой музыки от классической?
? В чем ее особенность, как мы узнаем, что это именно джазовая музыка?
Для русской музыки главным является ее певучесть, песенность, мелодичность, а что для джаза является важнейшим средством выразительности?.. (ритм).
? А отличия оркестров Симфонического от джазового? (духовые - главные)
? Вы услышали, на каком инструменте играет Армстронг? Какие еще джазовые инструменты вы знаете? Д/З
? А почему именно эти инструменты стали сольными?
Я думаю, что частично нам поможет ответить на этот вопрос отрывок из мюзикла.
Сл. 8 Колыбельная из Порги и Бес
Известная музыка, на слуху у каждого, это я увидела по вашим лицам.
Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями джаза. но как катастрофически мы мало знаем о ней… Их множество, но рамки урока не позволяют нам послушать и ощутить их магию на себе.
Сл. 9 Итак, что сегодня узнали, что унесём с урока в своей копилке?
? что такое джаз…? Мы послушали столько замечательной джазовой музыки.
? Что же его отличает его от других жанров.
? Серьезная музыка или всего лишь «музыка для танцев»?
? Не устарел ли джаз и не убит ли он поп, рок, и другими современными стилями музыки?
А джаз звучит вокруг нас, знакомый и живой.
Сл.10 «Джаз - как птица, что летает, прилетает, пролетает и перелетает, не зная границ и преград; единственная универсальная музыка века, та, что сближала людей больше и лучше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка достаточно простая, чтобы стать универсальной, и достаточно хорошая, чтобы иметь собственную историю…» Хулио Кортасара:
Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах и композиторах, работающих в стиле джаз, но об этом мы поговорим вместе на следующем уроке и поможете в этом мне вы у каждого ряда будет своё задание: (Д/З)
Д/З к следующему уроку:
(первый ряд) Историческая справка:
- Инструменты джазового оркестра.
- Почему именно эти инструменты?
- Город – родина джаза?
(второй ряд)
- Интересные факты из жизни Джорджа Гершвина (мюзикл)
(второй ряд)
- Имена великих исполнителей джаза
- Интересные факты из истории «jazz»
- Для каких стилей джаз стал основой
В завершение нашего урока, мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверное единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявляйте ваши эмоции активно слушая джаз, ведь с сегодняшнего дня он частично ведом и вам..
Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые русские. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Джаз - это индивидуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология. Чтобы понять другого человека – его нужно выслушать и принять на себя часть его боли – как в джазе –движение вместе.
Спасибо за урок.
Дети выходят из класса идёт ролик «Хелоу Долли».